Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первичной операцией этого процесса является приемка товара и связанные с ней операции по подготовке склада к приемке.
Как правило в ходе приемки товара возможны ошибки, приводящие к недостаче, пересортице, приемке бракованной продукции (как с несоответствующими потребительскими свойствами, так и с нарушенной оригинальной упаковкой производителя). В совокупности эти ошибки приводят к серьезным финансовым потерям и ухудшению отношений с клиентами. С целью исключить возможности возникновения подобной ситуации в практике применяется универсальный алгоритм осуществления процедуры приемки продукции (рисунок 9.1 и 9.2), который позволяет существенно оптимизировать процесс приемки продукции и связанных с ней операций. Рисунок 14.1 Алгоритм осуществления процедуры приемки товара Рисунок 14.2 Алгоритм действия персонала при приемке товара
При подготовке склада к приёмке товара, рекомендуется принимать ряд мер: - своевременно получать информацию об ожидаемой поставке товара из отдела закупок, а именно: перечень товарных позиций; количество поступающего товара (в том числе по каждой товарной позиции); сроки поступления товара; наименования поставщика (-ов); тип тары (короба, паллеты); информацию о дополнительной сопроводительной документации (сертификаты соответствия и т. д.). Наиболее удобно создать форму документа (карточка сведений поставки), в которую эта информация экспортировалась бы из информационной системы или которую заполняют «вручную», в зависимости от возможностей склада; - определить число служащих (с использованием технологических карт), участвующих в разгрузке и приемке продукции; определить состав техники, необходимой для разгрузки транспорта; - определить потенциальные места хранения поступившей продукции. 14.4 Приёмка продукции. Нормативно-правовое регулирование. В последнее время не принято ни одного документа, который в полной мере регулировал бы процесс приемки продукции. Отсутствие императивного регулирования приводит к тому, что в договорах поставки данный процесс, как правило, не фиксируется вообще, и в случае обнаружения в процессе приемки недолжного количества или качества, несоответствия ассортимента, нарушенной упаковки разногласия либо не разрешаются вообще, либо решаются на основе личной договоренности представителей компаний, что зачастую приводит к негативному результату для одного из контрагентов. Рекомендуется детально описывать в договорах поставки условия приемки продукции, ссылаясь на Инструкции П-6, П-7 или на внутренние нормативные акты, с условиями которых была ознакомлена другая сторона. 14.5 Операции, выполняемые в процессе поступления и приёмки продукции Операции, осуществляемые на этапе поступления и приемки продукции: - проведение подготовительных мероприятий по приемке продукции; - проверка целостности вагонов, контейнеров, транспортной упаковки; - разгрузка транспортных средств; - оценка сохранности поверхности транспортной упаковки; - учет всех расхождений и повреждений до подписания документов перевозчика;. - проверка каждой позиции продукции по упаковочному листу и счету; - перемещение продукции в зону приемки; - распаковка; - проверка количества и качества продукции; - контроль документального и физического соответствия партии поставки заказу покупателя; - установление фактического количества, качества и комплектности продукции, определение отклонений и вызвавших причин; - документальное оформление прибывшей продукции (процедура оприходования); - раскладка по местам хранения; - формирование складской грузовой единицы. При приемке продукции от перевозчика получатель обязан проверить: - наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автомобильном фургоне) или на контейнерах пломб отправителя или организации, осуществляющей промежуточную перевалку; - целостность пломб; - состояние транспортных средств (вагона, контейнера); - наличие маркировки груза; - исправность тары; - соответствие наименования продукции и маркировки транспортной таре данным, указанным в товарно-транспортных документах. Получатель обязан потребовать от перевозчика выдачи продукции по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на него правилами, действующими на транспорте, и другими нормативными актами. Кроме того, получатель обязан установить, соблюдались правила перевозки, обеспечивающие предохранение продукции от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, температурный режим), а также осмотреть перевозимую продукцию. Приемка продукции - проверка соответствия количества, качества и комплектности продукции ее характеристике и техническим условиям, указанным в договоре. Виды приемки продукции у получателя: Предварительная, ее цель: осмотр продукции на предприятии продавца для установления соответствия её количества и качества условиям договора; установление правильности упаковки и маркировки продукции. Окончательная приемка продукции предназначена для установления фактического выполнения поставки в установленном месте и в надлежащий срок. Место окончательной приемки продукции обычно устанавливается в договоре поставки. Оно может быть обозначено как: предприятие или склад продавца; согласованный порт отгрузки; железнодорожная станция отправления или аэропорт; порт назначения; пограничная или конечная железнодорожная станция в стране назначения; склад покупателя; конечный пункт продажи продукции. Проверка сопроводительной документации. При приходе транспортных средств на склад получателя в первую очередь проверяют наличие сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной, счета-фактуры, технического паспорта, сертификата соответствия ГОСТу, удостоверения о качестве и др.) и их содержание на предмет соответствия условиям (количество, ассортимент, упаковка и т. д.), зафиксированным в договоре поставки. Если основные товарно-сопроводительные документы для приемки продукции отсутствуют, необходимо составить акт о фактическом наличии продукции, который впоследствии подписывают обе стороны, участвующие в приемке. Если отсутствуют дополнительные документы, делают соответствующую отметку в товарно-транспортной накладной. Определение сохранности внешнего вида транспортного средства, тары и упаковки. Следует проверить наличие на транспортных средствах или на контейнерах пломб отправителя или пункта отправления, исправность пломб, оттиски на них, состояние транспортного средства, исправность тары. В случае обнаружения внешних или внутренних механических или технологических (например, нарушение температурного режима в рефрижераторе) повреждений транспортных средств, а также отсутствия или неисправности пломб, необходимо сделать отметку об этом в товарно-транспортной накладной либо, что более удобно, составить акт об осмотре состояния транспортных средств. Также, если есть возможность, рекомендуется сфотографировать явно видимые повреждения транспортных средств (панорамная и детальная съемка). Сделанные таким образом фотографии имеют большое влияние на поведение поставщика или транспортно-экспедиторской компании в случае требования замены бракованного товара или денежной компенсации. В Украине за последнее время такая практика находит все большее применение.
|