Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие издержки
5.7. Работа с модулем “План персонала”
В плане по персоналу необходимо сформировать штатное расписание предприятия. В диалоге “План персонала” ИТ PROJECT EXPERT данные о персонале вводятся по трем различным группам: управление, производство, маркетинг. По каждой группе составляется список должностей, указывается количество человек в этой должности, оклад в гривнах или дол. США и регулярность начисления оклада. По каждому работнику необходимо указать период (продолжительность) выплаты заработной платы и с какой регулярностью. Все налоги на заработную плату начисляются автоматически на основании данных введенных в диалоге “Налоги”, который рассмотрен в р.2.6.
VI. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 6.1. Введение
Технически финансовый план составляется в последнюю очередь, но, анализируя бизнес-план, потенциальные инвесторы, партнеры и руководители предприятия, прежде всего, будут смотреть именно этот раздел. Составление финансового плана представляет собой завершающую стадию процесса планирования, когда должны быть расставлены все точки над " i". При условии хорошей проработки исходных данных на стадии планирования маркетинга и производства составление финансового плана не вызывает особых проблем. Необходимо только соблюдать определенные правила и корректно выполнять некоторые технические приемы. При составлении любых финансовых планов следует придерживаться следующих правил: При прогнозе доходов расходов придерживаться принципа " пессимистической оценки", который состоит в том, что при наличии двух или более возможных вариантов суммы по той или иной статье доходов выбирается меньшее значение, а в случае с расходами - строго наоборот (выбирается большее значение). Естественно, необходимо рассматривать только те варианты, которые согласуются со здравым смыслом и не предусматривают каких-то катастрофических изменений. Любая цифра, содержащаяся в финансовом плане, должна быть обоснована. Если речь идет о производственных расходах, то таким обоснованием может служить информация, содержащаяся в плане производства, либо в дополнительных технико-экономических расчетах. Если речь идет об административных и управленческих расходах, то необходимо либо в самом плане, либо в приложениях пояснить логику расчета, которой вы руководствовались. Вполне понятно, что в каждом плане существует масса цифр, которые прогнозируются на основе интуиции, или прошлого опыта, поскольку не существует достаточно достоверной информации. В таком случае необходимо указать принцип принятия решения (по экспертной оценке, по аналогии с предыдущим периодом и т.д.).
Основные документы, для финансового планирования В международной практике ссуществуют три основных документа, позволяющих планировать, анализировать и контролировать инвестиционный проект: " Отчет о прибылях и убытках (Income Statement)", " Баланс (Balance Sheet)" и " План движения денежных средств (потоков) (Cash-Flow)". Данные в каждой из статей доходов и расходов указанных документов должны быть представлены только в единой валюте. 6.2.1 Отчет о прибылях и убытках (income statement) Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия (здесь и далее под операционной деятельностью понимается процесс производства и сбыта продукции или услуг) за определенные периоды времени (месяц, квартал, год). Из " Отчета о прибылях и убытках" инвестор может определить прибыльность предприятия, реализующего проект. Для построения таблицы " Отчет о прибылях и убытках" потребуются следующие данные: 1. Из плана продаж - выручка от реализации продукции и услуг, потери при продажах по годам. При этом в таблице " Отчет о прибылях и убытках" отражается суммарная величина объема продаж в стоимостном выражении, представляющая собой сумму " контрактных" продаж в данный период времени: продажи по факту, продажи в кредит, а также сумма от продаж с авансовыми платежами в предыдущие периоды за продукцию, которая была поставлена заказчикам в текущий период времени. 2. Из плана издержек - сумма переменных издержек, с учетом плана производства за расчетный период времени (месяц, квартал, год). 3. Из плана издержек - сумма общих (операционных, торгово-административных издержек) за расчетный период. При этом необходимо помнить, что общие (постоянные) затраты включают в себя амортизационные отчисления и начисленные проценты по кредитам.
Отчет о прибылях и убытках (The Income Statement)
Таблица наглядно иллюстрирует золотое правило, которое гласит, что имеются только два способа повышения эффективности деятельности предприятия (увеличения значения в нижней строке таблицы, т.е. чистой прибыли): продавать дороже и больше и/или производить дешевле. Это очень простое правило является наиболее важным в процессе анализа и управления проектом. Какие бы действия не предпринимало руководство предприятия по повышению его эффективности, в конечном итоге их результатом будет выполнение одного из указанных выше условий. Рассмотрим пример анализа " Отчета о прибылях и убытках" трех различных вариантов проекта.
При множестве вариантов, отражающих вероятные прогнозы доходов и расходов, изменения в любой строке таблицы неизбежно повлекут за собой изменения в последней строке, будь то увеличение объема продаж или сокращение издержек. Предприятие с низким валовым доходом, как правило, имеет более низкие издержки. Другими словами, планируя, мы должны решить главную задачу - получить доход, который покроет все наши издержки, а также принесет прибыль. Например, если Вы производите продукцию с более низкими затратами, чем это делают конкуренты, то Вы имеете возможность увеличить торговые издержки на продвижение продукции на рынок или снизить цены, что положительно скажется на объеме продаж. Все взаимосвязанно, и увеличение любой статьи затрат оставляет меньше возможностей для финансирования других издержек.
6.2.2. Балансовая ведомость (the balance sheet) Балансовая ведомость, в отличие от " Отчета о прибылях и убытках", отражает финансовое состояние предприятия не за определенный период времени (месяц, квартал, год), а на определенную дату времени, например - 31 декабря 1996 года. Балансовая ведомость показывает, насколько устойчиво финансовое положение (платежеспособность и ликвидность) предприятия, реализующего проект в конкретный момент времени. Баланс состоит из двух сторон: актива (слева) и пассива (справа), суммарные значения которых всегда должны быть равны между собой. Актив представляет собой перечень того, что имеет предприятие в собственности. Пассив показывает, кому и сколько предприятие должно. Другими словами, то равенство означает, что то, чем предприятие владеет, оно должно или кредиторам, или его владельцам.
Баланс
Используя только два финансовых документа - " Отчет о прибылях и убытках" и " Баланс" - Вы имеете возможность рассчитать наиболее часто используемые в международной деловой практике показатели эффективности деятельности предприятия: прибыльность, платежеспособность и ликвидность. 6.2.3. План движения денежных средств (потоков) (cash-flow) Оба рассмотренных документа - " Отчет о прибылях и убытках" и " Баланс" - знакомы читателям. И действительно, за исключением некоторых особенностей построения " Отчета о прибылях и убытках" и использования в балансе непривычно агрегированных счетов, эти документы практически соответствуют принятой в Украине системе бухгалтерского учета. По крайней мере, данные бухгалтерской отчетности могут быть приведены к виду, обеспечивающему возможность их использования в процессе финансового анализа на основе методик, соответствующих международным стандартам IAS.
Этого нельзя сказать о " Плане движения денежных средств(потоков)". В его основе лежит метод анализа потоков наличности(денежных средств на р/с предприятия) (Cash-Flows), с которым практически незнакомы украинские бухгалтера и предприниматели. Выражение " Кэш-Фло" из английского языка прочно вошло в лексикон экономистов практически всех развитых стран и стало не менее популярным, чем " маркетинг" и " контроллинг". Можно смело утверждать, что сегодня не существует ни одной организации - будь то финансовый институт, банк, инвестиционный фонд, промышленное предприятие или консультационная фирма, действующие в условиях рыночной экономики, которая не использует анализ " Кэш-Фло" в своей инвестиционной деятельности. Это связано с тем, что анализ денежных потоков лежит в основе " классических" методов инвестиционного анализа и используется в наиболее известных методиках планирования и оценки эффективности инвестиционных проектов (например, в " COMFAR" UNIDO).
Сash-Flow [Кэш-Фло] переводится дословно как " поток наличности", или " денежный поток". Далее, в процессе описания Плана денежных средств(потоков) и методов инвестиционного анализа, мы также будем использовать выражение " Кэш-Фло" для определения текущего остатка (сальдо) денежных средств на расчетном счете предприятия. Этот остаток формируется за счет притока денежных средств (доходов от реализации продукции и услуг, доходов от реализации активов предприятия, взносов в уставной фонд и займов), начисления амортизационных отчислений и оттока денежных средств (затрат на производство продукции и услуг, общих издержек предприятия, затрат на инвестиции, затрат на обслуживание и погашение займов, выплаты дивидендов, налоговых и других выплат). Все поступления и платежи отображаются в Плане денежных потоков в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления этих платежей, с учетом времени задержки оплаты за реализованную продукцию или услуги, времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовым платежом), а также условий формирования производственных запасов. При этом все поступления и платежи в СКВ должны быть переведены в гривну по курсу, соответствующему дате фактического осуществления платежа. Остаток денежных средств на счете (баланс наличности) используется предприятием для выплат, на обеспечение производственной деятельности последующих периодов, инвестиций, погашения займов, выплаты налогов и личное потребление. Таким образом, " План движения денежных средств (потоков)", основанный на методе " Кэш-Фло", демонстрирует движение денежных средств и отражает спсособность предприятия финансировать свою деятельность во все периоды проекта.
Рассмотрим пример построения " Отчета о прибылях и убытках" и " Финансового плана" предприятия, а затем сравним их.
Отчет о прибылях и убытках
План движения денежных средств (потоков)
Деятельность предприятия принято разделять на три основные функциональные области: - операционная (производственная и сбыт); - инвестиционная; - финансовая.
" Отчет о прибылях и убытках" отражает операционную деятельность предприятия, демонстрируя ее эффективность с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции или услуг. Другими словами, из " Отчета о прибылях и убытках" мы только можем определить, как наше предприятие выполняет основную свою функцию - производить и реализовывать продукцию или услуги, и какой объем прибыли мы можем получить в результате этой деятельности. В отличие от этого, " План движения денежных средств (потоков)" содержит два дополнительных раздела- " Кэш-Фло от инвестиционной деятельности" и " Кэш-Фло от финансовой деятельности", из которых мы можем выяснить объемы и сроки инвестиций, форму финансирования предприятия. В приведенном выше примере, в " Отчете о прибылях и убытках", не случайно выделена в отдельную строку статья " Амортизационные отчисления". Как уже отмечалось в предыдущих публикациях, амортизационные отчисления относятся к разряду калькуляционных издержек, которые рассчитываются в соответствии с установленными нормами амортизации и относятся в процессе расчета прибыли к затратам. Реально же начисленная сумма амортизационных отчислений никуда не выплачивается и остается на счете предприятия, пополняя остаток ликвидных средств. Поэтому в разделе " Операционная деятельность" " Плана денежных потоков" отсутствует статья " Амортизационные отчисления". Таким образом, амортизационные отчисления играют особую и очень важную роль в системе учета и планирования деятельности предприятия, являясь внутренним источником финансирования. Амортизационные отчисления являются фактором, стимулирующим инвестиционную деятельность. Чем больше остаточная стоимость активов предприятия и выше нормы амортизации, тем меньше налогооблагаемая прибыль и, соответственно, больше сумма " Кэш-Фло от операционной деятельности". В разделе " Кэш-Фло от инвестиционной деятельности" отображаются платежи за приобретенные активы, а источником поступлений служат поступления от реализации активов, которые не используются в производстве. В этом разделе должны быть указаны не только затраты на вновь приобретаемые активы, но и балансовая стоимость имеющихся в собственности предприятия активов на дату начала проекта. Затраты на приобретение активов в будущие периоды деятельности должны быть указаны в гривнах с учетом инфляции на основные фонды. В разделе " Кэш-Фло от финансовой деятельности" в качестве поступлений учитываются: вклады владельцев предприятия, акционерный капитал, долгосрочные и краткосрочные займы, проценты по вкладам. В качестве выплат - погашение займов, дивиденды. Сумма " Кэш-Фло" каждого из разделов " Плана денежных потоков" будет составлять остаток ликвидных средств в соответствующий период, при этом Кэш-баланс на конец расчетного периода будет равен сумме Кэш-баланса предыдущего периода с остатком ликвидных средств текущего периода времени.
|