Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое положение педагогических работников
Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется на основе сочетания единства и дифференциации. Единство такого регулирования означает установление общих правил, которые должны применяться ко всем работникам, независимо от каких-либо объективных или субъективных факторов. Дифференциация, напротив, призвана обеспечить учет названных обстоятельств с целью повышения эффективности правового регулирования. Она может осуществляться по объективным и субъективным критериям. К числу объективных можно отнести отрасль (профессию), климатические и иные условия, в которых трудится работник. Субъективные критерии дифференциации – это пол, возраст, состояние здоровья, наличие семейных обязанностей. В рамках образовательного права наибольший интерес представляет дифференциация правового регулирования труда по отраслевому критерию. Но необходимо учитывать, что «удельный вес» специальных правил при регламентации труда разных категорий работников образования различен. В связи с этим работников образовательных учреждений можно разделить на следующие профессионально-квалификационные группы: 1) руководящие работники (руководители образовательных учреждений, их заместители, руководители структурных подразделений и др.); 2) педагогические работники (преподавательский состав); 3) учебно-вспомогательный персонал (лаборанты, методисты, диспетчеры и др.); 4) технический персонал (рабочие, уборщицы, повара и т. д.). Руководящие работники образовательных учреждений, как правило, выполняют не только административные, управленческие функции, но и педагогическую работу в определенном объеме. Поэтому их труд регулируется с применением тех же правил, которые установлены для педагогического состава. Наибольшей спецификой отличается регулирование трудовых отношений преподавателей. Это обусловлено тем, что именно они являются участниками образовательного (учебно-воспитательного) процесса в узком смысле слова. На них возлагается ответственность за достижение обучающимися определенных результатов в учебе, за освоение ими основных образовательных программ, за организацию воспитательной работы. Именно учитель, преподаватель, педагог в немалой степени способствует формированию личности обучающегося. В большинстве педагогических правоотношений вторым субъектом, помимо обучающегося, является преподаватель. Это обусловливает установление специальных правил по регламентации их труда. Педагогическим работникам предоставлены так называемы академические права и свободы. При исполнении профессиональных обязанностей они имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Это характеризует труд педагогов как творчество и еще раз подчеркивает его специфику. Работники из числа учебно-вспомогательного и технического персонала выполняют обязанности, направленные на обеспечение образовательного процесса в широком смысле слова. Их деятельность не связана непосредственно с процессом обучения и воспитания. Поэтому их труд регулируется общими нормами трудового права, а также некоторыми отраслевыми и локальными нормами. В дальнейшем речь пойдет о специальных правилах регулирования трудовых отношений педагогических работников. Именно так сформулированы соответствующие нормы в Трудовом кодексе РФ (глава 52) и в образовательном законодательстве. В первую очередь необходимо охарактеризовать порядок допуска к занятию педагогической деятельностью. Закон об образовании называет четыре его условия. Во-первых, наличие у лица образовательного ценза, определенного типовыми положениями об образовательных учреждениях или иными нормативными актами. Как правило, необходимо высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля. Во-вторых, к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена по медицинским показаниям, перечень которых устанавливается Правительством РФ. До внесения в Закон об образовании изменений от 25 июня 2002 г. перечень медицинских противопоказаний должен был утверждаться федеральным законом. Новая редакция п. 2 ст. 53 представляется более правильной. При этом соблюдается общее правило о соотношении законов и подзаконных нормативных актов. Закон содержит лишь общую норму, предусматривающую возможность правоограничений по медицинским показаниям. Сами эти противопоказания устанавливаются постановлением Правительства, которому делегированы соответствующие нормотворческие полномочия. На сегодняшний день такой перечень пока не принят, что существенно затрудняет работу по оптимизации кадрового состава учреждений образования. Логично предположить, что в перечень медицинских противопоказаний должны войти заболевания, представляющие опасность для окружающих (например, туберкулез в активной форме, кожные и венерические заболевания и ряд других). В-третьих, к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда. В соответствии со ст. 47 Уголовного кодекса РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного. Лишение указанного права может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей УК РФ, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В приговоре суда указываются, какими конкретно видами деятельности запрещено заниматься осужденному. Это может быть, например, деятельность, связанная с воспитанием детей. В-четвертых, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие, предусмотренные УК РФ и УК РСФСР (п. 2 ст. 53 Закона об образовании в ред. от 25 июня 2002 г.). Новая редакция указанной нормы снимает проблемы, возникавшие при применении прежней редакции, по которой перечни соответствующих составов должны были устанавливаться специально принятым законом. Теперь при решении вопроса о допуске к преподаванию следует непосредственно руководствоваться уголовным законодательством. Тяжкими признаются преступления, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, а особо тяжкими – за совершение которых может быть назначено наказание свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в отношении различных категорий осужденных по истечении определенных сроков после отбытия наказания. Так, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления – по истечении шести, а осужденных за особо тяжкие преступления – восьми лет после отбытия наказания. Для педагогических работников образовательное учреждение является работодателем. Трудовые отношения между ними регулируются трудовым договором, который заключается в соответствии с требованиям законодательства о труде. Следует обратить внимание на то, что срочный трудовой договор может заключаться только с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений (об этом подробнее в теме № 7). С работниками всех остальных образовательных учреждений срочный договор может заключаться только по общим правилам, закрепленным в ст. 59 Трудового кодекса РФ. Расторжение трудового договора с педагогическими работниками по инициативе работодателя возможно как по общим основаниям, так и по специальным, которые установлены в ст. 56 Закона об образовании. Два из них воспроизведены в ст. 336 Трудового кодекса РФ. Специальными основаниями увольнения являются: 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника). В Законе об образовании в числе специальных оснований увольнения названо также появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Данное основание на самом деле является общим. Оно закреплено в п. 6 ст. 81 ТК РФ среди других случаев однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей. В указанной статье, кроме того, содержится и такое основание увольнения по инициативе работодателя, как совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ст. 81 ТК РФ). Оно может быть отнесено к специальным основаниям увольнения педагогических работников. Условия и порядок осуществления увольнения по специальным основаниям подробно охарактеризованы в литературе. Так, В.