Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 13.Характеристика тенденций реализации Концепции художественного образования (2001 г.) в России.
Концепция худож. образ. появилась в 2001 году и определяет стратегию развития худож. образования в России до 2025 года. Худ. образование в соответствии с концепцией - это важнейший способ развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Концепция как документ отражает установку государства на реализацию конституционных прав и свобод гражданам России в области культуры и искусства (право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры, свобода художественного творчества, охрана интеллектуальной собственности и сохранность памятников истории и культуры). Система этнохуд. образования в России включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Худож. образование осуществляется в следующих учреждениях: - детский сад - общеобразовательная школа - спец. учеб. заведения и высшие учеб. заведения -дополнительное образование (школа искусств, худ. школа) Методологическими принципами в России являются следующие: 1. Начало учения с раннего возраста, непрерывность и преемственность разных уровней худож. образования. 2. Мультикультурный подход, предполагающий освоение широкого диапазона худож. стилей, национальных традиций с опорой на отечественную культуру. 3. При составлении учебных программ по предметам искусства, необходимо опираться на национально-культурные особенности. 4. Комплексный подход в преподавании худ. дисциплин на основе взаимодействия различных искусств. 5. Распространение вариативных образовательных программ. 6. Внедрение личностно-ориентированных методик в художественно-образовательный процесс и индивидуализация подхода к особо одарённым личностям. Целями этнохудож. образования на современном этапе являются: 1. Повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании. 2. Сохранение и развитие сложившейся в России системы учреждений худож. образования. Задачи ЭХО: 1. Формировать эстетические потребности и вкусы всех социальных и возрастных групп населения. 2. Создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. 3. Подготовить профессиональные кадры к творческой деятельности в сфере искусства и культуры и педагогические кадры для системы образования. 4. Сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного образования в области искусства (система Станиславского, Ковалевского) 5. Приобщение граждан России к лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства. 6. Реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования этических принципов и идеалов личности и общества. 7. Внедрение художественного образования как условия интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала подрастающего поколения. 8. Формирование культуры межнационального общения через изучение худож. традиций народов России. 9. Использование возможностей искусства и худож. творчества деятельности в коррекционной педагогике (посредством арт-терапии). 10. Адаптация детей и подростков и профилактик асоциального поведения посредством художественной деятельности. 11. Выявление художественно-одарённых детей и молодёжи и обеспечение соответствующих условий их образования и творческого развития. Современные проблемы развития этнохудожественного образования в России Концепция художественного образования выделяет основные проблемы этнохудожественного образования: 1. Недооценка в современной социальной практике роли эстетического сознания и художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития личности. 2. Культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергается сомнению или вовсе отрицается. 3. Усиление разрыва между массовой и высокой культурой, которая приобретает всё более элитарный характер. 4. Второстепенная роль отводится предметам художественно-эстетического цикла на всех ступенях общего образования. 5. Распространение платных форм обучения на фоне низкого уровня жизни основной части населения, что является препятствием в получении образовании для одарённой молодёжи. 6. Чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность заведений худож. образования. Таким образом, преодоление существующих противоречий является основной целью национальной системы худож. образования. Содержание художественного образования в России включает: 1) Формирование культурно-исторической компетентности (теория и история искусств разных эпох и народов). 2) Формирование художественно-практической компетентности (овладение средствами худож. выразительности разных видов искусств). 3) Формирование художественного вкуса и оценочных критериев в области искусства. Реализация художественного образования происходит на 3 уровнях: 1) Формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного развития собственной личности. 2) Формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки. 3) Формирование навыков самостоятельной художественной деятельности.
|