![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Александр Карпенко 1 страницаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Космогонии Афанасия Фета Афанасий Фет, 190-летие со дня рождения которого мы отметили в прошлом году, внёс огромный вклад в развитие русской поэзии. И как тонкий лирик, и как космический философ, предтеча мистических откровений Даниила Андреева.
Измучен жизнью, коварством надежды, Еще темнее мрак жизни вседневной, И так прозрачна огней бесконечность, И неподвижно на огненных розах И всё, что мчится по безднам эфира, И этих грез в мировом дуновеньи * Равномерность течения времени во всех Афанасий Фет очень увлекался философией Артура Шопенгауэра, ему принадлежит первый русский перевод фундаментального труда немецкого философа " Мир как воля и представление". Можно сказать, что как философ Фет был более " продвинутым" человеком, нежели его современники шеллингианец Тютчев и поклонник Ральфа Эмерсона Лев Толстой. Чтобы лучше понять произведение, иногда полезно самому перевести его с иностранного языка на родной. Впрочем, Фет, который был наполовину немцем, как это ни парадоксально звучит, и немецкий мог считать своим родным языком. Удивительное совпадение, но самые задушевные лирические произведения как Фёдора Тютчева, так и Афанасия Фета вызваны к жизни одним и тем же несчастьем - гибелью любимой женщины. Великие русские поэты настолько глубоко переживали эту личную драму, что порой содержание стихов выходило далеко за пределы классической любовной лирики, приближаясь к визионерству. " Иллюминат" - этим словом можно охарактеризовать Афанасия Фета - мистического философа. " Странные прозрения" этого тайного эзотерика и сегодня вызывают повышенный интерес читателей. Люди, знавшие до сих пор Фета как автора " шлягерного" стихотворения " Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало", неожиданно открывают в нём удивительного философа-мистика, который видит " живой алтарь мирозданья на огненных розах". Открывают в нём величественного трагического поэта. Собственно, классики этим и успешны - своею многогранностью, которая обеспечивает им жизнь в веках. СРЕДИ ЗВЕЗД Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу, В венцах, лучах, алмазах, как калифы, Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной Вот почему, когда дышать так трудно, Конечно, то, что Фет якобы является ярким представителем " чистого" искусства - вздорная выдумка теоретиков " социального" происхождения искусства. То же самое говорили в Англии про Оскара Уайльда. Истина же заключается в том, что больших поэтов с сильной социальной подоплёкой творчества раз, два - и обчёлся. Например, в русской поэзии досоветского периода это - только Некрасов и, с большими оговорками, Блок. У подавляющего большинства других поэтов такой интерес к социальной сфере напрочь отсутствует, и слава Богу. Наоборот, повышенный интерес к " грязной" жизни можно рассматривать как аномалию и досадную помеху для лирического творчества. Поэт не обязан писать о нуждах бомжей. Достаточно того, что он не отказывается размышлять о жизни и смерти. Я в жизни обмирал, и чувство это знаю, Пусть головы моей рука твоя коснётся, Ещё ты каждый миг моей покорна воле, Это стихотворение знаменито тем, что поэт как-то вызывающе досадно, " напоказ", по-графомански ошибся в первой строчке со значением и звучанием слова " обмирал". " Обмер" по-русски означает что-то вроде " застыл в изумлении". Фет же хотел, наверное, сказать " умирал", но потом подумал, что это будет, пожалуй, чересчур для обозначения глубины своих страданий - и обратился к сомнительному " обмирал". Вечно нетрезвый, но чуткий к слову и гениальный Венедикт Ерофеев пошутил по этому поводу: " Я в жизни адмирал, и чувство это знаю". Действительно, фетовское " обмирал" не выдерживает никакой критики даже фонетически! Но великие поэты тоже люди! И русский язык, вопреки Тургеневу, далеко не всегда " велик и могуч". Прозаику проще: он может сказать что-нибудь вроде " я пережил маленькую смерть". А каково поэту! Как выразить это состояние в одном слове, да ещё так, чтобы оно легло в размер? То-то и оно... Но, невзирая на эту досадную помарку (случись она не в начале, а где-нибудь в середине стихотворения, никто, пожалуй, и не заметил бы), стихотворение Фета " Смерти", безусловно, входит в золотой фонд отечественной поэзии. Вот об этом и поговорим. В 