И. Шкатулла отмечает, что для увольнения по подпункту 1 п. 3 ст. 56 Закона об образовании необходима совокупность следующих фактов. Перечень грубых нарушений должен быть закреплен в уставе образовательного учреждения. Педагогический работник в течение года, как минимум, дважды грубо нарушил устав образовательного учреждения. Годичный срок начинает течь со дня, следующего за днем, когда было допущено первое нарушение, за которое к работнику должно быть применено дисциплинарное взыскание по ст. 192 ТК РФ. От работника должно быть получено письменное объяснение по каждому случаю грубого нарушения устава (при отказе от дачи объяснения составляется соответствующий акт)[128]. Таким образом, данное нарушение должно быть виновным. Эта конструкция, представленная в законе как специальная, на самом деле аналогична общеприменимой конструкции увольнения за систематическое (по новому Трудовому кодексу – неоднократное) неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Поэтому работодатель может воспользоваться своим правом увольнения и в том случае, если работник (в том числе педагог) совершил не обязательно грубые, но и рядовые, менее значительные дисциплинарные проступки. Тогда специальная конструкция теряет смысл. На наш взгляд, применение дисциплинарного взыскания за первое нарушение не является обязательным. Главное – зафиксировать данное нарушение. Применение дисциплинарного взыскания – это не обязанность, а право администрации. Поэтому в п. 3 ст. 56 Закона об образовании ничего не сказано о том, что для увольнения по данному основанию необходимо наличие дисциплинарного взыскания. Эта норма подлежит буквальному, а не расширительному толкованию. Основная проблема, которая может возникнуть на практике при решении вопроса об увольнении педагогического работника по подпункту 2 п. 3 ст. 56 заключается в доказывании факта применения физического или психического насилия и в его правовой оценке. В.И. Шкатулла полагает, что «физическое насилие – это не только преднамеренное нанесение физических повреждений, но и применение физической силы. Оно распознается по внешнему виду или по психическому состоянию ребенка. Психическое насилие – это такое воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевное страдание. В частности, понижает его нравственный (духовный), социальный статус. Психическое насилие может привести к формированию у обучающегося патологических черт характера, затормозить развитие личности. Формы психического насилия: угрозы в адрес обучающегося, его преднамеренная изоляция; предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративное негативное отношение к нему; запугивание ребенка; чрезмерное повышение голоса»[129]. Как видим, в приведенном перечне используются оценочные понятия, не имеющие четкого определения. Например, что означает чрезмерное повышение голоса или предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту? Важно и то, что каждый ребенок (а ведь речь идет в первую очередь о несовершеннолетних обучающихся, на защиту интересов которых направлена данная норма) по своему реагирует на действия учителя, предъявляемые требования, повышение голоса и т. п. Здесь имеет место ситуация, схожая с оценкой морального вреда. В законе названы лишь предельно общие характеристики морального вреда и критерии его оценки. Решающее слово должен сказать суд. Очевидно, именно такой подход должен применяться и в случае увольнения педагогического работника по указанным основаниям. Увольнение за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением работы, возможно лишь в отношении работников, которые осуществляют воспитательные функции, например, учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. «О некоторых вопросах применения судами РФ законодательства при разрешении трудовых споров»[130]). Аморальные проступки могут быть совершены указанными работниками как на работе, так и в быту, но в любом случае это должно быть доказано. Недопустимо увольнение на основании общей оценки поведения того или иного лица в коллективе и в быту, слухов и т. п. В качестве аморальных проступков, несовместимых с выполнением воспитательных функций, расцениваются распитие спиртных напитков или появление в состоянии опьянения в общественном месте, вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение их до состояния опьянения и др.[131] Увольнение по данному основанию не является дисциплинарным взысканием, поэтому формально работодатель не связан процедурными требованиями, установленными в ст. 193 ТК РФ. Однако суды при рассмотрении дел о восстановлении таких работников на работе принимают во внимание время, истекшее с момента совершения аморального проступка, последующее поведение работника и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора. Педагогические работники могут допускать нарушения, которые рассматриваются как дисциплинарные проступки. В Законе об образовании говорится о нарушении норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения. Нормы профессионального поведения – это не что иное, как нормы профессиональной педагогической этики. Профессиональная этика представляет собой «совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью», «специфический нравственный кодекс людей определенной профессии»[132]. Она имеет значение в первую очередь для профессий, объектом которых является человек. «Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические «нравственные кодексы» людей этих профессий, специальностей», - отмечает А.С. Кобликов и подчеркивает, что «педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю»[133]. Нарушение норм педагогической этики должны подвергаться дисциплинарному расследованию, основанием для проведения которого может служить только поступившая на данного работника письменная жалоба. Копия такой жалобы должна быть ему передана. При проведении дисциплинарного расследования тоже должны соблюдаться требования профессиональной педагогической этики. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения. Исключение составляют случаи, ведущие к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или связанные с необходимостью защиты интересов обучающихся, воспитанников. В.