Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 9. Правовое регулирование страхования. и пари, а также расходов, к которым лицо могут принудить в целях освобождения заложников.
и пари, а также расходов, к которым лицо могут принудить в целях освобождения заложников. Страхование может осуществляться и с участием посредников — страховых агентов и страховых брокеров. Страховыми агентами признаются физические и юридически лица, действующие от имени страховщика по его поручению в пределах предоставленных полномочий. Страховой брокер — предприниматель, осуществляющий посредническую деятельность на страховом рынке от своего имени, но по поручению страховщика. В России существуют различные виды страхования. При классификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии. Если при классификации использовать организационный признак, то страхование в условиях создания страхового рынка подразделяется на внутреннее (ограниченное), внешнее и смешанное. По основаниям возникновения страховых отношений страхование можно подразделить на обязательное (вытекающее из закона или иного нормативного правового акта) и добровольное (возникающее из соглашения сторон). Обязательное страхование может осуществляться как за счет бюджета государства (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей. При классификации страхования в литературе используют и такой критерий, как объект страхования. В соответствии с этим критерием страховые отношения подразделяются на имущественное страхование (страхование материальных ценностей), страхование уровня жизни граждан (жизнь, здоровье, трудоспособность), страхование ответственности и страхование предпринимательского риска. Имущественное страхование, в свою очередь, можно подразделить на следующие виды: — от огня и других стихийных бедствий таких объектов, как строение, сооружение, оборудование, домашнее имущество и т.п.; — страхование сельскохозяйственных структур от засухи и других стихийных бедствий; — страхование на случай падежа и вынужденного забоя животных; — страхование от аварий, угона и других опасностей средств транспорта. Добровольное страхование возникает на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Статья 929 Гражданского кодекса закрепляет легальное определение договора имущественного страхования, а ст. 934 — определение договора личного страхования. Договор личного страхования является публичным договором. По договору имущественного страхования могут быть застрахованы риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества, риск ответственности по обстоятельствам, возни- кающим вследствие причинения вреда здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности, риск убытков от предпринимательской деятельности. В законодательстве предусматриваются обстоятельства, при которых возможно досрочное прекращение страхового правоотношения, основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, последствия наступления страхового случая по вине страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица; порядок перехода к страховщику прав страхователя „ на возмещение ущерба (суброгация). Иски по требованиям, вытекающим из имущественного страхового правоотношения, могут быть предъявлены в течение двух лет. В законодательстве устанавливаются основные направления государственной политики в сфере обязательного страхования, проводимого страховыми организациями, основанными на различных формах собственности. При этом подчеркивается необходимость обеспечения единства основных положений, порядка и условий проведения обязательного страхования в Российской Федерации. Легальное определение обязательного страхования содержится в ст. 927 ГК РФ. Обязательное страхование осуществляется в тех случаях, когда закон возлагает на указанных в нем лиц обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц. Объекты обязательного страхования предусмотрены в ст. 935 ГК РФ. В частности, в случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, может быть возложена обязанность страховать это имущество. Усиление процесса автомобилизации в стране, необходимость защиты интересов граждан ускорило принятие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Обязательное страхование осуществляется за счет страхователя, за исключением обязательного страхования пассажиров, которое в предусмотренных законом случаях осуществляется за их счет. В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом устанавливается обязательное государственное страхование жизни, здоровья, имущества государственных служащих определенных категорий. Так, государственное личное страхование обязательно для всех сотрудников государственных налоговых инспекций, налоговой полиции, военнослужащих, военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, прокурорских работников, судей, должностных лиц таможенных органов РФ и др. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям) на эти цели из соответствующего бюджета. 132 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств _____ В условиях создания страхового рынка, децентрализации сферы страхования, расширения круга объектов страхования, повышения их стоимости, увеличения риска наступления страхового случая и т.д. возникает объективная необходимость объединения организационных и финансовых усилий страховщиков. Страховое законодательство предусматривает различные правовые формы взаимодействия страховщиков: сострахование, перестрахование, объединения страховщиков. В соответствии со ст. 953 ГК РФ объект страхования может быть застрахован по одному договору страхования совместно несколькими страховщиками (сострахование). В указанном договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика; если такие права и обязанности не определены, они отвечают перед страхователем солидарно. От отношений, возникающих при состраховании, необходимо отличать отношения перестрахования. Перестрахованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика). В ст. 967 ГК РФ предусматриваются права и обязанности сторон при заключении договора перестрахования. Для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов, осуществления совместных программ страховщики могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения. Эти объединения не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью, они действуют на основании устава и приобретают права юридического лица только после государственной регистрации. Страховое законодательство России предусматривает возможность создания страхового пула (пул — соглашение). В соответствии с Положением о страховом пуле, утвержденным приказом Росстрахнадзора от 18 мая 1995г. №02-02/13', страховой пул — это добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическим лицом, создаваемое на основе соглашения между ними в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула2. Страховой пул действует на основании соглашения и создается на определенный срок или без ограничения срока деятельности. Страховая организация в условиях рынка должна не только возмещать свои издержки, но и получать прибыль, т.е. ее доходы должны превышать расходы по обеспечению страховой защиты. Основным источником получения прибыли для страховой организации является инвестиционная деятельность. Страховое законодательство закрепляет условия обеспечения финансовой устойчивости Глава 9. Правовое регулирование страхования Российская газета. 1992. 7 апр. 2 Страхование. Специальное приложение к журналу «Финансы». М., 1995. страхования, порядок образования страховых резервов и фондов страховщиков, размещение (включая инвестирование) страховых резервов. Из полученных страховых взносов страховщики образуют страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию, страхованию ответственности; резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. Страховщики вправе инвестировать или иным образом размещать страховые резервы и другие средства. Как и ранее действовавшее страховое законодательство СССР, страховое законодательство России не предусматривает претензионный порядок рассмотрения споров, возникающих из страхового правоотношения. В соответствии со ст. 35 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» споры, связанные со страхованием, разрешаются судом, арбитражным или третейским судами в соответствии с их компетенцией. Важнейшей категорией споров, возникающих из страхового правоотношения, являются споры о выплате страховой суммы (страхового обеспечения). При рассмотрении споров с участием граждан должен применяться Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996г.). В соответствии со ст. 17 данного Закона иски предъявляются в суд по месту нахождения ответчика или по месту причинения вреда, при этом граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины. § 3. Государственное регулирование страховой деятельности Главной целью государства в сфере страхования является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации. Для достижения указанных целей государству необходимо решить следующие задачи: обеспечить надежность и финансовую устойчивость системы страхования; проводить активную структурную политику на рынке страховых услуг; повысить эффективность государственного регулирования страховой деятельности; развивать сотрудничество с международным страховым рынком; совершенствовать нормативную базу страховой деятельности. Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечить выполнение названных выше мер и обеспечить действенный контроль страхового сектора экономики. Оно должно осуществляться по следующим направлениям: прямое участие государства в становлении страховой системы; законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка; совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью. Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в частности: обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования; повышение 134 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств _____ роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования; предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан. Реализация подобных мер возложена, в первую очередь, на Департамент страхового надзора Министерства финансов России, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ наделен следующими полномочиями: выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности; ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и реестр страховых брокеров; осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков; устанавливает Правила формирования и размещения страховых резервов; разрабатывает нормативные акты и методические документы по вопросам страхования; обобщает практику страховой деятельности. Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основе и в соответствии с Законом об организации страхового дела в Российской Федерации, а также подзаконными актами. Под страховой деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования. Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии. Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено
|