1857 году тогда ещё молодой Фет уже обращался к смерти: Кто дышит с равным напряженьем, — И как же меняется отношение к уходу из жизни у позднего Фета, Фета " Вечерних огней"! Это уже не христианское примирение с неизбежным! Это, скорее, что-то вроде знаменитого чапаевского " врёшь, не возьмёшь! " Казалось бы, у шестидесятичетырёхлетнего человека, домоседа, не воина, всё должно быть с точностью до наоборот. Это Сирано де Бержерак в финале пьесы Ростана размахивает шпагой и вызывает " безносую" на дуэль. Но Фет! Мне кажется, в такой метаморфозе, произошедшей с писателем, " виновата" всё та же немецкая философия, следы которой явственно ощущаются в " Вечерних огнях". Конечно, оно немного ребячливо, это " противостояние" поэта со смертью, однако, сколько в нём скрытого величия, бескомпромиссности и сознания своей правоты! По странному совпадению, именно в эти годы Лев Толстой работал над " Смертью Ивана Ильича". И как же различны по тону повествования и настроению эти два произведения друживших между собой писателей! Есть у меня " маленькая слабость". Люблю дерзновенные стихи - отчасти потому, что и сам такой. Вот это фетовское " мы - силы равные, и торжествую я" было возможно только в добулгаковскую эпоху, возвестившую человечеству о " внезапной смертности" людей. Но по сути своего высказывания Фет-релятивист прав: пока он жив, естественно, живое в нём доминирует над мёртвым. И это наполняет его сердце неслыханным, горделивым торжеством!
“МЕСТО ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ…” (Космос Фета: макро- и микрокосм) Идея связи человека с Космосом, любимая идея античности, восприня- тая более поздними эпохами, своеобразно преломлена в романтизме и симво- лизме . Античность, трактующая человека как самостоятельную субстан- цию, которая выше природы и глубже чувственно-нематериального космоса (Лосев, 1988, 67), пытается разгадать загадку происхождения человека, его структуры, законов бытия, загадку стихий и сил, управляющих человеком. Кроме того, ставит проблему идеального человека и его воспитания. Античная мифология связывает происхождение человека с твердой зем- ной субстанцией (см., например, миф о Давкалионе и Пирре), его оживление - с огнем: у Горация прометеев огонь, принесенный с неба, одухотворяет статуи - людей; у Планциада это тростник, скрывающий огонь (Клингер, 1911, 295). Античная философия, отождествляющая человека с Космосом, рассматривает его в свете космических категорий . Человек уже в античности мыслился как духовное существо, бренное те- лом и бессмертное душой, поэтому в наказание за преступления “душа ...похоронена в теле, словно в могиле...”; согласно Гераклиту, душа путешест- вует вверх-вниз; это ритмическое чередование обусловлено законами Кос- моса . Осознание человеком самого себя и Космоса, как показал А.Ф.Лосев, шло от понимания нерасчлененности человека и Космоса к его выделению че- ловека из мироздания, признанию его как сложной эманации Космоса, внера- зумных сторон космического организма (Лосев, 1988, 75-76) . Замечательно то, что уже в античности наряду с идеей красоты как вещности Космоса, за- вершенности и вращения в самом себе, сосуществует другая - красоты как символа бесконечности, согласно которой красота – свет, то есть мысленно световой эйдос (Лосев, 1969, 620-621). Мироощущение Фета, воспитанное мировой философской мыслью, ос- новано на идее красоты человека, живущего полной жизнью; при этом полнота понимается Фетом своеобразно - как полнота “органического” бытия, подоб- ного природе в ее частностях и целом. Позже - как полнота существования в
Громов М.Н. Античное учение о стихиях в Древней Руси// Вестник МГУ. Сер. 7 (философия). 1981. № 2; Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. По Платону, человек, составленный из малой доли элементов космоса, морфологически противо- поставлен ему; то есть у Космоса нет глаз, ушей, дыхательного аппарата и т. д. (Фрагменты ранних греческих философов, 1989, 216, 231). Душа человека ассоциируется то с огнем, то с воздухом и эфиром: “как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас”, “душа-осколок эфира, одновременно теп- лого и холодного”. См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1969.С. 616-621. Подобная трактовка снимает различие миров (верхнего и нижнего), а, следовательно, в рамках Космоса, жизни и смерти, которые, по Гераклиту, перевертыши, зеркала: “И эта река рождения бу- дет непременно течь и никогда не остановится, равно, как и текущая ей навстречу река уничтоже- ния..., стало быть, та же самая первопричина, которая явила нам свет, влечет за собой и мрак Аида” (Фрагменты греческих философов, 1990, 213—214). Лосев А.Ф.Человек// Философские науки. 1988. № 10. С. 75—76.Кстати, поздний эллинизм рассматривал человека как актера в общекосмической трагедии.130 смысле платоновской идеальности и в духе Шопенгауэра. Понимая красоту как гармонию, созерцание и создание которой “есть суть жизнедеятельности человека”, Фет сближается с Вл.Соловьевым: “Определяю красоту с отрица- тельного конца как чистую бесполезность, а с положительного - как духовную телесность” (письмо Вл. Соловьеа Фету от 20 июля 1889 г. – Сев. Цветы, 1901, 150). Условие достижения этой красоты, обретение способности ее вос- приятия и есть шопенгауэровская свобода как растворение в мировой воле (Шопенгауэр, 1881) . “Тайная сила” и ее ипостаси Существование человека в мироздании, по Фету, зависит от “тайной си- лы”. Понятие “тайной силы” созвучно понятию Шопенгауэровской “мировой воле”, однако не является его поэтической иллюстрацией; оно рождается как синтез наблюдений над эмпирической реальностью, собственного биографи- ческого и духовного опыта поэта, мифологии, философии, фольклора. Тайная сила, управляющая законами космоса и определяющая законо- мерности человеческого существования, неоднозначна, как и ее функции: тем- ная слепая сила несет гибель и спасение, разрушение и созидание, добро и зло, а ее действия (синонимы тайне силы: “случайность жадная”, “бессознатель- ная сила”) обретают значение неизбежности. Разрушающий облик тайной силы (вариации времени-вечности) пред- стает как овеществленная телесность Космоса: “Рука невежества забвением клеймит” (207); “Иль вечно понапрасну годы рукой суровой непогоды упрямо щиплют твой (старого дуба – Г.К.) венец” (73). Наоборот, благотворное силы (весна, дождь) ассоциируется с легкостью, репрезентированной “крыльями”: “Опять весна душистая повеяла крылом” (115), “Опять невидимые крылья приносят северу тепло” (120), “Какой архангел их крылом ко мне на нивы на- вевает” (128). По фольклорно-мифологическим представлениям, тепло, весну приносили птицы, возвращающиеся из теплых стран. По аналогии с весной, вследствие мифологического принципа тождества части и целого, восприни- маются ее атрибуты: “Весенний блеск, весенний шум, молитвы стройной звуки - все тихим веяло крылом над грустию разлуки” (259). Для фольклорно- мифологического сознания характерно представление о божестве как птице, гигантские крылья которой служат покровом-убежищем для людей; крылья являются поэтическим воплощением неба (Франк-Каменецкий, 1924, 140). Де- моническая ипостась крыльев у Фета связана с фантастической мощью небес- ного огня: “…пока еще палящих крыл полудня ветер не раскрыл” (159).
См. замечание АФ.Лосева: “Освобождение от воли у Шопенгауэра не есть уход в небытие, но погружение в чистый мировой интеллект, в художественное и уже ни в чем не заинтересованное наслаждение” (Лосев, 1983, 96—97). См. о художественной реализации философии Шопенгауэра в русской литературе: Кульюс С.К, Гафайзен М.А. Идеи Шопенгауэра в русской литературе// Лите- ратурный процесс и развитие русской культуры XVIII-XX вв. Таллин, 1985. 131 Сила губительная (пригвождающая, распинающая) и спасительная (воз- носящая) - две ипостаси тайного бытия. “Тайная сила” интерпретируется как чья-то неоформленная сущность, чьи очертания трудно уловимы. В поэзии Фета эта сила персонифицируется только в памяти или во сне, являясь вопло- щением стихии прошлого. Наоборот, в будущем, предсказываемом, она пред- стает в неперсонифицированном облике: это неизвестность, непереводимая на язык конкретных образов (“Куда невидимая сила ее неволей унесла”, 226; “По- рой, когда томит щедротой нас сила непонятно чья”, 459) . Аналогично и в природе. Оживление природы сопровождается указани- ем на силу, вынуждающую ее страдать (“Еще весна, - как будто неземной ка- кой-то дyx ночным владеет садом”, 115; “…и осени тлетворный веет дух”, 278; весны “промчится гений”, 90); еще в большей степени стихийность, орга- ничность обозначены в момент торжества красоты природы: “И бессозна- тельная сила свое ликует торжество” (125). Тайная сила, действующая по отношению к человеку, получает у Фета традиционное обозначение - “судьба”, причем это понятие очень близко к ан- тичному. Согласно исследованию философа В.П.Гайденко, судьба в антично- сти предстает в разных ипостасях: • судьба - это всеохватное единство существующего, в котором все от века предзадано и предсовершено; • судьба как некая завершенная целостность, выступающая прообра- зом, аналогом вечности (Гайденко, 1969, 90). Судьба (по античному представ- лению) реализуется в человеческом бытии в форме “участи”: все сущее полу- чает свою долю в космическом единстве; осуществление участи, доли, удела - в высший смысл существования человека (Гайденко, 1969, 93). Понимая человека как природное существо, подчиненное законам кос- моса, Фет отказывается от рассмотрения его общественной, социальной исто- рии. В осмыслении человека как природного существа, бытие которого подоб- но органическому, с его цикличностью, Фет, как и античные биографы, поль- зуется понятием “подобающего времени”, то есть соответствующего назначе- нию; отражающего природный ритм. Отказавшись от хронологии (дат, точ- ных, цифр), Фет указывает на возраст, вершина которого - “период расцвета” (“асме”), время, когда осуществляется заданная участь (Гайденко, 1969, 93). Источник такого восприятия человека коренится все в том же Космосе, который являет собой изначальную завершенность, целостность всего сущего, содержащегося в нем непостижимым образом. Обусловленность, закономерность и фатализм - две стороны Космоса; по замечанию А.Ф.Лосева, фатализм - оборотная сторона интуитивно и скульп- турно понимаемого космоса (Лосев, 1977, 132). Судьба как тайная сила обретает телесный облик, репрезентируемый “рукой”: “Я все с тобой, когда рука неволи владеет мной” (148); “Не вам до-
Неоднозначна персонификация темной силы: “Там кто-то манит за собою - да крыльев лететь не дает!...”(395); “С сердца куда-то слетела забота, вижу: опять улыбается кто-то...” (125); “И что-то говорит средь радости сближенья, что этот желтый лист - наш следующий день” (102). 132 просить у случайности жадной, куда она скрыла рукой беспощадной, что бы- ло так щедро дано! ” (156); “И кудри темные незримая рука и серебрит, и об- рывает” (448). Три различные формы поэтического осмысления и функ- ционального наполнения понятия демонстрируют последовательное нараста- ние интенсивности и размаха силы отнимающей. В последней цитате трагизм снят за счет амбивалентности знаковой детали: “серебряный волос” - знак не только надвигающейся старости, но и особая “отметина” благородной красо- ты. Функции темной силы неожиданно могут оказаться благостными: “…казалось, будто в длани мощной над этой бездной я повис” (195); “…но Ру- кой незримой снят покров темной грусти” (389). Взаимосвязь человека и Космоса ощутима не только в том, что человек - точка приложения судьбы; но он и сам оказывается носителем этой силы. В поэзии Фета предстает человек, воспаривший над действительностью в силу внутренней окрыленности, получающей пластическое выражение. Такова ме- тафорика полета в многообразных вариациях крыльев, символизирующих тай- ную силу, ставшую внутренним содержанием души, обретшей ее функции : “неподвижное крыло за плечом молчит” (154); “крылья растут у каких-то воздушных стремлений” (169); “и тотчас в небо унесут меня раскинутые крылья” (94); “пока душа кипит в горниле тела, летит туда, куда несет кры- ло” (96). В ранней лирике Фета понятие судьбы раздваивается; носителем ее оказываются возлюбленная, Муза – судьба (где Муза оказывается тождествен- ной возлюбленной, то представляет собой персонификацию души поэта), или неперсонифицированное внеличностное начало . Тождество судьбы с жизнью как ипостасей “женского” реализуется в невидимой и недоступной, непостижимой, всепорождающей и всеопределяю- щей сущности - предельном разряжении материи (Лебедева, 1979, 69). В зре- лой лирике Фета жизнь не равна судьбе, жизнь - понятие более объемное, чем судьба. Ср.: в ранней: “Сказала жизнь за нас суровый приговор” (70); в позд- ней: “Те грезы - жизнь их остудила” (103). Символом роковой предопределенности человеческой природы стано- вится случайный жребий; это понятие воспринято Фетом из античности: “По понятиям Горация, богиня судьбы держит в руке урну, наполненную людскими именами, и, когда, потрясая урной, она выбрасывает один из жребиев, то тот, кому он принадлежит, должен умереть” (Гораций, 1883, 53).
Но по отношению к человеку проявляется иная ипостась крыльев: “И дyxa злобы над собою я слышу тяжкое крыло” (250); где переживание подобного состояния представлено как этап “исто- рии” личности, прошедшей путь от отрицания внутреннего демонизма к признанию его как неиз- бежного содержания бездн душевных. Проявлением первого оказывается “могучая сила очей”, губительность силы “ясного взора”, обо- рачивающаяся взаимным спасением в чувстве, проявлением второго - “всеобъемлющая судьба”, уравнивающая всех обитателей земли (“детей Сатурна”) в участи страдальцев, постепенно стано- вящаяся в сознании Фета железной. О женском характере воплощений таких понятий, как Суд, Судьба, Доля см.: Иванов Вяч. Замет- ки о типологии и сравнительно-исторические исследования римской и индоевропейской мифоло- гии// Труды по знаковым системам. Вып. IV (Учен. зап. Тарт. ун-та. Т. 236). Тарту, 1969. С. 49. 133 Человек в поэзии Фета обречен на “двойное бытие”: прикованный к зем- ле, он именно в этой прикованности видит свое осуществление. Позиция чело- века двойственна: подчиняясь судьбе (это подчинение выражается в принятии своего срока, времени, отпущенного его пребыванию на земле: “Придет моя пора – и скоро, может быть, мое наступит возрожденье…”, 266; где “пора” - граница во времени, преодоление которой означает вступление в иной возраст, умудрение: “…пора за будущность заранее пугаться, пора о счастии учиться вспоминать”, 103), он берет верх над ней: “Нет, мы не отжили! Мы властны день любой чертою белою отметить” (448). “Белая черта” восходит к перево- дам поэта. Сам Фет в примечаниях к переводам Тибулла указал, что в Риме существовал обычай все прожитые дни фиксировать в таблицах, отмечая бе- лой чертой счастливые, углем - несчастные, чтоб в конце года видеть, каких больше (Тибулл, 1886, 45). В определении божественной сущности тайной силы Фет также неодно- значен: либо источник этой силы Бог-демиург (“Не тем, господь непости- жим...”, 1879, где Бог – “вездесущ…ни времени не знает, ни пространства”, 86), либо само божественное бытие, само себя производящее и обусловли- вающее (“Не я, мой друг, а божий мир богат, в пылинке он лелеет жизнь и множит”, 275). Обозначенные полюса тождественны; и божественная мощь, и сила, разлитая в природе, материализуются в обликах ночи, весны, тайной си- лы, обнаруживая себя во всем. В поэзии Фета тайная сила, невыразимая в слове, ощутима в тайных вес- тях, знаках, зовах природы, воспринимаемых различными органами чувств (“стою я, овеянный жизнью иною”, 172; “Точно в нежном дыханьи травы и цветов с ароматом знакомым доносится зов”, 315; “всю ночь прогляжу на мерцанье, что светит и мощно, и нежно”, 198). И, наоборот, материализован- ная в переводе непонятного на язык понятных пластических образов, часто предельно обытовляющих чудо (такова, например, оптика ребенка, поражен- ного картиной зимы: “…словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты”, 142). В поэзии Фета любимая им идея о взаимосвязи микро- и макрокосма реализуется в поиске адекватных средств для выражения внутренних пережи- ваний “природного” человека. Мифологема души: между “болью” и “сладостью” В поэтической системе Фета сквозные образы, являющиеся символиче- ским воплощением души, подвижны, динамичны, многоплановы. “Огонь” как первоисточник жизни становится символическим обозначением человека в це- лом: “…а жаль того огня, что просиял над целым мирозданьем и в ночь идет, и плачет, уходя” (322) . Человеческая жизнь уподоблена загорающемуся и угасающему светильнику (человек - “мертвец с пылающим лицом”, 86; “ношу
См. о сердце: Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека. М., 1989. См. также: Вышеславцев Б.П. значение сердца в философии и религии// Вышеславцев Б.П. Этика преоб- раженного Эроса. М., 1994. 134 в груди огонь”); отсюда вариации - “ракета”, “светоч”. На основе соотноше- ния огонь-сердце возникают разветвленные семантические цепочки, где зна- чение огня амбивалентно: “горячка сердца”, “горячка недуга”; “излишний жар”; “на сердце жар любви, и трепет, и печаль” (69), “и старый яд цепей, отрадный и жестокий, еще горит в моей крови” (95). Позитивная семантика “огня” опирается на понимание “горения” как формы проявления “напряжен- ности” бытия, его интенсивности. Негативная семантика репрезентирует “боль”, “болезнь”: “горячка сердца”, “горячка недуга”; “и старый яд цепей… еще горит в моей крови” (95). Близок этим образам “огонь” как пластически выраженный вовне жар: “На ланитах так утро горит” (117), “щечки рдеют алым жаром” (368), “с румянцем сизым на щеках” (117); а также образ природной красоты в человеке, ритмы которого ей соответствуют: “и налет молодого стыда чуть ланиты овеет зарею” (294), “огонь стыда” (“горя огнем стыда”, “досады и стыда ру- мянами палимый”, 65). Семантическим ядром цепочки является такая вариация огня, как “пламя”: “пламенная вера”, “дыхание пламенное”, “пламенем жар- ким пахнуло в крови”, “пламенная надежда”, “пламенный поцелуй”. Мифологическая основа этих образов - античная; представление о душе как пламени традиционно для римского сознания; вздымающееся пламя - об- раз души молодой, многообещающей жизни; богиня родов Илифия всегда изображается с факелом; обычай Рима при рождении ребенка зажигать опре- деленное число свечей (Клингер, 294). Ядро цепочки - “горение”, где субъект действий душа и сердце человека или сам человек представляют тождество вследствие мифологического принципа: “…сердце пышет все боле и боле, точно уголь в груди я несу” (118), “…но что горит в груди моей — тебе ска- зать я не умею” (447); “…еще душа пылает, по-прежнему готова мир объ- ять” (322); “разгорюсь - и опять не усну” (269); “я загораюсь и горю”...” (94). Ср. с другим, где поэтический порыв обыгран в метафоре чаши: “Так пусть надолго музы наши хранят певца, и он кипит, как пена в чаше и в нас сердца! ” (326). Усложненное ядро цепочки “огонь” + “вода”, наблюдавшееся в образах, мифологической основой которых являются метаморфозы субстанций, восхо- дит к античным представлениям, согласно которым человек подобен мехам (“…пока душа кипит в горниле тела”, 96). В античной традиции “опьянение” тоже связано с “огнем”: “Когда бы ты знала, каким сиротливым, томитель- но-сладким, безумно-счастливым я горем в душе опьянен” (179). В сочетаниях “любви живой огонь”; “Гебы пенистая чаша” (“Зажжет, как прежде, нам во глубине сердец ее огонь благие чувства”, 449) выражается комплекс античных мифологических представлений, согласно которым небесная амброзия - пища богов, в подземном царстве бьют ручьи “амброзийского нектара”, - живой во- ды, дарующей состояние высшего блаженства (Клингер, 1904, 6-7, 12-13, 15). Другой смысл метафорических цепочек - в интенсивности бытия, где сгорание - выражение счастья или боли. Так, встающая вечерняя заря – знак, пророчество гибели человека, посылаемое природой (“Там человек сгорел”, 96). Фетом своеобразно осмысляется противоречивая природа взаимного чув-135 ства, обрекающего любящих на уничтожение (“…сгорает их жизнь молодая”, 315). С комплексом горения связан образ поэта и его музы: “…зажги свой фа- кел вдохновенный...” (257), “Как сладко, позабыв житейские волненья, от чистых помыслов пылать и потухать” (258). Внутренний мир человека репрезентирован в ассоциативных цепочках, образованных семантическим ядром “вода” с актуализацией разнообразных значений (бездна, стихия и т.д.): “Полуночные образы” (в душе - Г.К.) - “то нахлынут, то бездну откроют, как волна обнажает утес” (151), “И, многое с песнями канет мне в душу на темное дно” (114); “…замедленных речей поль- ется снова ток, блистательный и сладкой” (70); “…пусть обливается жгу- чею кровью сердце, а очи слезой” (170), “рыдают звуки”, “ты растаяла в жарких слезах”; “снова в сердце ничем не умеришь до ланит восходящую кровь” (118), “…хочу и не могу, - не передать того ни другу, ни врагу, что буй-
|