И. Шкатулла полагает, что дисциплинарное расследование представляет собой деятельность администрации по выяснению обстоятельств нарушения дисциплины и выбору меры воздействия на нарушителя. В ходе проведения такого расследования необходимо выяснить, имел ли место факт нарушения и есть ли вина педагога в случившемся; каковы обстоятельства нарушения и отношение к ним работника; каковы последствия нарушения и какая мера наказания соответствует содеянному[134]. Дисциплинарное расследование в такой трактовке ничем не отличается от общеустановленной процедуры применения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ). Возможно, дисциплинарное расследование нарушения педагогическим работником норм профессиональной этики должно быть более глубоким и проводиться с соблюдением определенных специальных правил. Иначе трудно объяснить, какими мотивами руководствовался законодатель, особо оговаривая его проведение и устанавливая некоторые специфические условия (например, конфиденциальность хода расследования и его результатов). Можно предположить, что в дисциплинарном расследовании должны принимать участие представители педагогического коллектива, психологи, а не только администрация образовательного учреждения. Порядок такого расследования можно более четко урегулировать локальными нормативными актами. Анализ правовых норм, устанавливающих дополнительные основания увольнения педагогических работников и дисциплинарное расследование нарушений норм профессионального поведения, позволяет сделать вывод об их взаимосвязи с нормами морали и профессиональной педагогической этики. Правовые нормы в данном случае не регулируют общественные отношения (и не могут их регулировать), а лишь охраняют. Они выполняют обеспечивающую, обслуживающую роль по отношению к нравственным нормам. В связи с этим представляется необходимым разработка и принятие Кодекса профессиональной педагогической этики, в котором должны быть четко регламентированы обязанности преподавателей по достойному отношению к личности обучающегося. Кроме того, необходимо формирование этических комиссий при органах управления образованием, а при необходимости в образовательных учреждениях. Их деятельность может регулироваться локальными нормативными актами, а решения должны носить рекомендательный характер для администрации учреждений. Необходимо также привлечение широкой преподавательской общественности (через профессиональные ассоциации, например) к рассмотрению дел о нарушении принципов педагогической этики во взаимоотношениях с обучающимися. В ст. 336 ТК РФ названо третье специальное основание увольнения педагогических работников. Оно касается руководящих работников вузов и их филиалов и будет проанализировано в следующей теме. При увольнении педагогов по инициативе работодателя по другим основаниям, которые не связаны с виновным поведением работника, (к примеру, в связи с сокращением штата, вызванным уменьшением нагрузки или числа обучающихся) применяется правило, согласно которому увольнение осуществляется по окончании учебного года. Такие нормы закреплены в некоторых Типовых положениях об образовательных учреждениях (начального профессионального образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования специалистов). Оценка соответствия педагогического работника предъявляемым квалификационным требованиям осуществляется не только при приеме на работу, но и в процессе трудовой деятельности. Организационно-правовой формой такой проверки является аттестация. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утверждено приказом Минобразования РФ от 26 июня 2000 г.[135]. Оно распространяется на работников государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов (кроме вузов). Педагогические работники негосударственных образовательных учреждений могут пройти аттестацию на основе договора между органом управления образованием, при котором создана соответствующая аттестационная комиссия, и этим учреждением или самим работником. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Аттестация должна обеспечить целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности работников и повышение оплаты их труда в соответствии с ростом квалификации. Она проводится с соблюдением принципов открытости, коллегиальности, обеспечивающих объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам. Аттестация руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность и на первую квалификационную категорию, является обязательной. Основанием для ее проведения является представление в соответствующую аттестационную комиссию руководителей органов управления образованием (на руководителей образовательных учреждений и лиц, претендующих на должности руководителей образовательных учреждений) или руководителей образовательных учреждений (на их заместителей, а также на руководителей филиалов и других руководителей структурных подразделений, старших мастеров). Представление должно содержать всестороннюю оценку профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; его возможностей управления данным образовательным учреждением или структурным подразделением; опыта работы, знаний основ управленческой деятельности. Работник должен быть ознакомлен с указанным представлением не позднее чем за две недели до аттестации. Срок ее проведения определяется соответствующим органом управления образованием. Аттестация на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников проводится на добровольной основе. Квалификационные категории указанным работникам присваиваются сроком на пять лет. Педагогические и руководящие работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могут пройти аттестацию на более высокую категорию. За работниками, признанными по результатам аттестации не соответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся категория до истечения срока ее действия. Основанием для проведения аттестации является заявление работника. Представление иных документов не требуется. Заявление должно быть подано в соответствующую аттестационную комиссию в срок с 15 апреля по 30 июня. Аттестация осуществляется в период с 1 октября по 30 апреля. Сроки прохождения аттестации для работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее чем за две недели до начала аттестации. Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения. Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур. Для проведения аттестации создаются аттестационные комиссии. Центральная аттестационная комиссия создается Министерством образования РФ, а также федеральными ведомственными органами управления образованием для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории. Главная аттестационная комиссия формируется органом управления образованием субъекта Федерации проводит аттестацию педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении названных органов, на первую квалификационную категорию. Местные (муниципальные) органы управления образованием создают муниципальную аттестационную комиссию, которая осуществляет аттестацию работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию. Аттестация педагогических работников на вторую квалификационную категорию проводится аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением. Проведение аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на первую квалификационную категорию (кроме руководителей) и присвоение им указанной квалификационной категории может быть делегировано непосредственно образовательным учреждениям. Персональный состав аттестационной комиссии и регламент ее работы определяются органом управления образованием или образовательным учреждением, ее создающим. Председателем комиссии является руководитель названного органа или учреждения (или его заместитель). Аттестационная комиссия формируется из работников образовательных учреждений, представителей профсоюзных органов, методических служб. В ее состав могут включаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, научных и других организаций. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей ее состава. Решение принимается большинством голосов открытым голосованием. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого. По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит следующие решения: а) соответствует заявленной квалификационной категории; б) не соответствует заявленной квалификационной категории; в) соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель»; г) не соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель». Аттестуемый имеет право лично присутствовать при принятии решения, которое сообщается ему сразу после голосования. При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, он в голосовании не участвует. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Решение заносится в аттестационный лист, подписывается председателем комиссии и ее секретарем. Аттестационный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой - выдается ему на руки. На основании решения аттестационной комиссии руководитель органа управления образованием или образовательного учреждения в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории со дня принятия данного решения. В случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую категорию по его заявлению может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией. Для педагогических работников образовательных учреждений закон устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда педагогическим работникам может устанавливаться не только продолжительность рабочего времени, но и минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска. Особенность регулирования рабочего времени педагогических работников заключается в том, что каждому из них устанавливается определенная учебная нагрузка. Объем учебной нагрузки преподавателей устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программ, обеспеченности кадрами и других конкретных условий в данном образовательном учреждении. Для учителей общеобразовательных учреждений учебная нагрузка на ставку заработной платы варьируется в зависимости от того, в каких классах проводятся занятия. Так, 18 часов преподавательской (педагогической) работы в неделю устанавливается для учителей V – XI (XII) классов; 20 часов – для учителей I – IV классов. Учебная нагрузка 24 часа в неделю предусматривается для преподавателей учреждений дополнительного образования детей, а 25 часов – для воспитателей специальных коррекционных образовательных учреждений. Воспитателям дошкольных учреждений, домов ребенка; педагогам-психологам, социальным педагогам, воспитателям общежитий, мастерам производственного обучения устанавливается учебная нагрузка 36 часов в неделю. Для некоторых категорий работников образования устанавливаются дополнительные условия, касающиеся выполнения педагогической работы. При соблюдении таких условий им устанавливаются должностные оклады. Например, руководителям физвоспитания, преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки – 360 часов в год; директорам начальных общеобразовательных школ с количеством обучающихся не более 50 человек, вечерних (сменных) школ с количеством учащихся 80 человек (в городах и рабочих поселках – 100 человек) – 10 часов в неделю, а для заведующих дошкольными учреждениями – 3 часа в день. Преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования учебная нагрузка на ставку заработной платы составляет 3 часа в день (720 часов в год). За часы учебной нагрузки сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере. Учебная нагрузка учителей и других работников, ведущих преподавательскую работу помимо основной работы, на новый учебный год устанавливается руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным органом. Эта работа завершается по окончании учебного года и ухода работников в отпуск с тем, чтобы определить, в каких классах и с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебном году. При установлении учебной нагрузки для учителей по основному месту работы следует, как правило, сохранять ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. В течение учебного года объем установленной нагрузки не может быть уменьшен по инициативе администрации. Рекомендуется сохранять установленный объем нагрузки и на следующий учебный год. Исключение составляют случаи уменьшения количества часов по учебным планам и программа, сокращения количества классов (групп). Учебная нагрузка педагогов может быть разной в первом и втором полугодии, если это соответствует учебному плану. Объем учебной нагрузки больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы может устанавливаться только с согласия преподавателя, о чем он должен быть своевременно (не позднее чем за два месяца) поставлен в известность. Предельный объем учебной нагрузки определяется Типовыми положениями об образовательных учреждениях. Это требование закреплено в Законе об образовании, но на практике не реализуется в полной мере, потому что предельная учебная нагрузка не предусмотрена в большинстве Типовых положений. Исключение составляют вузы и средние специальные учебные заведения. Так, учебная нагрузка на учебный год для преподавателей средних специальных учебных заведений, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 часов (п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. пост. Правительства РФ от 3 марта 2001 г.)