Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 14.Современные проблемы развития этнохудожественного образования в России.






Сегодня перед Российской педагогической наукой поставлена задача использования потенциала образования и воспитания в целях консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления межнациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства.

Современные тенденции развития системы образования в условиях многоязычия и поликультурности российского общества выдвигают целый комплекс теоретических и практических проблем, связанных с определением понятия поликультурная образовательная среда.

Многочисленные определения поликультурного образования были предложены учеными, исследователями и организациями. Дискуссии по данному вопросу в разных странах велись на протяжении последних 30 лет. Это отражено в зарубежных и оте­чественных концепциях поликультурного образования: многоэтническое образование (Боос-Нюнниг, Зандфукс, Н.В. Кочешков), бикультурное образование (Фтенакис), концепция «диалога культур» (Н.Х. Вессель, В.С. Библер, Г.Д. Дмитриева, М.С. Каган, П.Ф. Каптерев, М.А. Некрасова и др.), концепция «культурных различий» (П.П. Блонский, Дж. Бэнкс, А.П. Лиферов, Э. Мейлер, В.М. Полонский, Р. Хенви). Значительную помощь в моделировании диалогических обучающих и воспитывающих стратегий может оказать концепция «Школы диалога культур» крупнейшего отечественного философа и культуролога В.С. Библера, который определяет саму культуру как диалог культур, как форму: «...одновременного бытия и общения индивидов различных культур» [3].

Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивает, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Целью поликультурного образования согласно данной концепции является приобщение к различным культурам, формирование общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно-образовательное пространство. Ведущими идеями данной концепции выступают идеи открытости, диалога культур, культурного плюрализма.

Россия? многонациональное государство и проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли этнохудожественного образования, идей народной педагогики, рост влияния традиционной культуры на формирование самосознания личности.

Культура любого народа является частью мирового культурного пространства, где происходит взаимодействие различных этнических культур. «Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру» [4; с. 46]. Культура различных этносов может сохранить свою неповторимость только в процессе диалога с другими культурами, так как язык насилия и борьбы может привести к полной её гибели. Национальная культура имеет в своей основе нравственные, моральные и общечеловеческие ценности. К сожалению, на сегодняшний день в мире ведутся межнациональные войны, которые нарушают темпы развития и взаимодействия различных национальных культур.

Этнокультура различных народов вносит в поликультурное пространство, окружающее её, сугубо индивидуальное, новое и самобытное. Территория современной России, всегда представляла и представляет собой поликультурное пространство. На её территории проживали и проживают представители различных этносов, культуры которых не могли развиваться изолированно.

Сегодня на территории России специалистами различных профилей ведётся огромная работа по изучению, возрождению и сохранению традиций культуры народов страны, что является условием воспитания таких качеств, как гражданственность, духовность, патриотизм и национальное самосознание. «Это связано, прежде всего, с тем, что из ценностных доминант общественного сознания в России в постперестроечный период стало осмысление реальной полиэтничности страны и признание права каждого этноса, каждой этнической группы на этнокультурную идентичность, на относительную культурную автономию в рамках единого российского культурно-образовательного пространства» [5; с. 21].

Знакомство с этнокультурами регионов России является сегодня важнейшей задачей педагогов всех звеньев системы образования.

У студентов, учащихся необходимо формировать умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других культур, ориентации в современном поликультурном мире, культурного наследия и достижений других народов, изучения ценностей мировой культуры. Всё это делает необходимым обращение к целому ряду их личностных качеств, таких, как открытость, терпимость и готовность к общению.

Целью этнохудожественного образования на современном этапе провозглашается развитие личности, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации, т.е. развитие у студентов и учащихся желания и способности вступать с другим народом в отношении диалога культур, воспитание в духе восприятия других культур как равноправных, самобытных и самоценных. Необходимость преподавания изобразительного искусства в условиях поликультурного общеобразовательного пространства продиктована тем, что понимание иной культуры возможно только на основе знания своей. Отсутствие знаний как о той, так и о другой является источником недопонимания, непонимания, конфликтов и кризисов в процессе межкультурной коммуникации. Умение ориентироваться в различных типах культур, адекватно интерпретировать явления и факты родной и иной культур, сравнивать и делать выводы об общем и специ­фичном в системе культурных ценностей сопоставляемых сообществ, выходить из затруднительных положений в процессе межкультурного общения, обсуждать частные и глобальные проблемы человечества? составляет суть этнохудожественного образования на современном этапе.

Воспитание учащихся и студентов в условиях поликультурного общеобразовательного пространства требует комплексного исследования и решения данной проблемы с учетом региональных особенностей этнохудожественной культуры народов, населяющих территорию современной России.

Более того, решение данной проблемы в настоящее время происходит на фоне глубокого социально-экономического, идейно-политического и духовно-нравственного кризиса общества. В современном мире наблюдаются процесс в массовой культуре, который именуется «гомогенизацией». Речь идет о нарастании единообразия, стереотипности, как самой массовой культурной продукции, так и запланированной, однозначной реакции на ее потребителя. Формирование «одномерного» потребителя - главный источник не только прибыли, но и разрушения индивидуальности, духовной суверенности личности. При этом все увеличивающиеся благодаря бурному развитию средств коммуникации масштабы потребления массовой культуры несопоставимы с масштабами образовательной сферы, образовательного воздействия. На наш взгляд, ценностная разнонаправленность культурной жизни и образовательной среды принимает катастрофические размеры. Гомогенизация культуры под флагом глобализации грозит лишить культуру ее оттенков, красок, этнонациональной самобытности, обусловленного своеобразием выработанных предками способов и форм общения человека с окружающим его миром природы. Ни для кого не секрет, что в нашей стране средства массовой коммуникации пропагандируют западную культуру. Молодое поколение не знает исконных народных праздников, традиций, обрядов, но с удовольствием переняли такие чуждые нашему Российскому обществу праздники, как «Хэллоуин», «День святого Валентина», «День святого Патрика» и т.п. Процессы духовной мутации общества, отчужденного от корней культуры своего народа и в результате потерявшего невосприимчивость к воздействию идеалов и практики общества потребления, ведут к уничтожению духовно-созидательных начал традиционной культуры, народного искусства.

