Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности правового положения участников образовательного процесса в вузах
Основным субъектом образовательного процесса, в том числе в вузах, является обучающийся. Особенность образовательного процесса в вузах заключается в том, что в качестве обучающихся могут выступать различные категории лиц со своим особым статусом: абитуриенты, студенты, аспиранты, докторанты, соискатели, слушатели. При проведении занятий с названными группами обучающихся преподаватели должны учитывать их возрастные особенности, уровень предыдущего образования, цели и задачи образовательного процесса с их участием. Абитуриент – это лицо, выразившее желание держать вступительные испытания для поступления в данный вуз и подавшее необходимые документы. Научно-педагогические работники вузов осуществляют проведение вступительных испытаний, проводят предэкзаменационные консультации с абитуриентами. Если рассматривать понятие «абитуриент» в широком смысле слова, то к данной категории можно отнести и слушателей профориентационных школ, которые создаются при вузах или факультетах. Для них организуются занятия в виде лекций, семинаров. Данные образовательные услуги являются дополнительными. Студентом является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения. Слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования являются лица, обучающиеся в вузах на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях) повышения квалификации и переподготовки работников; в другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование, а также в ординатуре или интернатуре медицинских вузов. Статус слушателей в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента соответствующей формы обучения. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Аспирант – лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук. Об основах правового статуса названных категорий обучающихся частично было сказано в теме № 6. В дальнейшем речь пойдет об особенностях их правового положения в системе высшего и послевузовского образования. Основную категорию обучающихся составляют студенты. Права и обязанности студентов вузов, так же, как студентов средних специальных учебных заведений, регулируются Законом об образовании (см. выше). Однако весьма значительный комплекс их прав и обязанностей закрепляется в нормах специального закона. Их правовой статус в качестве студента подтверждается студенческим билетом (он чаще всего применяется для подтверждения статуса студента во взаимоотношениях с внешними, сторонними субъектами) и зачетная книжка установленного образца, которая предъявляется преподавателя во время зачетов и экзаменов для подтверждения личности студента, и в которую заносятся оценки. Большую часть прав студентов, которые закреплены в ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», можно причислить к академическим правам, поскольку они непосредственно связаны с образовательным процессом. Важно подчеркнуть, что в данной сфере студенты негосударственного вуза, имеющего государственную аккредитацию, приравниваются по своему статусу к студентам государственных вузов. Если негосударственный вуз не имеет аккредитации, то статус его студентов определяется уставом. Проанализируем основные академические права студентов. Они вправе участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве. Студенты могут выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки или специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой. Для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей студентам предоставлено право осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном вузе, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других вузах (по согласованию между их руководителями). Данные образовательные услуги оказываются за пределами основной образовательной программы, являются дополнительными и могут предоставляться за плату. Студентам должны быть созданы необходимые условия для освоения образовательной программы. Они имеют право бесплатно пользоваться в государственных вузах библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза в порядке, установленном его уставом. Особо регламентируется их право на участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, а также право представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях вуза. Студентам предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев. Студенты наделены правами по участию в студенческом самоуправлении. Они могут участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности вузов, в том числе через общественные организации и органы управления вузов Студенты вправе защищать свои права и интересы всеми законными способами, в том числе обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза в установленном порядке. Студентам очной формы обучения предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения. Они могут получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», гражданин, обучающийся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным требованиям, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Заключение такого контракта является обязательным условием обучения на военных кафедрах. Положение об обучении на военных кафедрах было утверждено постановлением Правительства РФ от 14 ноября 1999 г. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса является составной частью добровольной подготовки гражданина к военной службе и осуществляется в высших учебных заведениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации[161]. Такое обучение включается в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования как дополнительная образовательная программа, которая включает в себя теоретический и практический курсы обучения на военной кафедре и учебные сборы или стажировки, проводимые в воинских частях, на кораблях, в учреждениях и организациях Вооруженных Сил РФ. Гражданам, проходящим обучение на военных кафедрах, выплачивается дополнительная стипендия за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны (не прошедшим военную службу по призыву – в размере 15 %, а прошедшим военную службу по призыву – 25 % установленных в вузе стипендий. На теоретический курс обучения по программе подготовки офицеров запаса отводится 450 часов обязательных аудиторных занятий, которые проводятся под руководством преподавателей военной кафедры. Распределение учебного времени по дисциплинам осуществляется в зависимости от военно-учетной специальности в соответствии с программами подготовки офицеров запаса. Обязательные аудиторные занятия не должны превышать 6 часов в день. Время для самостоятельной работы планируется в дни обучения по программам подготовки офицеров запаса в пределах 9-часового рабочего дня. Практический курс обучения включает в себя обязательное прохождение учебных сборов или стажировок продолжительностью 30 дней. В период обучения по названным программам студенты сдают зачеты и экзамены, которые учитываются наравне с оценками, полученными по другим дисциплинам. После прохождения программы обучения, учебных сборов или стажировок граждане сдают государственные выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях и принимаются специально созданными комиссиями. Гражданам, успешно завершившим обучение по программам подготовки офицеров запаса, Министром обороны Российской Федерации в установленном порядке одновременно с зачислением в запас присваивается воинское звание офицера. Студентам предоставлено право переходить с платного обучения на бесплатное. Порядок такого перехода должен регулироваться уставом вуза. Законодательство предусматривает для студентов ряд социальных гарантий, направленных на создание приемлемых условий для получения образования. К числу таких гарантий относится стипендиальное обеспечение, предоставление места в общежитии, частичная компенсация стоимости питания и другие, о которых говорилось в теме № 6. Некоторые права студентов направлен на сохранение и поддержание их здоровья в период обучения. Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель. По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту предоставляется академический отпуск. Академическим называется отпуск, предоставляемый студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и т. п.)[162]. Его продолжительность, как правило, не может превышать 12 календарных месяцев. Решение о предоставлении академического отпуска принимает руководитель образовательного учреждения. Основанием для издания приказа является личное заявление студента и документы, подтверждающие наличие соответствующих оснований, например, заключение о возможности предоставления студенту академического отпуска по медицинским показаниям. Оно выдается клинико-экспертной комиссией государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения по месту постоянного наблюдения студента, в том числе студенческой поликлиникой. Основанием для издания приказа о допуске к учебному процессу студента, находящегося в академическом отпуске по медицинским показаниям, является заявление студента и заключение клинико-экспертной комиссии учреждения здравоохранения. Студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям, назначаются и выплачиваются ежемесячные компенсационные выплаты[163]. Студент имеет право на восстановление в вузе в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления. Порядок и условия восстановления студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом вуза. Основной целью деятельности вуза является подготовка квалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда. Поэтому в большинстве вузов ведется работа по содействию занятости и трудоустройству студентов. Студент имеет право получать от администрации вуза информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации. Студентам гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение. При за ними сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования. Порядок перевода студентов из одного высшего учебного заведения в другое был утвержден приказом Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г.[164]. Он распространяется на вузы, имеющие государственную аккредитацию, и устанавливает общие требования к процедуре перевода, а также перехода студентов с одной основной образовательной программы на другую, в том числе внутри вуза. При переводе на места, финансируемые из соответствующих бюджетов, общая продолжительность обучения не должна превышать срока, установленного учебным планом принимающего вуза для освоения основной образовательной программы (с учетом формы обучения), более чем на 1 учебный год. Исключения могут быть допущены только для определенных категорий граждан (беженцы, дети военнослужащих, лица, пострадавшие в катастрофах, и т.п.) по согласованию с учредителем вуза или органом, осуществляющим его функции. Перевод граждан, получающих образование в неаккредитованных вузах, в аккредитованные на любую форму обучения может осуществляться после реализации ими права на аттестацию в форме экстерната. Перевод студента для продолжения образования, в том числе сопровождающийся переходом с одной основной образовательной программы по направлению подготовки или специальности на другую, по всем формам обучения, а также с их сменой осуществляется по личному заявлению студента, к которому прилагается ксерокопия зачетной книжки. Количество мест для перевода, финансируемых из средств соответствующего бюджета определяется разницей между контрольными цифрами соответствующего года приема и фактическим количеством студентов, обучающихся по направлению подготовки или специальности на соответствующем курсе. При наличии в государственном или муниципальном вузе мест на соответствующем курсе обучения по интересующей студента основной образовательной программе, финансируемых из бюджета, вуз не вправе предлагать студенту, получающему высшее образование впервые, переводиться на места с оплатой на договорной основе. Если таких мест будет недостаточно, среди претендентов на перевод может проводиться конкурс. Перевод студента осуществляется на основе аттестации. Она может проводиться путем рассмотрения ксерокопии зачетной книжки, собеседования или в иной форме, определяемой вузом. Некоторые дисциплины должны быть перезачтены, а некоторые необходимо будет сдать. Так, общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, в том числе четыре обязательные базовые, перезачитываются принимающим вузом в объеме, изученном студентом. Принимающий вуз должен обеспечить возможность студенту освоить общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины в объеме, установленном государственным образовательным стандартом по основной образовательной программе, на которую студент переводится. Факультативные дисциплины могут быть перезачтены студенту по его желанию. При переводе студента в другой вуз на ту же основную образовательную программу, по которой он обучался ранее, или родственную основную образовательную программу принимающим вузом перезачитываются также математические и общие естественно-научные дисциплины, устанавливаемые вузом (национально-региональный компонент), и все дисциплины по выбору студента. При переводе студента в другой вуз на ту же основную образовательную программу, по которой он обучался ранее, или родственную основную образовательную программу сдаче подлежит разница в учебных планах направлений подготовки (специальностей) в части, касающейся федерального компонента соответствующего государственного образовательного стандарта по математическим и общим естественно-научным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, если она превышает предел, в рамках которого вуз имеет право изменять объем дисциплин. Студент должен сдать также разницу в учебных планах направлений подготовки (специальностей) в части, касающейся национально-регионального компонента соответствующего государственного образовательного стандарта по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. При переводе студента в другой вуз на неродственную основную образовательную программу перечень дисциплин, подлежащих сдаче (ликвидации академической задолженности), устанавливается принимающим вузом. При положительном решении вопроса о переводе принимающий вуз выдает студенту справку установленного образца, которую он представляет в вуз, где обучается, одновременно с письменным заявлением об отчислении в связи с переводом и о выдаче ему академической справки и документа об образовании, на основании которого он был зачислен в вуз. Ректор вуза, из которого студент переводится, в течение 10 дней со дня подачи заявления издает приказ об отчислении с соответствующей формулировкой. Приказ о зачислении студента в высшее учебное заведение в связи с переводом издается ректором принимающего вуза после получения документа об образовании и академической справки, которые прилагаются к его личному заявлению. До получения документов студент может быть допущен к занятиям распоряжением ректора. В случае, если по итогам аттестации выявлена необходимость ликвидации академической задолженности, в приказе о переводе принимающего вуза должна содержаться запись об утверждении индивидуального учебного плана студента, который должен предусматривать в том числе перечень дисциплин (разделов дисциплин), подлежащих изучению, их объемы и установленные сроки экзаменов и (или) зачетов. Переход студента с одной основной образовательной программы по специальности или направлению подготовки на другую (в том числе с изменением формы обучения) внутри вуза осуществляется в соответствии с изложенными выше правилами и уставом вуза по личному заявлению студента и по предъявлению зачетной книжки. Учебная и научная деятельность студента нуждается в стимулировании. За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом вуза. Студенты помимо прав имеют также обязанности, за невыполнение или ненадлежащее выполнение которых может наступать ответственность. Они обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития. За нарушение этих обязанностей к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из вуза. Дисциплинарное взыскание, включая отчисление, может быть наложено на студента после получения от него объяснения в письменной форме. Оно может быть применено не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. В большинстве образовательных правоотношений в системе высшего и послевузовского образованиям вторым субъектом являются преподаватели вузов. Основные права и обязанности научно-педагогических работников вузов закреплены в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в уставах вузов и других локальных нормативных актах. В частности, комплекс их прав можно оценить, проведя их классификацию в зависимости от сферы, в которой они реализуются. Можно выделить три основные группы таких прав. Первая группа прав реализуется в сфере осуществления вузовской демократии (преподаватели имеют право в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения; участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности вуза, и т. д.). Во вторую группу можно включить права в области организации учебно-воспитательного процесса (в частности, право определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования; выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса). И, наконец, третью группу образуют права в области создания надлежащих условий для осуществления преподавательской и научной деятельности (это, например, право на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности; право пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений вуза в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором). Научно-педагогические работники вузов в системе высшего и послевузовского образования могут реализовать и другие свои права: личные (например, право на достоинство личности), экономические (право на оплату труда в соответствии с его количеством и качеством, на отдых и др.), социальные (право на обеспечение в случае болезни, инвалидности и т. п.). Они могут защищать свои нарушенные права всеми способами, не запрещенными законом, в частности, обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза. Права научно-педагогических работников вузов неотделимы от их обязанностей, которые закреплены в законодательстве, локальных нормативных актах. Они обязаны обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов; соблюдать устав высшего учебного заведения; формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности; систематически заниматься повышением своей квалификации. Специфика возложенных на профессорско-преподавательский состав вузов задач по обучению и воспитанию различных категорий обучающихся (абитуриентов, студентов, слушателей, аспирантов, докторантов) обусловливает особенности правового регулирования труда данных категорий работников. Ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образоваИИ» (в редакции от 25 июня 2002 г.) предусматривает, что замещение всех должностей научно-педагогических работников в вузе производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет по результатам конкурсного отбора. Аналогичные нормы закреплены в главе 52 Трудового кодекса РФ (ст. 332). Положение о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ было утверждено приказом Минобразования РФ от 6 августа 1999 г.[165] К научно-педагогическим должностям, которые замещаются по результатам конкурса, относятся должности профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента вузов. Такой порядок распространяется на замещение должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры. Лица, привлекаемые к преподавательской работе на условиях почасовой оплаты труда, конкурсный отбор не проходят. Совместители, как правило, проходят конкурсный отбор только в случае, когда претендуют на замещение должности доцента или профессора. Совместители, прошедшие конкурсный отбор, становятся штатными. Под штатными совместителями понимаются лица из числа профессорско-преподавательского состава, для которого учебное заведение не является основным местом работы, но в котором они выполняют часть учебной нагрузки (не менее 0, 25 ставки), прошедшие конкурсный отбор и утвержденные в должности приказом руководителя вуза на основе заключенного договора сроком не менее трех лет. Конкурсный отбор объявляется ректором (проректором) вуза в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Заявления об участии в конкурсном отборе подаются в течение одного месяца со дня опубликования объявления. Если претендент не соответствует квалификационным требованиям по соответствующей должности либо пропустил срок подачи заявления, в его приеме может быть отказано. Всем претендентам должна быть обеспечена возможность ознакомления с нормативными актами, регулирующими порядок прохождения конкурсного отбора, квалификационными требованиями по соответствующей должности, условиями коллективного договора. Их следует известить о дате, времени и месте проведения заседания соответствующей кафедры и совета вуза (факультета) и обеспечить возможность их присутствия. Процедура конкурсного отбора осуществляется на заседании ученого совета вуза (факультета, филиала). Перед этим кафедра обсуждает заявленные кандидатуры и выносит по каждой из них рекомендации, которые доводятся до сведения совета. Претендентам может быть предложено прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия, итоги которых могут быть учтены при вынесении рекомендации. Решение по конкурсному отбору принимается ученым советом по результатам тайного голосования. Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший наибольшее число голосов членов ученого совета, но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме 2/3 списочного состава совета. С ним заключается срочный трудовой договор на срок до пяти лет. Эта формулировка означает, что договор может быть заключен и на меньший срок. Если не подано ни одного заявления или ни один из претендентов не получил более 50% голосов членов ученого совета, конкурсный отбор признается несостоявшимся. Преподаватель может быть принят на соответствующую должность приказом ректора. Срок договора в данном случае не может превышать одного года, а по его истечении вновь проводится конкурсный отбор. Конкретные сроки договора устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения ученого совета. Срок договора целесообразно определять таким образом, чтобы его окончание совпадало с окончанием учебного года. Содержание трудового договора с преподавателем вуза должно определяться с учетом требований и ограничений, предусмотренных законодательством о труде. Так, в договор не могут включаться условия, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством. При заключении договора стороны могут предусмотреть льготы, в том числе оказание материальной помощи, денежные компенсации при условии прекращения договора по уважительным причинам (в связи с уходом на пенсию по возрасту или болезни и другим) в порядке, определенном коллективным договором. Если договором предусмотрен переезд на работу в другую местность, стороны определяют гарантии и компенсации, выплачиваемые в размерах не ниже предусмотренных действующим законодательством. В договоре могут быть предусмотрены условия обеспечения преподавателя и членов его семьи медицинским обслуживанием, жилой площадью, оплата расходов за временное пользование гостиницей и другие льготы. Заработная плата преподавателей максимальным размером не ограничивается. Помимо оплаты за счет бюджетных средств преподавателю в соответствии с действующими в вузах положениями могут предоставляться доплаты и надбавки за счет средств, полученных от оказания платных образовательных услуг. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, которые подписываются ректором (проректором) и преподавателем, и хранится у каждой из сторон. По результатам конкурсного отбора и после заключения с преподавателем договора издается приказ о приеме его на преподавательскую должность по соответствующей кафедре. В трудовую книжку преподавателя вносится запись о приеме на данную должность в соответствии с заключенным договором. По представлению кафедры допускается продление сроков договора до 5 лет без проведения процедуры конкурсного отбора, если действующий договор был заключен на срок менее 5 лет. Любые изменения и дополнения договора, в том числе продление его сроков, определяются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой частью договора. По окончании каждого учебного года ректор объявляет фамилии и должности преподавателей, у которых истекает срок договора в следующем учебном году. Данное сообщение вывешивается на доске объявлений. По указанным должностям конкурсный отбор объявляется не позднее чем за 2 месяца до окончания срока договора. При наличии вакантной преподавательской должности конкурсный отбор в установленном порядке объявляется в период учебного года. Конкурсный отбор на вакантные преподавательские должности не проводится при переводе преподавателя с его согласия на аналогичную или ниже занимаемой им преподавательскую должность на той же кафедре или при переводе на другую профильную кафедру до окончания срока его договора. Истечение срока трудового договора с преподавателем является основанием прекращения трудовых отношений по п. 2 ст. 77 Трудового кодекса РФ в двух случаях:
Законодательство подробно регламентирует процедуру проведения конкурсного отбора и называет случаи, когда он может не проводиться. Необходимо подчеркнуть, что по общему правилу конкурсный отбор является обязательным и предполагает оценку деловых и личных качеств претендентов на профессорско-преподавательские должности, которая осуществляется в два этапа: на соответствующей кафедре и на заседании ученого совета факультета (вуза). Причем кафедра может только рекомендовать к избранию, а окончательное решение принимает ученый совет. Таким образом, при проведении процедуры конкурсного отбора решающими полномочиями наделен коллегиальный орган самоуправления. Полномочия ректора (проректора) в связи с этим ограничены только решением вопросов объявления, организации конкурного отбора, а также правом заключения трудового договора с преподавателем по результатам конкурса документов. В частности, по окончании каждого учебного года ректор (проректор) объявляет фамилии и должности преподавателей, у которых истекает срок договора в следующем учебном году. Данное сообщение вывешивается на доске объявлений вуза (факультета, филиала). По указанным должностям ректор (проректор) объявляет конкурсный отбор в установленном порядке, не позднее чем за 2 месяца до окончания срока договора. При наличии вакантной преподавательской должности конкурсный отбор в установленном порядке объявляется ректором (проректором) в период учебного года. На ректора возлагается ответственность за проведение конкурсного отбора по вакантным должностям, а также за обеспечение своевременного конкурсного отбора по истечении срока ранее заключенного трудового договора. Договор между вузом и преподавателем может заключаться по результатам конкурса документов, определяющих квалификационные требования к занятию соответствующей преподавательской должности, без проведения процедуры конкурсного отбора: а) во вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета; б) по усмотрению ректора при согласии преподавателя сроком до одного года; в) при приеме на работу штатного совместителя; г) при замещении временно свободных преподавательских должностей (в связи с отпусками по уходу за ребенком, нахождении в творческом отпуске, переводе на научную должность в связи с подготовкой диссертации, при длительной болезни и другим причинам); д) при переходе на преподавательскую работу на срок 5 лет освобожденного от занимаемой должности проректора, имеющего стаж работы в данной должности не менее 5 лет. Наибольший интерес представляет случай заключения трудового договора по усмотрению ректора сроком на один год. В ранее действовавшем Положении, утвержденном Госкомвузом РФ 15 сентября 1993 г., предусматривалось, что повторное заключение такого контракта или его продление не допускается. В действующем Положении такой формулировки нет. Тем не менее, представляется, что предоставление ректору права повторного заключения такого договора или продления его срока противоречит букве и духу ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и может создавать на практике ситуации, когда на должностях профессорско-преподавательского состава будут работать лица, ни разу не проходившие процедуру конкурсного отбора. Кроме того, в данном случае будет нарушаться соотношение единоначалия и коллегиальности в решении вопросов оценки деловых качеств преподавателя. С юридической точки зрения, будет нарушен еще и общий принцип соотношения нормы закона и подзаконного акта. Поэтому прежняя формулировка представляется более правильной. Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Заключению трудового договора с данными лицами предшествуют выборы, порядок которых определяется уставом вуза. Как правило, декан и заведующий кафедрой избираются на 5 лет из числа наиболее авторитетных и квалифицированных штатных преподавателей вуза, имеющих ученую степень или звание. Следует отметить, что на должность заведующего кафедрой избираются преподаватели, имеющие ученую степень доктора наук или ученое звание профессора. В порядке исключения могут быть избраны лица, имеющие ученую степень кандидата наук или ученое звание доцента и стаж педагогической работы в вышей школе не менее 5 лет. Ученая степень и ученое звание заведующего должны соответствовать научным направлениям, относящимся к профилю кафедры. В связи с этим возникает вопрос о правовой природе должностей заведующего кафедрой и декана. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» рассматривает их как самостоятельные должности профессорско-преподавательского состава вуза. С учетом специфики должностных полномочий названные должности более правильно относить к административным[166]. Под должностью принято понимать штатную единицу на предприятии, в учреждении, организации[167]. На указанные должности могут быть избраны только штатные сотрудники вуза. При этом они, как правило, не освобождаются от выполнения обязанностей профессора или доцента соответствующей кафедры по проведению учебных занятий. За выполнение обязанностей заведующего кафедрой или декана им производится доплата, размер которой определяется в процентном соотношении с окладом (ставкой) по преподавательской должности (20 % для заведующего кафедрой, 40 % - для декана). Если применять терминологию трудового права, имеет место совмещение должностей, под которым понимается выполнение работником в течение установленной законом нормальной продолжительности рабочего дня наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, на том же предприятии, в организации, дополнительной работы по другой должности[168]. По общему правилу, совмещение профессий или должностей устанавливается по соглашению работника и работодателя и является одним из существенных условий трудового договора. Выполнение обязанностей по названным должностям возможно и на условиях внутреннего совместительства (ст. 98 ТК РФ). Для этого необходимо заключить другой трудовой договор (о работе в должности декана или заведующего кафедрой) и обеспечить выполнение управленческих обязанностей по данным должностям за пределами рабочего времени, в течение которого осуществляются обязанности по преподавательской должности. На практике чаще всего применяется модель совмещения должностей (преподавательской и административной), поскольку трудно разграничить рабочее время, затрачиваемое на преподавательскую работу и на выполнение обязанностей заведующего кафедрой (декана). Это подтверждается также и тем, что при замещении административных должностей не заключается отдельный договор, а лишь вносятся дополнительные условия в существующий. Важно и то, что не устанавливается отдельный должностной оклад, а выплачивается доплата к окладу по основной должности. Все это соответствует общим принципам, закрепленным в ст. 98 ТК РФ, которая прямо запрещает установление внутреннего совместительства в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, что имеет место в образовательных учреждениях. Законодательство устанавливает возрастные ограничения для занятия руководящих должностей в государственных и муниципальных вузах. Должности ректоров, проректоров, руководителей филиалов и институтов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. По представлению ученого совета вуза учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет. Для других названных выше должностей продление указанного срока до достижения возраста семидесяти лет может осуществляться ректором по представлению ученого совета вуза. Ранее такие ограничения были предусмотрены также для заведующий кафедрами и деканов факультетов. В отношении заведующих кафедрами они были признаны противоречащими Основному закону страны на основании постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г.