[136]. Если предельный объем учебной нагрузки не установлен в централизованном порядке, он определяется самим образовательным учреждением с соблюдением требований законодательства о труде. При планировании учебной нагрузки необходимо учитывать, что в нее входит только собственно преподавательская (педагогическая) работа, а именно проведение учебных занятий. Рабочее время преподавателей должно охватывать также и другие виды работ (например, подготовку к занятиям, методическое обеспечение учебного процесса, воспитательная работа и др.). Поэтому учебная нагрузка планируется в академических часах, а рабочее время преподавателя определяется в астрономических часах. Желательно регулировать режим труда и отдыха преподавателей таким образом, чтобы им не приходилось тратить свободное время на выполнение перечисленных видов работ. Это особенно актуально в связи с тем, что из перечисленных в трудовом законодательстве видов времени отдыха преподаватели могут использовать в полной мере ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни и отпуска (ст. 107 ТК РФ). Перерывы в течение рабочего дня специально для преподавателей не устанавливаются, в том числе и перерыв для отдыха и питания. Для отдыха они могут использовать кратковременные перерывы между учебными занятиями (перемены). Их продолжительность составляет, как правило, 5-10 минут, поэтому использовать их для отдыха преподавателю бывает трудно, потому что обучающиеся могут в это время обращаться к нему с вопросами, касающимися организации учебного процесса, пройденного на занятиях материала, запланированных контрольных работы, зачетов, экзаменов и т. п. Режим рабочего дня предусматривает также и так называемую «большую» перемену (или «большой» перерыв) продолжительностью 15-40 минут, который обучающиеся и преподаватели используют для отдыха и питания. При планировании консультаций необходимо учитывать, что указанный перерыв для них не предназначен. Это – время отдыха. Использование этого времени для учебных занятий или консультаций нарушает не только право обучающегося на отдых, но и аналогичное право преподавателя. Режим работы образовательного учреждения определяется им самостоятельно. Так, в общеобразовательных учреждениях могут предусматриваться как пятидневная, так и шестидневная неделя. В большинстве образовательных учреждений устанавливается шестидневная рабочая (учебная) неделя. Общим выходным днем является воскресенье. Перечень нерабочих праздничных дней закреплен в ст. 112 ТК РФ. Учебная нагрузка на общеустановленные выходные и праздничные дни не планируется, за исключением учреждений дополнительного образования детей. Это означает, что привлечение работников к работе в такие дни должно оформлять с соблюдением требований Трудового кодекса. В соответствии со ст. 113 ТК РФ, это возможно лишь с письменного согласия работников и с учетом мнения представительного органа работников. Порядок привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни (кроме случаев, указанных в ч. 2 названной статьи), определяется в коллективном договоре. Привлечение к работе в такие дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только при отсутствии медицинских противопоказаний, причем они должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от таких работ. Преподавателям образовательных учреждений устанавливается удлиненный ежегодный отпуск. Отпуска предоставляются в календарных днях. Их конкретная продолжительность определена постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций»[137]. Этим нормативным актом для большинства педагогических работников устанавливается продолжительность отпуска 56 календарных дней. Так, ежегодный оплачиваемый отпуск указанной продолжительности предоставляется директорам и их заместителям, учителям общеобразовательных учреждений; преподавателям других образовательных учреждений (включая учреждения профессионального образования) и т. д. Ежегодный отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется заведующим дошкольными учреждениями общего назначения, их заместителям и воспитателям таких учреждений; педагогам учреждений дополнительного образования детей; заведующим отделом, методистам, педагогам-психологам учебных и учебно-методических центров (в том числе входящих в структуру образовательных учреждений), а также социальным педагогам, мастерам производственного обучения. Для некоторых категорий работников предусматриваются дополнительные условия предоставления удлиненного отпуска продолжительностью 56 календарных дней. Например, заместители руководителей образовательных учреждений и руководители структурных подразделений образовательных учреждений имеют право на удлиненный отпуск, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой. Проректоры (заместители директора), (кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по повышению квалификации)), деканы факультетов и их заместители, директора (заведующие) филиалов, заведующие отделениями, докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями), руководители (заведующие) производственной практикой, ученые секретари пользуются ежегодным удлиненным отпуском при условии ведения ими в учебном году в том же образовательном учреждении высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного образования не менее 150 часов преподавательской работы, а в учреждениях среднего профессионального и соответствующего дополнительного образования – не менее 240 часов преподавательской работы. При несоблюдении данного условия ежегодный отпуск этим работникам предоставляется на общих основаниях. Проректорам (заместителям директора) по административно-хозяйственной работе ежегодный отпуск предоставляется на общих основаниях независимо от ведения ими педагогической работы. Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые десять лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Положение о порядке и условиях его предоставления было утверждено приказом Минобразования от 7 декабря 2000 г.[138]. Кроме того, условия предоставления длительного отпуска могут определяться локальными нормативными актами образовательного учреждения. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях. Необходимо, чтобы работа осуществлялась в соответствующих должностях и на определенных условиях. Положением предусмотрены должности, работа в которых засчитывается в указанный стаж независимо от объема преподавательской работы. Это все основные преподавательские должности (профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент, учитель, преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, призывной подготовки), педагог дополнительного образования, руководитель физического воспитания, мастер производственного обучения, тренер-преподаватель, музыкальный руководитель, воспитатель и др.). Работа в некоторых должностях засчитывается в непрерывный стаж лишь при соблюдении определенных условий. Прежде всего речь идет о должностях руководителей образовательных учреждений и их структурных подразделений, а также о социальных педагогах, педагогах-психологах и других должностях, время работы в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы при условии выполнения в каждом учебном году преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в определенном объеме. Так, в вузах названные работники должны иметь не менее 150 часов учебной нагрузки, в учреждениях начального и среднего профессионального образования – не менее 240 часов и не менее 6 часов в неделю в общеобразовательных и других образовательных учреждениях. Вопросы исчисления стажа непрерывной преподавательской работы рассматриваются администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом. Продолжительность стажа непрерывной преподавательской работы устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитываются следующие периоды:
Установлены определенные правила сохранения непрерывного стажа преподавательской работы при переходе с одной работы на другую. Указанный стаж не прерывается при переходе из одного образовательного учреждения в другое, если перерыв в работе не превысил одного месяца; при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы по истечении срока трудового договора (контракта) лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если перерыв в работе не превысил двух месяцев. Продолжительность допускаемого перерыва увеличивается, если работник поступает на преподавательскую работу после увольнения из органов управления образованием в связи с их реорганизацией или ликвидацией, сокращением штата, после увольнения с военной или приравненной к ней службы (при условии, что этой работе или службе предшествовала преподавательская работа), а также после увольнения в связи с ликвидацией образовательного учреждения, сокращением штата педагогических работников. Перерыв в названных случаях не должен превышать трех месяцев. Аналогична продолжительность допускаемого перерыва при поступлении на преподавательскую работу по окончании высшего или среднего педагогического учебного заведения, если учебе непосредственно предшествовала преподавательская работа. При поступлении на преподавательскую работу после увольнения с аналогичной работы по собственному желанию в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность стаж сохраняется независимо от перерыва в работе. При поступлении на преподавательскую работу после освобождения от работы по специальности в российских образовательных учреждениях за рубежом, если перерыв в работе не превысил двух месяцев, стаж не прерывается. Если человек вынужден был оставить преподавательскую работу в связи с установлением инвалидности или обнаружившимся несоответствием выполняемой работе по состоянию здоровья, непрерывный стаж сохранится при условии поступления на такую работу не позднее, чем в трехмесячный срок со дня восстановления трудоспособности. При поступлении на преподавательскую работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва. При переходе с одной преподавательской работы на другую в связи с изменением места жительства перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда. Длительный отпуск может предоставляться в любое время при условии, что это не отразится на деятельности образовательного учреждения. Очередность и время предоставления этого отпуска, его продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не урегулированные в централизованном порядке, определяются локальными актами образовательного учреждения (например, уставом). За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность). Педагогическая нагрузка может быть за ним сохранена при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов). Длительный отпуск предоставляется по заявлению работника и оформляется приказом образовательного учреждения. Отпуск руководителю образовательного учреждения оформляется приказом Минобразования России. Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения. В случае болезни педагогического работника в период пребывания в длительном отпуске, он подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или, по согласованию с администрацией, может быть перенесен на другой срок. Это правило не действует, если работник в указанный период осуществлял уход за заболевшим членом семьи. Как видим, правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха педагогических работников направлено на создание для них благоприятных условий работы, позволяющих восстанавливать и поддерживать работоспособность в течение всего периода трудовой деятельности. Сокращенное рабочее время, удлиненная продолжительность ежегодного отпуска и другие льготы в области режима труда и отдыха направлены на то, чтобы компенсировать повышенную интеллектуальную и психофизиологическую напряженность преподавательского труда. Высокая социальная значимость преподавательского труда должна оцениваться соответствующим образом. В первую очередь повышению престижа профессии педагога должна способствовать достойная оплата его труда. В Законе об образовании устанавливается соотношение оплаты труда педагогических работников и работников промышленности. Так, для лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов должна устанавливаться оплата, в два раза превышающая уровень средней заработной платы работников промышленности, для учителей и других педагогических работников – не ниже средней заработной платы в промышленности. Указанное соотношение до сих пор не достигнуто. Уровень оплаты труда в образовании остается крайне низким, что влияет на мотивацию труда и выбора профессии. В современных условиях уважение к профессии учителя в значительной степени зависят от их экономического положения. В документах конференции ЮНЕСКО, посвященной статусу учителей, подчеркивается, что заработная плата учителей должна соответствовать значению педагогической деятельности и быть соразмерной заработной плате, которая выплачивается лицам других профессий, требующих аналогичной квалификации. Она должна предоставлять учителям средства, обеспечивающие удовлетворительный жизненный уровень им самим и членам их семей и, кроме того, должна давать возможность для повышения квалификации путем продолжения образования и повышения своего культурного уровня[139]. Правовое регулирование оплаты труда педагогических работников осуществляется двумя способами: централизованным и локальным. Первый применяется в государственных и муниципальных учреждениях в качестве основного. Второй из названных способов характерен для негосударственных образовательных организаций. Ставки и оклады педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (ЕТС), введенной постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. и впоследствии подвергавшейся изменениям. Каждому из восемнадцати тарифных разрядов соответствует свой тарифный коэффициент, при этом коэффициент первого разряда всегда равен единице. Тарифная ставка первого разряда устанавливается федеральным законом. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. «О тарифной ставке (окладе) первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»[140] установил тарифную ставку первого разряда с 1 декабря 2001 г. в размере 450 руб., а также определил соотношение тарифной ставки 1 и 18 разряда не менее 1: 4, 5. Тарифные коэффициенты ЕТС и размеры тарифных ставок (окладов) были утверждены постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. и введены в действие с 1 декабря 2001 г.[141] К сожалению, до сих пор не принят нормативный акт, который урегулировал бы вопросы оплаты труда работников образования, подобно тому, как это сделано, например, для работников здравоохранения(приказом Министерства здравоохранения от 15 октября 1999 г. утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения РФ[142]). В настоящее время обсуждается совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы. Один из возможных вариантов – отказ от единой тарифной сетки в пользу так называемых отраслевых систем. Предполагается, что будут разработаны и приняты специальные тарифные сетки и соответствующие нормативные акты, которые урегулируют оплату труда в здравоохранении, образовании, науке, культуре и других отраслях бюджетной сферы. Министерство образования неоднократно предпринимало попытки урегулировать оплату труда работников отрасли ведомственными нормативными актами, но Министерство юстиции отказывало в их государственной регистрации. До принятия новых нормативных актов применению подлежат ранее действовавшие инструкции (в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ)[143]. Министерством образования совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ разработаны Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений[144]. Ставки заработной платы (оклады) работников образовательных учреждений определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду. Должности работников образовательных учреждений относятся к определенным разрядам ЕТС с учетом тарифно-квалификационных характеристик, которые утверждаются Минобразованием по согласованию с Минтрудом. Так, работа руководителей учреждений образования тарифицируется по 12-16 разряду; учителя – по 7-14 и т. д. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников образования являются основой при составлении положения о соответствующих структурных подразделениях и разработке должностных инструкций. Они могут использоваться в кадровой политике учреждения, при проведении аттестации и осуществлении контроля за правильностью подбора и расстановки кадров. Наименования должностей работников в штатном расписании должны соответствовать наименованиям, предусмотренным тарифно-квалификационными характеристиками. Указанные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к уровню квалификации по разрядам оплаты». Например, в должностные обязанности учителя входит осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; содействие социализации личности и формированию общей культуры, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Учитель реализует общеобразовательные программы и использует при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения. Он должен обеспечить уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта и несет ответственность в случае их реализации не в полном объеме. Он должен соблюдать права и свободы обучающихся, систематически повышать свою профессиональную квалификацию. Учитель обязан участвовать в деятельности учебно-методических объединений, осуществлять связь с родителями (законными представителями) обучающихся. В его обязанности входит также выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности. Учитель должен обеспечить охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Для надлежащей реализации своих обязанностей учитель должен знать Конституцию и законодательство РФ, Конвенцию о правах ребенка, основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, а также педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену. Значительное место в информационном багаже учителя должны занимать знания методики преподавания предмета и воспитательной работы, программ и учебников, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, средств обучения. Учитель должен знать также основы права, важнейшие направления развития образования и педагогической науки. Разряды оплаты устанавливаются в соответствии с предъявляемыми требованиями к уровню образования и стажу работы. Уровень образования педагогических работников при установлении разрядов оплаты труда по ЕТС определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов о соответствующем образовании, независимо от полученной специальности (за исключением тех случаев, когда это особо оговорено). Стаж педагогической работы определяется по трудовой книжке. Если он не подтверждается записями в трудовой книжке, он может быть установлен на основании справок за подписью руководителей образовательных учреждений, которые должны содержать данные о наименовании учреждения, о должности и времени работы в ней. Возможно подтверждение стажа педагогической работы показаниями двух свидетелей, которые работали с данным лицом. Их подписи на соответствующем заявлении должны быть заверены нотариусом. В стаж педагогической работы засчитывается педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных учреждениях различных типов и видов в качестве учителей, преподавателей, воспитателей и т. д. Время работы в других организациях и учреждениях, а также военной службы зачитывается в педагогический стаж в особом порядке. Так, например, время обучения по очной форме в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и аспирантуре засчитывается при условии, что ему непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность. Для каждого из указанных выше тарифных разрядов определены соответствующие квалификационные требования, которые для более высоких разрядов являются более жесткими. Так, если для установления 7-го разряда необходимо среднее профессиональное образования без предъявления требований к стажу работы, то 8-й разряд устанавливается лицам, имеющим высшее (без стажевых цензов) либо среднее профессиональное образование при стаже педагогической работы от 2-х до 5-ти лет и т. д. Начиная с 12-го разряда предъявляются также требования о наличии квалификационной категории (для указанного разряда – II, для 13-го – I, а для 14-го – высшей). Оплата труда отдельных категорий педагогических работников может осуществляться по более высоким разрядам, чем это предусмотрено тарифно-квалификационными справочниками (без установления нового разряда). В частности, оплата труда на два разряда выше осуществляется работникам, имеющим ученую степень доктора наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности; на один разряд выше – имеющим ученую степень кандидата наук или почетные звания («Народный учитель», «Заслуженный учитель» и др.). При определении разряда оплаты труда руководящих работников учреждений образования (заведующих, начальников, директоров; их заместителей, руководителей филиалов и структурных подразделений) учитываются группа по оплате труда, к которой отнесено образовательное учреждение, а также квалификационная категория, присвоенная по результатам аттестации. Ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников устанавливаются по разрядам оплаты труда в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности) либо квалификационной категории. Заработная плата работника образовательного учреждения включает в себя оплату труда, исходя из ставок заработной платы и должностных окладов; доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника; доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных; районный коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями. Перечень видов доплат и надбавок, определенный в централизованном порядке, не является исчерпывающим, поскольку образовательное учреждение вправе в пределах средств, направляемых на оплату труда, самостоятельно их устанавливать с учетом тех или иных особенностей в организации учебного процесса. Так, например, доплаты за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей работника (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и др.), определяются образовательным учреждением самостоятельно. Месячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений определяется двумя способами. Первый применяется для расчета оплаты труда педагогического персонала учреждений начального и среднего профессионального образования, второй – для определения месячной ставки работникам других образовательных учреждений (оплата труда профессорско-преподавательского состава вузов регулируется специальными правилами, о которых речь пойдет в теме № 7). Итак, для работников учреждений начального и среднего профессионального образования средняя месячная заработная плата до начала учебного года определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем учебной нагрузки и деления полученного результата на среднемесячную норму учебной нагрузки. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа). Установленная средняя месячная заработная плата выплачивается преподавателям за работу в течение всего учебного года, а также за период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском. Например, преподаватель имеет II квалификационную категорию. Ему установлен 12-й разряд. Его тарифная ставка составляет 1300 руб. Соответственно, часовая ставка составит 18 руб. Средняя месячная заработная плата данного преподавателя при годовой нагрузке 800 часов составит 1444 руб. Часы преподавательской работы, данные сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения всей годовой учебной нагрузки (помесячно или в конце учебного года). Педагогическим работникам других образовательных учреждений месячная заработная плата определяется путем умножения ставки заработной платы на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю. Например, учитель математики имеет I квалификационную категорию и соответственно 13-й разряд. Он ведет преподавательскую работу в объеме 23 часов в неделю при норме 18 часов. Если месячная тарифная ставка составляет 1405 руб., соответственно, месячный заработок, определенный по названной выше схеме – 1795, 27 руб. За специфику работы в отдельных образовательных учреждениях ставки заработной платы педагогическим работникам повышаются. Так, например, на 15-20 % повышаются ставки заработной платы в коррекционных, оздоровительных, специальных учебно-воспитательных образовательных учреждениях. Перечень работников, которым могут повышаться оклады, и конкретный размер такого повышения определяются руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным органом, органом самоуправления учреждения в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии, нуждающимися в длительном лечении или с детьми и подростками с девиантным поведением. За работу в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение производится на 20 %, за работу в школах-интернатах – на 15 %. Специалистам и руководителям образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, ставки заработной платы повышаются на 25 %. Максимальный размер повышения заработной платы установлен для работников образовательных учреждений при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (50-75 %). Педагогическим работникам могут устанавливаться также доплаты и надбавки к окладам (ставкам). Доплаты могут иметь компенсирующий характер (за работу в ночное время, в выходной день и т. д.) или предоставляться за дополнительную работу, за совмещение профессий (должностей). Надбавки устанавливаются за высокую результативность труда, качество работы, напряженность, интенсивность труда. Размеры надбавок и порядок их установления определяются образовательным учреждением самостоятельно в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в локальных нормативных актах (коллективном договоре или специальном положении). Возможно привлечение педагогических работников к преподавательской деятельности на условиях почасовой оплаты. В таком порядке оплачиваются часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей, продолжавшегося не свыше двух месяцев, а также выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице сверх объема, установленного им при тарификации. Почасовая оплата применяется и в ряде других случаев. Размер оплаты за одни час такой работы определяется путем деления месячной тарифной ставки заработной платы в соответствии с разрядом по ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов, ежегодно определяемое Минтрудом России, а для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования – путем деления месячной тарифной ставки на 72 часа. В целях содействия обеспечению педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями им ежемесячно выплачивается денежная компенсаций в размере 150 руб. в вузах и 100 руб. в других образовательных учреждениях. Поскольку образовательный процесс предполагает постоянное общение между педагогом и обучающимся, при его организации должны обеспечиваться меры по охране здоровья его участников. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусматривает, что гражданам, отказавшимся от проведения профилактических прививок, может быть отказано в приеме на работу или они должны быть отстранены от работы, если выполнение таких работ связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень таких работ утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. В него, в частности, включены работы во всех видах и типах образовательных учреждений[145]. Работники образовательных, оздоровительных и спортивных учреждений для детей и подростков подлежат обследованию для выявления туберкулеза не реже одного раза в год[146]. Основные социальные гарантии, предоставляемые педагогическим работникам, названы в ст. 55 Закона об образовании. Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Дополнительные льготы предоставляются педагогическим работникам учреждений, расположенных в сельской местности. Им должна бесплатно предоставляться жилая площадь с отоплением о освещением. На них распространяются льготы, предусмотренные в данной местности для специалистов сельского хозяйства. Аналогичное правило действует в отношении выпускников педагогических образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, прибывших на работу в сельскую местность. На них распространяются условия и порядок выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, установленные для специалистов, окончивших сельскохозяйственные учебные заведения. Специальные льготы предусмотрены законодательством и для некоторых иных категорий педагогических работников (например, для лиц, занятых на работах с осужденными в учреждениях образования и учебно-консультационных пунктах, созданных при учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, и др.). В настоящее время в нашей стране осуществляется постепенное реформирование социальных льгот. Важно, чтобы в процессе этих реформ льготы для педагогов были сохранены. Это объясняется не только отсутствием реальных экономических условий для повышения уровня оплаты труда преподавателей, но и высокой социальной значимостью их труда. Одни из примеров сохранения льгот для педагогов можно видеть в современной пенсионной системе. С принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии за выслугу лет (в том числе для работников образования), о которых упоминалось выше, прекратили свое существование. Несмотря на то, что пенсионный возраст в России остался прежним (55 лет д
|