Возрождение национального самосознания и приобщения молодежи к национальной культуре необходимо осуществлять не столько через политизацию общественной жизни, сколько через искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на формирование духовно-нравственных качеств личности. Следовательно, необходимо так организовать учебно-воспитательную деятельность на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, колледже, вузе чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте народов России, способствовала развитию художественно-творческих способностей учащихся, формировала интерес к национальным культурам различных народов.

Национальная культура народов России обладает особыми и своеобразными возможностями в формировании у подрастающего поколения положительного эмоционально-ценностного отношения к миру, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, готовности беречь и развивать народные художественные ремесла, традиции, обычаи.

М.С. Каган в своих трудах отмечает, что искусство является самым эффективным посредником, оно делает более легким «вхождение» в чужую культуру, приобщение к ней [6]. Вот почему так важно строить сегодняшнее этнохудожественное образования учащихся таким образом, чтобы «диалог культур» (В.С. Библер) способствовал духовному обогащению личности, его всестороннему и этнокультурному развитию. Национальная художественная культура, народное искусство являются носителями этнической специфики. Об этом же говорит Ю.В. Бромлей: «этническая специфика наиболее наглядно проявляется в традиционной материальной культуре, в обычаях и обрядах, в народном творчестве» [7; с. 97].

Изучение национальной культуры народов России? довольно сложный, многоступенчатый и непрерывный процесс, требующий дифференцированного подхода, недопускающий поверхностного отношения к данной проблеме. Этнохудожественное образование должно быть непосредственно связано с национальными, региональными и местными социокультурными факторами территории. Отличительной особенностью современного этапа развития образовательных систем является использование региональных особенностей в этнохудожественном образовании.

Важность национально-регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов. Необходимость разработки национально-регионального компонента предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении к которому сказано: «Программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств, в соответствии с законодательством об образовании» [8]. Главная цель программы - развитие системы образования в интересах формирования творческой личности и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества.

Концепция модернизации Российского образования указывает на необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства при формировании и развитии этических принципов и идеалов личности.

При определении путей, средств и условий в системе этнохудожественного образования и эстетического воспитания необходимо определить соотношение федерального и национально-регионального компонентов в процессе приобщения учащихся к национальной культуре народов России. Федеральный объем, определенный Министерством образования, должен содержать национально-региональный компонент, с его предметным наполнением, количеством часов, общеметодическим подходом к содержанию занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, требующих экспериментальных исследований и серьезной научно-методической разработки.

Для реализации данной системы требуется решение ряда практических и теоретических задач:

  • создать систему многоступенчатого и непрерывного процесса приобщения подрастающего поколения к этнокультуре многочисленных народов России;
  • разработать учебно-методические комплексы этнохудожественного образования по предметам изобразительного и декоративно-прикладного искусства во всех общеобразовательных учреждениях страны;
  • разработать программы и систему занятий, направленных на этнохудожественное образование и эстетическое воспитание, в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
  • создать условия для реализации данной системы.

Таким образом, необходимо:

  • определить структурную основу приобщения обучающихся к национальной культуре на занятиях изобразительного искусства, то есть выделить системные компоненты знаний, отвечающие целям и задачам этнохудожественного образования и эстетического воспитания;
  • выявить те факторы изобразительной деятельности, которые являются ведущими и должны проходить через весь курс обучения в условиях поликультурного общеобразовательного процесса;
  • наметить содержание, формы и методы ознакомления учащихся и студентов с жизнью, бытом, этнокультурой народов России;
  • предусмотреть на занятиях изобразительного искусства систему заданий и упражнений, направленных на приобщение учащихся к национальному культурному наследию этнических народов;
  • учитывать потенциальные возможности действующего учебно-методического комплекса по изобразительному искусству для практического осуществления этнохудожественного образования учащихся в условиях поликультурного общеобразовательного пространства.

«Если мы хотим сохранить единство России, то современная образовательная система при ее стремлении к цивилизации должна реализовывать принцип: от воспитания культуры своего народа к культуре совместно проживающих народов, а затем к пониманию мировой культуры, т.е. поликультурного образования должна стать принципиальной в построении образовательной системы» [9; с. 49].

Понимание значимости воспитательного потенциала этнохудожественного образования в условиях поликультурного общеобразовательного пространства дает нам возможность практически исследовать и реализовать систему преподавания изобразительного искусства в России.

Основной задачей поликультурного образовательного пространства должно быть развитие способности к межкультурной коммуникации. Данное понимание поликультурного образования затрагивает основы этнохудожественного образования, поскольку речь идет об изменении отношения молодых людей к миру, культуре, искусству и тем самым к самим себе, о расширении понятия идентичности в содержательном плане.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал