![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семантическая структура.
Семантическая структура включает в себя 2 понятия: 1. значение слова 2. смысл слова Значение слова – это всегда отношение между обозначаемым и обозначающим. Это объектная данность и она существует вне нас. Значение слова записано в толковом словаре. Значение слова усваивается ребенком поэтапно. Л.С. Выготский выделил 2 уровня в усвоении значения слова: 1. уровень предметной отнесенности 2. сигнификативный уровень
I уровень – значение слова этого уровня представляет отношение между звуковым комплексом и определенным предметом (или зрительным образом). Для формирования этого уровня ребенок должен услышать слово и увидеть предмет. Это уровень обобщения и формирования конкретных значений. Слов обладающих конкретным значением в русском языке около 22%. Трудности, которые испытывают дети на этом уровне, проявляются в полисемантизме – обозначение ряда предметов и действий одним словом. Все это свидетельствует о том, что значение слова усваивается ребенком не сразу. На основании этого Леонтьев предположил, что значение слова усваивается ребенком через смысл. Ребенок использует в своей речи слова взрослого языка, но наполняет их своим субъективным значением. Субъективное значение и есть смысл слова. В русском языке порядка 80% слов имеют абстрактное значение. II уровень – сигнификативный (понятийный). Воспринимаемое слово соотносится с определенным понятием. Понятие – это отражение в сознании двух групп признаков: 1. общих с другими понятиями (любовь – это чувство) 2. дифференциация понятий (чувство со знаком +) Нарушение семантической структуры слова Это нарушение того значения слов, которое им приписывается исторически. Типы нарушение семантической структуры слова
1. Явление полисемантизма Явления, действия, предметы обозначаются одним словом. Часто наблюдается в самостоятельной речи детей.
2. Диффузность – распыление конкретного значения слова. Особенно часто подвергаются глаголы. 3. Вербальные парафазии. По характеру вербальных парафазий можно отличить детей с первичной речевой патологией от У.О.: - для алаликов замена слов обусловлена единством ситуации или смыслом (Мама вешает белье. «Мама стилает».) - У.О. заменяет по звуковому сходству Нарушение семантической структуры слова является вторичным нарушением, т.к. по мнению авторов отклонение в развитии значении слов обусловлено незначительной практической речевой деятельностью ребенка.
|