[169]. Обосновывая свою позицию, Конституционный Суд подчеркнул, что должности заведующего кафедрой, как и декана факультета, относятся к профессорско-преподавательским, а не к административным. Это означает, что на заведующего кафедрой, как высококвалифицированного специалиста, имеющего, как правило, ученую степень и ученое звание, возлагается ведение такой же учебной, научно-исследовательской и методической работы, как, например, на профессора или доцента. Будучи руководителем структурного подразделения, заведующий кафедрой выполняет работу, которая по своему содержанию является существенно иной, чем у руководящих работников вуза, не относящихся к профессорско-преподавательскому составу (ректора, проектора, руководителя филиала и института). Основное содержание их деятельности связано с осуществлением собственно управленческих, административных функций. Поэтому сам по себя возраст старше шестидесяти пяти лет не может препятствовать успешном осуществлению заведующим кафедрой своих полномочий. С учетом изложенного возрастное ограничение при замещении указанной должности не может рассматриваться как специальное требование, обусловленное характером деятельности данного лица, а факт достижения предельного возраста не может служить достаточным основанием для освобождения от должности или препятствовать участию в выборах на должность заведующего кафедрой. В постановлении Конституционного Суда проводились аналогии между должностями заведующего кафедрой и декана факультета, из которых можно было сделать вывод о необоснованности сохранения рассматриваемых ограничений и для данной категории работников. Федеральным законом от 25 июня 2002 г. было отменено возрастное ограничение и в отношении лиц, замещающих должности деканов факультетов[170]. Возвращаясь к характеристике особенностей правового статуса руководителей образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов, следует подчеркнуть, что они устанавливаются не только Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», но и другими нормативными актами. Так, статус ректора государственного вуза федерального подчинения определяется положением, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. Ректор избирается в соответствии с законодательством, уставом высшего учебного заведения, действует на основе решений органов государственной власти и органов вузовского самоуправления и несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью вуза. Он обеспечивает исполнение законодательства, реализацию решений органов государственной власти и в этой части осуществляет функции представителя государства в учебном заведении. Для надлежащего осуществления соответствующих полномочий ректору предоставляются определенные материальные гарантии. Наряду с должностным окладом, устанавливаемым по наивысшему разряду в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы, ему устанавливаются надбавка в размере 60 процентов должностного оклада за наличие ученого звания профессора или в размере 40 процентов за наличие ученого звания доцента, а также ежемесячная доплата к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, размер которой определяется учредителем (не более 50% должностного оклада). Ежегодно к отпуску ему предоставляется материальная помощь в размере должностного оклада. Учредитель осуществляет, кроме того, премирование ректора за достижение вузом высоких результатов в области научной и учебной работы. Премирование может осуществляться также самим вузом по представлению ученого совета. Ректорам гарантируется санаторно-курортное лечение на территории Российской Федерации один раз в год с оплатой проезда к месту лечения и обратно за счет средств вузов, в том числе выделяемых учредителем. Это право сохраняется за лицами, проработавшими в должности ректора не менее 10 лет и продолжающими работать в этом высшем учебном заведении. Учредитель вправе оплачивать ректору расходы на лечение, приобретение медицинских и лекарственных средств. Вуз обеспечивает ректора служебным автотранспортом или выдает денежную компенсацию за пользование легковым транспортом (в том числе личным) в служебных целях. Ректор, проработавший в должности не менее 10 лет, может быть переведен по его желанию на иную административную или научно-педагогическую должность в государственном высшем учебном заведении РФ без конкурсного избрания с сохранением в течение 10 лет должностного оклада, надбавок и условий медицинского обслуживания. Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору, срок окончания которого совпадает со сроком окончания полномочий ректора. Здесь можно провести аналогию с законодательством о государственной службе. Срок полномочий лиц, замещающих государственные должности категории «Б» соответствует сроку, на который были избраны (назначены) соответствующие лица на должность категории «А». В вузе обычно бывает несколько проекторов, один из них может именоваться первым и наделяться наибольшим объемом полномочий. На должность проректора назначается штатный сотрудник вуза, имеющий ученую степень доктора наук или ученое звание профессора. В порядке исключения могут быть назначены лица из числа кандидатов наук, доцентов. На время выполнения обязанностей проректора за данным лицом сохраняется его преподавательская должность. Обычно проректоры представляют разные факультеты или структурные подразделения вуза. Назначение двух проректоров из числа работников одного факультета не допускается. Распределение сферы ответственности между проректорами устанавливается приказом ректора. В каждом вузе есть проректоры по учебной работе и по научной работе, которые курируют состояние квалификации профессорско-преподавательского состава, студентов и слушателей и т. д. Все проректоры являются равными по правам в структуре управления вузом. Они обеспечивают координацию решений и реализуют единое комплексное управление вузом под руководством ректора[171]. Оплата труда работников образовательных учреждений высшего и послевузовсокго профессионального образования осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (об этом подробно говорилось в теме № 6). Разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные требования по должностям работников высшей школы установлены постановлением Министерства труда РФ от 12 ноября 1992 г. В частности, работа старшего преподавателя оплачивается по 13-14 разряду, доцента – по 14-15, профессора – по 15-17. Для руководящего состава вузов и их структурных подразделений установлены более высокие разряды. Например, для ректора – 17-18, для директора филиала – 16-17 и т. д. Для конкретного работника из числа профессорско-преподавательского состава тарифный разряд определяется исходя из тарифно-квалификационных требований. Так, например, труд ассистента (преподавателя), имеющего высшее образование, тарифицируется без предъявления требований к стажу работы по 9-11 разряду, а при наличии ученой степени кандидата наук – по 12 разряду. Должность старшего преподавателя, тарифицируемая по 13 разряду, требует наличия высшего образования и стажа научно-педагогической работы не менее 3 лет, а 14 разряд устанавливается лицам, имеющим ученую степень кандидата наук. Должность доцента тарифицируется по 14-15 разряду и требует наличия ученой степени кандидата наук (для установления 14 разряда) и ученого звания доцента (15 разряд). В порядке исключения на должность доцента 14-15 разрядов могут быть приняты высококвалифицированные специалисты, в том числе не имеющие ученого звания и ученой степени, но обладающие опытом и стажем научно-педагогической или практической деятельности не менее 5 лет. 16 разряд устанавливается профессорам, имеющим ученое звание профессора или доцента либо ученую степень доктора наук, а 17 – лицам, имеющим как ученое звание профессора, так и ученую степень доктора наук. На указанную должность в исключительных случаях могут быть приняты высококвалифицированные специалисты, в том числе не имеющие ученого звания и ученой степени, но обладающие опытом и стажем научно-педагогической или практической деятельности не менее 10 лет. Для замещения должности заведующего кафедрой требуется высшее образование и стаж научно-педагогической работы или практической деятельности не менее 5 лет. Заведующему кафедрой устанавливается разряд оплаты соответствующего преподавателя и доплата за заведование кафедрой. Аналогичные условия предусматриваются для замещения должности декана факультета. Вузы вправе самостоятельно устанавливать доплаты и надбавки за выполнение дополнительных функций (работ, услуг), в том числе за выполнение обязанностей по должностям заведующего кафедрой, декана (заместителя декана) и другим. Важную роль в системе стимулирования труда научно-педагогических работников играет оплата труда. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает ряд гарантий, которые должны соблюдаться при определении системы оплаты труда работников высшей школы. Так, минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава вузов устанавливаются в размере не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Законодательство о высшем образовании воспроизводит некоторые нормы, касающиеся условий оплаты труда педагогических работников, из Закона об образовании. Например, закрепляется, что средние должностные оклады (ставки) работников вуза устанавливаются на уровне средней заработной платы работников промышленности, а для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава – в размере, в два раза превышающем этот уровень. Данные нормативы на практике не реализуются, поэтому остается надеяться на переход к отраслевым системам оплаты труда. Возможно, для профессорско-преподавательского состава вузов будет разработана специальная система оплаты труда, учитывающая их высокую квалификацию, а также психофизиологические, интеллектуальные и эмоциональные затраты в процессе обучения студентов, слушателей и других категорий обучающихся в вузах. Научно-педагогическим работникам вузов устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере 300 руб. за ученую степень кандидата наук и 500 руб. за ученую степень доктора наук. Надбавка в размере сорока процентов оклада устанавливается лицам, замещающим должность доцента, шестидесяти процентов – должность профессора.
Вопросы для контроля 1. Охарактеризуйте государственные гарантии развития высшего и послевузовского профессионального образования. Какие из них представляются вам наиболее эффективными? 2. Чем отличается факультет от кафедры? 3. Сравните положения образовательного законодательства, касающиеся создания филиалов вузов, с соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ. 4. Что таком соискательство? Чем оно отличается от аспирантуры и докторантуры? 5. Охарактеризуйте основные элементы системы аттестации научных кадров. 6. В чем особенности правового регулирования труда профессорско-преподавательского состава вузов? 7. Составьте схему, в которой будут отражены основные прав и обязанности студентов вузов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Программа дисциплины «Образовательное право»
Тема 1
|