Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 9. Правовое регулирование страхования. Глава 9. Правовое регулирование страхования
Глава 9. Правовое регулирование страхования § 1. Понятие страхования как экономической и правовой категории Страхование в научной и учебной литературе рассматривается в двух аспектах: как экономическая категория и как правовая. Как экономическая категория страхование, обусловленное определенными социально-экономическими потребностями общества, представляет собой совокупность определенных общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования различных фондов общества, как денежных, так и в материальных формах. Страхование является одним из элементов производственных отношений и создает необходимые условия для защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов, отдельных граждан и общества в целом при наступлении неблагоприятных последствий от природных, техногенных, экономических и иных рисков, а также для проведения профилактики наступления отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы, всевозможных случайных причин на развитие производства и социальной сферы. Страхование призвано возместить материальные потери, способствует восстановлению разрушенных, поврежденных производительных сил общества, компенсируя причиненный им вред. Для проведения в жизнь страховой защиты в обществе формируются различные страховые фонды. Страховые фонды создаются в форме самострахования, создания государственных централизованных денежных фондов (резервные фонды в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации), централизованных и децентрализованных материальных фондов (продовольствия, топлива и т.д.), а также в форме страхования в узком смысле этого понятия, при котором возникают общественные отношения по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. В своей совокупности указанные общественные отношения образуют финансовый институт и входят в финансовую систему в качестве ее самостоятельного звена. Как звено финансовой системы фонды страхования взаимодействуют с другими звеньями системы и, главным образом, с бюджетной системой. Страхование — это не только экономическая категория, но и правовая, так как общественные отношения, возникающие при создании, распределении и использовании страховых фондов денежных средств, опосредуются нормами права. Значение страхования особенно возрастает в условиях перехода к рынку. Ликвидации монополии государства в области страхования, сосредоточение страховой деятельности в организациях, основанных на частной собственности или смешанной собственности с участием частного капитала и государственного (РосГосстрах, Военная страховая компания, Страховая компания правоохранительных органов и другие), допуск на страховой рынок иностранных страховых компаний обусловили необходимость усиления государственного регулирования данной сферой общественной жизни, изменения форм и методов этого регулирования. С 2000 г. в России наблюдается рост страховых организаций. На начало 2002г. в России действует более 1350 страховщиков, из них 54 страховых организаций с участием иностранного капитала. Филиалов страховых организаций, расположенных на территории России, действует более 4, 5 тысяч. Страховые организации функционируют в организационно-правовой форме — общества с ограниченной ответственностью, в последнее время увеличилось число страховых акционерных обществ. Аккумулированные страховщиками страховые резервы являются важным внутренним источником инвестиций в экономику страны. Однако, как отмечается в литературе, основным направлением размещения средств все еще остаются депозиты кредитных организаций, а не реальный сектор производства. В Российской Федерации активно функционируют традиционные для России некоммерческие общества взаимного страхования, но они в настоящее время не находятся в сфере действия государственного страхового надзора, что отрицательно влияет на развитие данного направления страховой деятельности. Правительство Российской Федерации, учитывая потребности экономики страны и интересы граждан, разработало концепцию развития страхования в Российской Федерации на 2002—2006 гг. В соответствии с данной концепцией основной целью в развитии национального страхования остается выработка и реализация мер по наиболее полному удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики, аккумуляции долгосрочных инвестиционных ресурсов для ее развития. Важнейшим направлением развития страховой деятельности в России должно стать расширение сферы обязательного страхования, которое создаст страховую защиту для всех потенциально рисковых групп населения и хозяйствующих субъектов, значительно снизит бюджетные затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и бедствий. В связи с этим будут разработаны Основы введения и осуществления обязательного страхования на территории Российской Федерации, в которых будут законодательно закреплены принципы его осуществления и система обязательного государственного страхования, направленная на защиту наиболее значимых имущественных интересов государства, в целях повышения эффективности защиты экономики от высокоубыточных рисков с минимальными затратами бюджетных средств. Сформированные страховые резервы Должны использоваться исключительно для возмещения ущерба застрахованным лицам и иным выгодоприобретателям. В концепции предусматриваются мероприятия по усилению контроля за прове-
|