Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базаров и Павел Петрович Кирсанов.






Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

" Кто есть Базаров? " - спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: " Нигилист". По мнению Павла Петровича, нигилисты попрос­ту ничего не признают и ничего не уважа­ют. Взгляды нигилиста Базарова можно оп­ределить, только выяснив его позицию. Во­прос, что признавать, на чём, на каких ос­нованиях строить свои убеждения, - чрезвы­чайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петро­вича Кирсанова: право на ведущее положе­ние в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинс­твами и делами (" Аристократия дала свобо­ду Англии и поддерживает её"), т.е. нрав­ственные нормы, выработанные аристократа­ми, - опора человеческой личности. Без при­нципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что " принципы" Павла Петровича никак не соот­носятся с его деятельностью на благо об­щества, а Базаров принимает только то, что полезно (" Мне скажут дело - я соглашусь". " В теперешнее время полезнее всего отри­цание - мы отрицаем"). Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство (он " поблед­нел"). Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу рели­гиозность народа, жизнь по заведённым де­дами порядкам кажутся исконными и ценны­ми чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: " На­род полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъез­жает. Что ж? Мне согласиться с ним? " Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жиз­ни народа. Павел Петрович: " Он (народ) не может жить без веры". Базаров: " Грубейшее суеверие его душит". Просматриваются раз­ногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, " читать Пушкина - потерян­ное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо". Павел Петро­вич, напротив, любит природу, музыку. Макси­мализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собст­венный опыт и собственные ощущения, при­водит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвле­кает от дела. Всё это " романтизм", " чепу­ха". Базарову, для которого главной фигу­рой времени был русский мужик, задавлен­ный нищетой, " грубейшими суевериями", ка­залось кощунственным " толковать" об искус­стве, " бессознательном творчестве", когда " дело идёт о хлебе насущном".

Итак, в романе Тургенева " Отцы и дети" столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Пет­рович предстал перед нами как представи­тель " сковывающей, леденящей силы прошед­шего", а Евгений Базаров - как часть " разру­шительной, освобождающей силы настоя­щего".

Образ Базарова в романе Тургенева " Отцы и дети"

 

Роман И. С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. И. С. Тургенев отразил в романе типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли " нового человека", деятеля в период революционной ситуации в Европе 60-х годов.

Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов. Напомним, что герой эпохи 60-х годов был разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Именно таков Базаров в изображении автора.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ, разночинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В столкновении с " барчуками проклятыми" его облик раскрывается полностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу, аристократия одного демократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими аристократами, а подвергающаяся суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явилась бы его уделом.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это вообще типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. И если любовь к Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает принципы нигилизма. (Ведь Базаров называл любовь " белибердой", презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую: " Нравится тебе женщина, так возьми ее! ". Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал романтика в самом себе). То в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раскрывается это " грешное, бунтующее сердце" до конца.

Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было доводить Базарова до " тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых, и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым.

Сколько бы ни было критических статей по поводу героя " Отцов и детей", и как бы ни трактовался образ Базарова, лучше всего сказал о своем " самом любимом детище" сам автор: " Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего".

 

 

И. С. Тургенев


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал