Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 11.Модели этнохудожественного воспитания в системе дополнительного образования.






Большая роль в сохранении и развитии нхк принадлежит учреждениям дополнительного образования, имеющим принципиальные отличия от учреждений общего образования. Дополнительное образование, по сравнению с общим образованием, не регламентировано Государственными стандартами и направлено на удовлетворение познавательных потребностей и развитие творческих способностей у детей. Понятие «дополнительное образование» сравнительно новое. В самом термине лежит сочетание двух парных категорий «дополнительное» (дополнение к чему-либо) и «образование» (совокупность знаний, полученных специальным обучением, ориентированным на решение задачи совершенствования и развития личности через свободу выбора видов и форм деятельности).

До 90-х годов 20 века «дополнительное» образование называлось «внешкольным». Изначально в сферу внешкольного образования входили народные библиотеки и университеты, воскресные школы, клубы и другие культурно-просветительные учреждения. После октябрьской революции (1917) деятельность учреждений «внешкольного образования» была направлена на организацию самодеятельных детских творческих коллективов.

В настоящее время эта работа проводится в домах детского творчества, школах искусств, клубах и этнокультурных центрах. Кружковая и студийная работа осуществляется также и в общеобразовательных учреждениях в рамках дополнительного образования, организованного во второй половине дня.

Этнохудожественное направление в сфере дополнительного образования не является новым. Студии ДПТ, детские фольклорные коллективы существовали и в советский период. Сегодня большими возможностями этнох. образования детей располагают клубные учреждения, в том числе центра народных промыслов, творческие мастерские и студии, школы искусств и другие объединения, способствующие художественно-творческому развитию личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределения ребёнка.

В настоящее время совершенствуется деятельность клубов по организации работы студий и кружков любительского художественного творчества, народных театров, любительских объединений по культурно-познавательным, историко-краеведческим, экологическим культурно-бытовым темам; организации и проведению фестивалей, смотров, конкурсов, выставок; проведению спектаклей, концертов, массовых театрализованных праздников, народных гуляний, местных традиций и обычаев.

В настоящее время существуют разные модели дополнительного образования, в которых изучается НХК.

1 - модель развивающей этнокультурной среды характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа в которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная работа по приобщению детей к НХТ полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей учреждения. К сожалению, это - наиболее распространённая модель. Но даже и такой вариант приобщения детей к НХК имеет смысл, поскольку способствует занятости детей, расширению их представлений о ценностях культуры, развитию интересов и познавательно-творческих способностей детей.

2 - модель организации детской жизни отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в учреждении структур доп. образования. Однако в этой модели нет общей направленности на изучение народной культуры. В таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и взрослых (творческие лаборатории, экспедиции).

3 - модель интегрированного образовательного пространства направленная на приобщение детей к культурному наследию, строится на основе тесного взаимодействия школы с одним или несколькими учреждениями доп. образования детей или учреждением культуры (центром детского творчества, музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и т.д.). Эти учреждения разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание доп. образования. При этом в практической реализации программ значительно возрастает роль худож. руководителей творческих коллективов.

4 - модель родительской школы. Организация образ. процесса по приобщению детей к культурному наследию народов России и мира развивается в этно- и поликультурных центрах, создающихся как отдельно, так и на базе общеобразовательных учреждений, как их подструктуры. Такая модель является наиболее эффективной для освоения НХК, родного языка. В этих образ. учреждениях создаются кружки и студии, музеи народной культуры, этнографические театры и др.

Новой формой доп. образования являются «Воскресные школы». Эти государственные учреждения доп. образования детей имеют несколько направлений деятельности: учебно-воспитательное, просветительское, художественно-эстетическое, организационно-массовое, научно-методическое. В их работу входит преподавание факультативных курсов для старшеклассников («Христианская этика, мораль и нравственность», Библейские рассказы», «Народные традиции и христианские праздники и др.); проведение лекций, конкурсов, викторин и олимпиад культурологической и религиоведческой тематики и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал