Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отцы и дети Тургенев.






Написание романа " Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естест­венных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западни­чества. " Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствова­ло отмену крепостничества и реформы.

Базаров, нигилист, представляет " новых лю­дей", в качестве главного противника ему противопоставлен Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович-сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Имел пртивное красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ, англоман, был смешлив, самоуве­рен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, сохранил аристократические привыч­ки. Базаров - внук дьячка, сын уездного ле­каря. Материалист, нигилист. Говорит он " ле­нивым, но мужественным голосом", походка " твёрдая и стремительно смелая". Говорит ясно и просто. Важными чертами мировоз­зрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он " владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потокал им и обходил­ся с ними небрежно". Взгляды нигилиста и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: " Этот волосатый? " А Базаров вечером за­метил Аркадию: " А чудаковат у тебя дядя". Между ними всегда возникали противоречия. " У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую", - говорит Кирсанов. И она произошла. Нигилист не обоснованно доказывал необходимость отрицания как образа жизни и естественно, в силу своей низкой философской культуры, наталкивался на логически верные заключения противни­ка. Это и являлось основой неприязни ге­роев. Молодёжь пришла разрушать и обли­чать, а построением займётся кто-то другой. " Вы всё отрицаете, или, выражаясь вер­нее, вы всё разрушаете. Да ведь надобно и строить", - говорит Евгению Кирсанов. " Это уже не наше дело. Сперва нужно место рас­чистить", - отвечает Базаров. Или на вопрос, что же вы отрицаете, последовал краткий ответ: " Всё". Они спорят о поэзии, искусст­ве, философии. Базаров поражает и раздра­жает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего ду­ховного. Но всё - таки, как бы правильно не мыслил Павел Петрович, в какой-то степени его представления устарели. Тем более, его противник имеет преимущества: новизна мы­слей, народу он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. Безусловно, принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кир­санова и Евгения. " Дуэль, писал Тургенев, - введена для наглядного доказательства пустоты элегантно - дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим". Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя. Любовь к Одинцовой вызвала окон­чательное поражение его взглядов, показа­ла несостоятельность идей. В конце рома­на герой умирает от заражения трупным ядом. Природа берёт своё. После этих раз­мышлений хочу, не согласится с замечанием

И.Репина: " Из литературы два героя - как образчики для подражания - преобладали в студенчестве. Базаров и Рахматов. " По-моему, не всякий захотел бы взять себе в образец такого человека, как Базаров.

Роман раскрывает жестокий и сложный про­цесс ломки прежних социальных отношений. Этот процесс предстал в романе, как раз­рушительная стихия, меняющая привычное течение жизни. Тургенев так строит роман, что нигилист и Павел Кирсанов всё время находятся в центре внимания. Современники остро реагировали на появление произве­дения. Реакционная печать обвинила писа­теля в заискивании перед молодёжью, демо­кратическая упрекала автора в клевете на молодое поколение. Однако роман " Отцы и дети" имел бешеный успех в российских литературных кругах.

Сатирические мотивы и их роль в романе И. С. Тургенева " Отцы и дети"

 

Сюжет романа И. С. Тургенева " Отцы и дети" заключен в самом его названии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений, обусловленное изменяющимися духом времени, можно рассматривать как в трагическом ключе (Ф. М. Достоевский в романе " Бесы"), так и в сатирическом, юмористическом. На мой взгляд, юмора в романе больше, чем сатиры. Сатира склонна обличать (ср. Едкая, злая, острая сатира), тогда как юмор сожалеет и даже сочувствует (мягкий, добрый и т.п.).

В самом деле, отцов или детей обличать Тургеневу? По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был " отцом". Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи стоит желание заменить веру знанием, а пассивную надежду - активными действиями, хотя сам он и не принимал максималистского подхода к жизни. Из неприятия и непонимания родился роман " Отцы и дети". Но это не категорическое отрицание, а желание разобраться. В этом Тургеневу помогают юмор и сатира.

Такой подход Тургенев применяет к каждому своему персонажу, исключая Одинцову.

Роман начинается со сцены приезда Аркадия и Базарова в Марьино, имение Кирсановых. Вспомните, как Аркадий по поводу и без повода употребляет слово отец, разговаривает нарочито низким голосом, пытается вести себя развязно, подражая Базарову. Но у него ничего не получается, все выглядит неестественно, потому что он остался таким же мальчиком, каким уехал из родного гнезда.

Сама усадьба, построенная на открытом месте (результат беспочвенных мечтаний Николая Петровича), и ее хозяева, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, вызывают улыбку, но другого рода: грустную, ностальгическую. Это уходящая в прошлое эпоха старосветских помещиков и аристократов.

С точки зрения Базарова они - чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Гуманистически настроенный Николай Петрович дал крестьянам волю и этим оказал им медвежью услугу. Его игра на виолончели, вычищенные полусапожки Павла Петровича не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как бы говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки. Братья, внешне такие разные, схожи своей душевной целостностью.

Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов.

Над Базаровым автор побаивается шутить. Красные руки, взлохмаченные волосы, неуклюжие, но уверенные движения придают внешности Базарова что-то звериное. У зверя есть воля к действию, есть физическая сила, есть инстинкт, но у него нет разума. Называть человека разумным, если тот отрицает опыт прошлых поколений (" мы не признаем авторитетов"), нельзя.

Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку. Не верящий в любовь полюбил, его любовь отвергли. Интересно, что умер Базаров не в дороге, как и следовало бы представителю молодого поколения, а в родном доме, на руках у " старосветских помещиков".

Во всем романе, в целом грустном и добром, как и все, что написал Тургенев, есть только два персонажа, достойных сатиры: Кукшина и Ситников. Первую Тургенев спрашивает: " Что ты пружишься? " Чего не хватает этому существу с маленьким, красненьким носиком? Почему Кукшина для поддержания к себе внимания и уважения не делает ровным счетом ничего? Бессмысленно пылятся журналы, которые никогда никто не прочитает, бессмысленно само существование Кукшиной. Не случайно рядом с ней Тургенев ставит такого пустейшего человека, как Ситников; он и места в романе занимает меньше всех. Сын трактирщика мечтает сделать народ счастливым, пользуясь при этом прибылью с заведений своего отца. Подобные персонажи в литературе называют пародиями. Ситников при Базарове, как Грушницкий при Печорине (тоже самое можно сказать о Кукшиной и Одинцовой). Но если Лермонтов использовал образ Грушницкого в качестве средства для раскрытия образа Печорина, то Тургенев использует отрицательное для придания большего веса положительному.

С помощью юмористических и сатирических моментов автор выражает свое отношение к персонажам. В сцене спора и дуэли Базарова и П. П. Кирсанова юмор переходит в фарс, потому что " дети" не должны убивать " отцов", а " отцы" заставлять " детей" думать так же, как они думают. Потому что проблема " отцов и детей" вечна, и смотреть на нее надо с юмором, как это и сделал Тургенев.

 

И. С. Тургенев


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал