![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Александр Карпенко 3 страница
времени лц. Состояние смятенности подчеркнуто графически: в наиболее “тревож- ных” стихотворениях (9, 10) прослеживается чередование стопности 3/4. Чере- дование 3/4, как указывает В.Топоров, создает устойчивость и динамику, где “нечет” - мужское начало, ассоциирующееся с динамикой, активностью, “чет” - женское (усталость, инертность). Отдельно каждое из них несет определен- ное значение: “3” - совершенное число, точная модель сущностей; “4” - ста- тичная целостность, идеально устойчивая структура (Топоров, 1982, 21-23). Чередование 4/3, однако, нигде не дает их суммы, число 7 - выражение идеи Вселенной (Топоров, 1982, 21-23); но эта идея остается у Фета невыраженной, мерцающей где-то на втором плане. Возможно, объяснение этому следует искать в римской традиции, в со- ответствии с которой “число 7 считалось значительным и притом в дурном смысле, то есть как выражение необычайного и сомнительного положения вещей” (Овидий, 1887, 438). Число “7” не только совершенное число, но кон- станта, определяющая глубину человеческой памяти (Топоров, 1982, 27). В первой части лирический фрагмент равен единице времени, выражая сиюминутность авторского восприятия мирa; в третьей - появляются другие временные категории; обозначающие возникновение ощущения длительности времени. Появление длительности сопровождают дифференцирующие при- знаки времени: человек ощущает себя в потоке времени, у него есть прошлое, настоящее и будущее. Подобное состояние характеризует человека, отринув- шего настоящее, воспринимающего совершающиеся события личной жизни на определенном расстоянии, переживающего полное растворение в бытии. Ср., у Пушкина: “Но я, любя, был глуп и нем. Прошла любовь, явилась муза...” (Пуш- кин, V, 1957, 34), где всезаполненность любовью, растворение в чувстве обо- значено как несвобода, то есть состояние, мешающее творчеству. 193 Земной человек у Фета всегда включен в круговорот природы, незави- симо от того, хочет он это замечать или нет. Однако космос обнажается в наи- более драматические моменты существования человека, когда нарушение гар- монии воспринимается как кризис бытия, связанный с ощущением хрупкости, непрочности его. Последнее стихотворение цикла нарушает стереотип закрепленности те- мы за ритмом: хорей неожиданно оказывается связанным с “дневной” стихией. Нарушается и привычная схема, традиционно определяющая семантический ореол хорея как ритма, несущего хаос в природном мире, смятение в человече- ской душе (4 продолжает тему пушкинских “Бесов”, 7 - пунктирно обозначает щемящее чувство боли, 9 - смятение человеческой души и т. д.). Хорей в цикле связан и с темой детства (2, 6). Мотив детства появляется в последнем стихотворении, причем сознание ребенка представлено в его го- лосе, то есть как бы изнутри. Так, триада, связанная с этой темой, оказывается замкнутой в кольцо . Семантика кольца, раскрывающая содержательность кольцевой компо- зиции, связана, на наш взгляд, с двумя моментами. Круг - символ совершенст- ва; с другой стороны, как отмечает современный исследователь, “круг может мыслиться как некая возможность времени, возможность развития, возмож- ность жизни, как та “круговая черта по лицу бездны” . Сближает стихотво- рения с “детской” темой мотив праздника: 2 - ночной праздник, не видимый обыкновенному человеку, 14 - дневной. Однако, праздник в том и другом слу- чае призрачен, иллюзорен: ночная красота хрупка, и с появлением дневного света она исчезает (2), безысходна (14), так как возвращение в детство невоз- можно, оно осуществляется только в человеческой памяти. Ямб с самого начала отмечен двузначностью, точнее двуслойностью. Его размеренно-торжественное звучание в ритмах, приближающихся к антич- ным, как бы воссоздает мир пластически монументальный, прочный в своей материальности. Но за однозначностью скрывается внутренняя противоречивость карти- ны или воспринимающего сознания: обнаруживается пугающая пустынность, мертвенность ледяного простора, поэтому, хотя “блеск торжественный”, но “звуки погребальные”; и совсем не странным тогда оказываются сближения холма с мавзолеем. Печать гибели лежит на всем: праздничный наряд печаль- ной березы есть одновременно траур (5); в стихотворениях “Еще вчера на солнце млея…”, “Какая грусть!..” очевидна нерасторжимость понятий утра- та/обретение. Причем, “еще” (5) - точка обозначения временного сдвига в сознании, “опять” (2) - знак ощущения повторяемости природных явлений,
См. трактовку “детскости” у В.А.Кошелева, где она сближается с “греховностью” - Кошелев В.А. // НЛО.2001. № 2 (48). Цит. по ст.: Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст- 78: Лит.-теор. исследования. М., 1979. С. 108. 194 подчинения всего закону повторяемости, ощущения безысходности человече- ского существования в мире. Столь неоднозначное видение мира обнажает внутреннюю напряжен- ность героя. Он стремится слиться с родной природой, по отношению к кото- рой испытывает до боли щемящие чувства, и одновременно сознает невоз- можность этого, ибо ощущение себя частью этого мира воспринимается как погребение заживо в бесконечных просторах. Отсюда внутренняя затормо- женность героя, его оцепенение вопреки динамике природы, пребывающей в постоянных изменениях, превращениях, метаморфозах. Мотив сна/смерти пронизывает цикл, сном объединяются мир природы и и человека. Уже здесь готовится образ околдованной, зачарованной злым волшебником природы, который появится в более поздних стихотворениях. Наиболее типичной ритмической фигурой в “Снегах” является кольцо, круг; в содержательном плане векторность сменяется кругом, так “обозначена” цикличность человеческой жизни, цикличность времени. Природой обуслов- лен ритм человеческой жизни, ее “событийность”. Познание человеком приро- ды оказывается приближением к ней: сначала красота зимней природы и ее метаморфозы вызывают довольно холодные восторги созерцающего ее героя, затем признается близкое родство с нею, позже через драматизм переживаний обретен выход к непосредственному, детскому видению, которому мир явлен в его праздничном лике. Но приближение к природе, постижение ее тайн, погружение в нее чре- ваты гибелью. Так, природой “предсказан” разрыв любовных отношений (13). Разрыв в значительной степени предопределен “природной” разностью героев, протиположностью мужского/женского: героиня в большей степени является носительницей непосредственного, природного начала, герой идет к обрете- нию непосредственности, но она для него сопряжена с неизжитым до конца “гамлетовским” началом. Но одновременно природное в героине предстает в неразличимости доб- ра и зла, поэтому ее спокойствие оборачивается бурей - разрывом, именно она оказывается носительницей разрушительного начала. Герою не суждено прой- ти до конца “испытание природой”, безраздельно слиться с нею, а, следова- тельно, преодолеть одиночество; его “роман” изначально обречен на гибель, это “угадано” в зимних пейзажах, где красота и блеск уживаются с уходом, умиранием. Такова зима в фетовском переводе Овидия (“Tristia”): “Но лишь подымет зима грустная лик свой противный, и, словно мрамор, бела станет с морозу земля...” (Овидий, 1887, 77). Герой пребывает в своеобразном сне, ко- торый не дает абсолютного слияния с природой, что, в конечном счете, и обу- словливает трагизм человеческого бытия. Изображение пространства в лц подчинено определенным закономерно- стям - принцип расширенного пространства сменяется противоположным (па- норамность - соответственно “взглядом из окна”). “Панорамностью” (космиче- ской точкой зрения) отмечены те стихотворения, где герой достаточно отдален от природы (1), где торжествует чуждая ему стихия (4). Но одновременно с этим панорамна картина, освещенная лунным светом (бесконечное простран-195 ство), - своеобразный эквивалент души героя, обнажение космоса внутри че- ловеческой души, субстанциональное тождество макро и микрокосма. Отголоски панорамности - в мотиве дороги (8, 10, 12). Реальная дорога совместного путешествия (8) – метафора гармоничного единения душ; дорога, пространственная материальность которой утрачена в силу фантастичности превращений (10), сузившаяся до аллеи, обнаруживает неожиданный выход в иное измерение - в идеальное время и пространство (12). Реальное пространст- во “свернуто”, “уменьшено” до схематического рисунка на морозном стекле (13); наконец, широко разомкнуто в последнем стихотворении, увиденное как первозданный мир в первый день творения мира незамутненным и непосред- ственным взглядом ребенком. В метаморфозах пространства обнажается его антропоцентричность; че- ловек как центр мира обладает протеичностью, то сливаясь с природой, то вы- деляясь из нее; этим и обусловлена подвижность пространства. Природа в лц вполне самостоятельна, она умеет все: слышать, сочувст- вовать, любить . В дневных пейзажах она монументальна и торжественна, в ночных - то сказочна, то стихийна. Зима, являясь перед героем в разнообразных ликах, оказывается то строителем, то ваятелем, одним словом, творцом, хотя часто ее творчество грозит человеку гибелью, сопряжено с разрушением. Человек пассивен, он со- глядатай, включенный в круговорот природы. В природе есть неограниченная свобода, неподвластная человеку, проявляющаяся в нерасчлененности (6-ом и 5-ом), в сосуществовании добра и зла. Сон природы поглощает и человека, с неизбежностью подчиняя его своим законам. “Вечера и ночи” Заглавие лц обращено к органике мира, и в то же время это литератур- ный архетип: вечера и ночи - часть суток, наиболее таинственная, тревожная, и наиболее любимая романтиками. Уже в заглавии заложена “космическая ме- тафора”, сопрягающая природный мир и человека. Несмотря на то, что суточный цикл у Фета редуцирован, как бы урезан (выбрано только время, дающее человеку ощущение гармонии с миром), тем не менее, цикл создает ощущение движения времени. Причем, годовой цикл представлен как “обратное время” (лето - осень - весна). Парадоксально, но именно сгущение тьмы в лц оказывается благоприят- ным для выражения состояния души, которое можно было бы обозначить как всеохватность мира. Пространственность становится формой проявления внутреннего.
См. подробнее о мотиве пути в цикле: Кошелев В.А. О “тургеневской” правке поэтических тек- стов Афанасия Фета // НЛО. 2001. № 2 (48). С. 180-181. 196 В целом, как и в “Снегах”, в этом лц пространство земное. Крайние точ- ки сближены, уравнены, отчего традиционное представление о пространстве оказывается перевернутым. Эффект “движущейся” точки зрения - изображе- ние пространства с воды (2, 3) - парадоксален: в самой отчужденности от зем- ного обнаруживается родство с ним. Эффект сужающегося пространства также специфичен. Варьирование приема - отражение вечернего мира, прощального пожара зари в красоте возлюбленной: “янтарный отлив на роскошных изви- вах волос” (1); “черные и умные глаза” (4) - постижение таинственной гармо- нии, законов всеобщей, космической зеркальности. Например, о наступлении ночи рассказано как о любовном свидании в высшем космическом проявле- нии: “светит с небес Девы изменчивый лик” (5) . Проявление отражения как принципа в структуре лирического образа и лц содержательно: так обозначена близость к природе, ощущение большого мира как дома. Отношения человека с природой в этом цикле носят более ин- тимный характер, чем в “Снегах”: на природу проецируются человеческие чувства (состояние влюбленности в мир и жизнь есть оборотная сторона влюбленности в женщину), и более того, возлюбленная и ночь оказываются понятиями не только близкими, но часто заменимыми (Луна - Дева и т. д.). Природа, в начале лц оттесненная человеческими чувствами, выдвигает- ся на первый план, становится чуть ли не самостоятельной темой (5-7), суще- ствуя на равных с собственно любовной. Обращение к ночи, как к возлюблен- ной (7), в любовном признании (11) подчеркивает, насколько значима для него любимая: “Друг мой! Могу ль при тебе дожидаться блаженства в гряду- щем? ”. Ритмическое чередование природного и человеческого планов стано- вится принципом лц. Изображение пространства реального мира колеблется между укрупнен- ной деталью при неразличении общего плана (7) и панорамностью (9). Дина- мический световой образ фиксирует напряженность ожидания. Раздвигающее- ся пространство по вертикали и по горизонтали - метафора любовного пере- живания, основанная на созвучии, человеческих переживаний, с одной сторо- ны, водной стихии (“прилив и отлив мыслей”), с другой - творчеству (“ритмы взаимных лобзаний, с нежной цезурою уст, с вольным размером любви”), что явно восходит к пушкинским элегиям (“Ночь”, “На холмах Грузии…”). Связь пространства и времени выражается в его растяжении и сжатии: тягучее в отсутствии возлюбленной, оно, наоборот, сжимается до мгновения от ощущения близости возлюбленной. Пластической формулой мучительного и невыносимого одиночества становятся звуки внешнего мира. Не случайно, “события” внешнего мира восприняты героем отстраненно, в большей степени
См. у К.Бальмонта: “В природе нет наших задач, в ней ни добра, ни зла, ни высокого, ни низко- го. Ничего в ней нет, кроме движения и красоты, безупречной и неумолимой (Бальмонт, 1904, 85). 197 через нее: “Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны...”. Размыкание пространства, снятие границ между внешним и внутренним демонстрирует со- причастность тайнам ночи (12, 13). Пространство, хотя и укрупняется, но ин- тимность отношений человека с космосом сохраняется . Миф рождается там, где человек включается в Космос, где земное, обы- денное становится частью природного, вечного. При этом Космос у Фета оче- ловечен, воспринят с земной точки зрения, узнаваем: “И, как река, засветит Млечный путь” (17). Наконец, “космичность” становится выражением особого состояния души, когда человек ощущает себя частью Вселенной, причем Все- ленной доисторической: “И я, как первый житель рая”. Обычные “человече- ские” мерки утрачены перед громадой мира; большое и малое уравнены: чело- век - ничтожество или властелин (19). Всепоглощающая бездна - образ косми- ческого пространства – совмещает позитивное и негативное начала. Человеком примерена на себя относительность “земного” бытия (19), весь мир в состоя- нии заката солнца оказывается носителем “двойного” бытия (20). Возвращение к земному пространству (23, 24, 25), однако, не исключает участия Космоса в человеческих делах: обозначено сочувствие звезд (22), все стихии ночи помо- гают человеку (23), возникают новые загадки (24), наконец, ночь - третье дей- ствующее лицо в спектакле, свидетель хранитель естественного, чистого, веч- ного (25). Сюжет связан ритмической организацией лц. Наиболее значимые в смы- словом отношении стихотворения оформлены ритмически единообразно. На- пример, в стихотворениях, где обозначено смыкание человеческою и природ- ного (1, 4, 5), отмечены гекзаметром. Высота и торжественность древнего раз- мера, в котором соединились восторг перед красотой мира и трепет любви, способны выразить космичность и интимность отношений человека и приро- ды (11, 12), а также ощутить метаморфозы и чудеса ночи. Хорей запечатлевает отдельные миги бытия, неуловимые и изменчивые, на которых лежит отпечаток вечного (14, 15, 16, 21). Ямбом отмечены ключе- вые стихотворения лц (17, 19, 20), по контрасту с хореической линией, земно- му антитетично космическое, вселенское; человек, однако, предстает соприча- стным ему. Амфибрахий (2, 6, 24) связан с выражением внутреннего смятения, тре- воги, неуспокоенности души (интенсивный синтаксис), вызванные состояния- ми одиночества, ожиданием, мучительной тайной, над разгадкой которой бьется герой. Анапест, появившись к концу лц (18, 23, 25), ведет мотивы невыразимо- сти и загадочности “живого” мира, в контексте лц олицетворенного, антропо- морфного мира. Причем, антропоморфность мира нарастает постепенно: сна- чала неполная персонификация, функциональность (“вздохи дня есть в дыха- нье ночном”, 18), затем – персонификация (23), апофатическое выражение красоты, разлитой в мире (“третья с нами лазурная ночь”, 25).
См. у К.Бальмонта: “...И призрачная невеста, одухотворенная природа, вступает в бестелесный брак с влюбленною душою поэта” (Бальмонт, 1904, 91).198 Дактиль в чистом виде появляется лишь в финале лц (22), с ним связана тема соучастия Космоса в человеческой жизни. Крупными блоками гекзаметра (1, 4, 5, 8, 11, 12, 13, кстати, опять нечет) обозначена сведенность двух планов и нарастание внутренней экспрессии, вы- ливающейся в открытое обращение к небу: всезаполненность ночью и раство- рение во Вселенной. Верлибром отмечено начало лц (3, 7, 9, 10) - свобода самовыражения, поток сознания, полнота чувства; и, кроме того, мотивы сна и бессонницы. Причем, вначале утрата ощущения реальности: “жизнь или сон”; позже - ноч- ная бессонница, еще позже противоречия – желание вобрать в себя красоту ночи и мучительное ощущение утраты целесообразности бытия. Но закон отражения действует на композиционном уровне, межстиховые скрепы создают целостность лц и придают объемность миру “Вечеров и но- чей”. Космос лц строится на основе тех антитетичных семантических ком- плексов: свет / тьма; вода /земля; звук / безмолвие. 1. Оба начала обнаруживают “двойную” семантику. “Свет” в значении “огонь”, семантика которого неоднозначна: “прощального” заката, напоми- нающий о скоротечности жизни, “огонек” за рекою – символ одиночества ге- роя и в то же время его устремленности к домашнему очагу; “свет” небесных светил - источник красоты и иллюзорности (3, 6); смыкание “природного” и человеческого” (5 - “лампа Веспера” и “лик Девы”); мощный поток света свя- зан с очеловеченностью месяца (15, 17) и участием его в судьбе человека. Двойная семантика отличает и образ “тьмы”. Это и реальная тъма (“те- ни”, “мрак”, “мгла”, “бездна полуночная”, “темная земля”, “полночь за дым- кой сквозной”), и метафора состояния души, не просветленной любовью и бли- зостью к природе. Как “свет” обладает одновременно успокаивающим и раз- дражающим действием (“жгучий месяц”), так и “тьма”: “сладостна” (5) и в то же время устрашающа. 2. “Вода” как водное пространство (река, залив, ручей) и как символ пу- ти (жизненного) человека. Фантастический образ мира во многом связан с ночными отражениями водного пространства (свечением). “Вода” - метафора умиротворенности души (2), буйства весенних сил природы и смятенности души человека (15). “Вода”, как очищение, но одновременно бессилие выра- зить полноту счастья. Соединение “света” и “воды” создает образ фантастического мира, пре- бывающего во власти “двойного бытия” (снятие пространственных границ между верхом и низом; потому само движение к небу уподоблено погружению на дно). Оппозиция звук/безмолвие (1) создает конфликт внутреннего мира ге- роя. Звуки отчуждаемы в силу пустоты возвышенных речей, болтовни и бес- силия передать стихию чувства; но звуки желанны. Как в соловьином эхе от- ражается гармония мира, так и ритмы мира созвучны биению сердца человека
О верлибре у Фета см.: Магина Р.Г. Поэзия горящих звезд// Русский философско- психологический романтизм: Учеб. пособие. Челябинск, 1972. С. 88. 199 (6). Раздражающие звуки (10, 11) сменяются полным безмолвием (7 и 9); звуки колокола в ночи равнозначны самой ночи (12); так, нарастание звуков мира и души превращается в сплошное звучание и трепет (15, 16). Спад звучания (17- 19) рождает образ безмолвия, приобретающего космические масштабы. Появ- ляется тишина, нарушаемая еле уловимыми звуками природы. И немота как благоговение перед Красотой. Так готовится тема музыкальности мира, сим- волом которого становится “тройственный союз” (“третья с нами лазурная ночь”). В преодолении глухоты, в приобщении к звукам мира достигается осуществление невозможного. Сложность отношений человека с миром выражены спиралеобразной композицией темы любви (3), удвоением ритма (4), содержательность которо- го в отражении небесного в земном, природного в человеке. 2-й ритмический круг (6-8) - повторение, но с нарастанием восторга, вызванного приближением к природе. 3-й круг (одновременное усечение - отсутствует амфибрахий, и двойное усиление: 2 свободных стиха, 3 гекзаметра) - нарастание ощущения растворения в ночи, в природе. 4-ый круг (“пять вечеров”) - разнообразные лики времени - гармония и в то же время фантастичность мира, 5-ый круг - устремление в беспредельность, возвращение на круги своя. Нарушение без- молвия - естественное разрешение человеческих отношений, знающих свои приливы и отливы. Так, кольцевая композиция демонстрирует единение микро и макрокосма. Новое в лц “Вечера и ночи” - лексические скрепы (термин В.А.Сапогова – Сапогов, 1980), создающие целостность лц. У Фета выделяются три типа скреп. а) Номинативные: “прощальный огонь” заката, “мой огонь”, “расцве- тающий сад”, “ланиты цветут”; “Веспера скромная лампа”; “лампа томно горит”; “звезды горят”; “горят светляки” и т.д. б) Метафорические - возникающие как результат неожиданного со- единения слов из разных семантических комплексов: “в комнату звуки плы- вут”, “точно как будто росой ночи омыты они” (звуки; “плывет прохлади- тельный воздух”; “и вниз ее золоченые стрелы ярким стремятся дождем”, “сам же (одинокий листок – Г.К.), светом осыпанный весь”; “месяц светом с высоты обдал нивы”; “лунь проплыл, не шевеля крылом”, “молится месяц плывя по лазури”, “а уж месяц, что всплыл над зубцами аллей…”. в) Ассоциативные (слово названо в одном случае и не названо в другом, но вытекает из контекста), связанные с законом отражения: “Я ль несся к безд- не полуночной” (дно не названо - “и взором мерил глубину). И, наоборот, - “ложится пар на дне долин”, где дно оказывается верхом (“с какою негой в них купают деревья пышный свой венец”). Лц “Вечера и ночи” обнаруживает иную, чем в “Снегах”, концепцию личности. Человек по-прежнему обусловлен природой, но изменилось его восприятие природы и его отношения с ней. Гармония души и любовных от- ношений - естественное следствие гармонии природы, и, наоборот, согласие в природе - созвучие души, проекция ее, подтверждение этого - космичность “любовного” чувства, что в свою очередь является оборотной стороной гар-200 монии мира. Космос (бездна) двузначен: (он и спасение, и гибель), но в отли- чие от “Снегов”, здесь гибель - своеобразный синоним счастья (потонуть в бездне - значит окончательно слиться с природой, раствориться в ней). Человек более открыт природе, но и природа повернута к человеку доб- рой стороной, теперь природа - соглядатай, сочувствующий свидетель, соуча- стник. Отношения с природой носят более интимный характер, что свидетель- ствует о преодолении “гамлетовского” начала в лц. Природа оживает, очело- вечивается, Космос одомашнивается, так как в нем царят те же законы, он ре- гулируется отношениями, подобными человеческим. Творчество природы, за- ключающееся в постоянных метаморфозах, превращениях, претворяется в му- зыку мира; человек пока может лишь улавливать отдельные звуки, погружать- ся в них, слушать “хор светил” (музыку мира); сам же предпочитает безмол- вие, молчание (в силу сознания несостоятельности слов), его “мелодия” не обозначена. Она пока за текстом, главное здесь - гармония отношений. Лю- бовный сюжет развернут в лц менее драматично и более естественно, эти от- ношения - воплощение доброй природы. Ритмический рисунок лц реализует закон отражения. Проницаемость миров (человеческого и природного) обнаруживается и на уровне слова, лц обладает большей ассоциативной энергией, чем “Снега”. Отражение - домини- рующий образ и принцип лирической структуры цикла. “Мелодии” Название лц обращено одновременно как к природному, так и к челове- ческому планам. Помимо двух тем (человек и природа, и шире - мироздание; человек и любовь) появляется третья (человек и музыка). В цикле ритмично чередование “темной” и “светлой” тональностей, в этом смысле “Мелодии” как бы возвращают к “Снегам”. Цикл представляет собой своеобразное раскручивание намеченного пунктиром сюжета в этом стихотворении. 1 - в роли увертюры: природа, лю- бовь, музыка слиты в нерасторжимое единство (“праздник бытия”); перетека- ние одного в другое создает ощущение бесконечно длящегося потока жизни. Оппозиция сон/реальность обозначена (2). Сон связан с музыкой (“Чудная песнь”), реальность антимузыкальна, дисгармонична, причем дисгармония - проекция внутреннего состояния человека. Оброненная во сне нить - знак ут- раты памяти, непознанной тайны гармонии, предвестие несчастливой развязки любви. Таким образом, начало лц демонстрирует власть “чужой” музыки над душой, пока еще не создавшей собственной песни. В 3-ем по закону ритмичности возвращение к 1-ому. Мифологема веч- ного возвращения реализуется как принцип цикла. В отличие от предыдущих, в этом лц природа уже не столь отдалена от человека: человек во власти при- роды, охвачен ее чувствами, в гармонии с ней, сама природа “очеловечивает- ся”: “цвет садовый дышит яблонью, черешней... льнет, целуя... плачет ста- рый камень, в пруд роняя слезы”. В пластике природы - развернутая метафора человеческих чувств. Соотнесенность двух планов, человеческого и природ-201 ного, закреплена таким приемом, как повтор. Стихотворение заканчивается на высшей точке напряжения: томление сменяется болью. “Боль эта особого рода. Стихотворение ваше крошечное прекрасно. Это новое, никогда прежде не уловленное чувство боли от красоты, выражено прелестно”- писал Л.Н. Толстой (Толстой, 1978, 1, 425). Так, в лц возникает новый сюжетный ход: человек приближается к при- роде, но это приобщение сопровождает ощущения боли. Мотив боли (1, 2) варьируется: 1 - боль от музыки, 2 - от красоты мира. Устремленность к не- бесному, к астральным мирам, однако, не отдаляет человека от земли: наобо- рот, очевидно еще большее сближение человека с природой, он способен слышать, понимать ее. И вновь космическая метафора: голос звезды - проек- ция внутреннего мира человека. Именно громадное пространство становится мерилом человеческих ценностей. Обычное слово как Логос в этом контексте обесценено, оно замещается дологичным, интуитивным, пониманием без слов, основанным на родстве душ. Появившаяся оппозиция тишины/ бушующей стихии создает драматизм (5). Дисгармония в мире природы - отражение дисгармонии душе человека. Созвучие человеческой души миру природы, выраженное в метафорической картине мира, подчеркивает неразрывную связь человека и природы даже в драматические минуты. Контраст противоположных настроений обнажает устремление к необ- ходимости его разрешить. В пейзажной картине нагнетаются драматические нотки (“…изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. Ни огня, ни звезды в ов- довевшей лазури”, ВО, 46) и возникает желание преодоления одиночества, приобретающего здесь вселенский размах. Человек ощущает прикованность к земле и одновременно, стремление вырваться за пределы земного. Чем острее ощущение одиночества, тем страстнее призыв к возлюбленной разделить его одиночество.
|