Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Mетод решения. Эксперимент
Поведение конструкции многоопорного оперения с отклоненным рулем, т.е. в соответствии с принятой расчетной схемой, (двух, соединенных кронштейнами стержней), определяется его деформациями изгиба
и такими же уравнениями для стабилизатора или киля. Здесь
Все характеристики, входящие в эти уравнения, кроме жесткостей, записаны в осях деформированной конструкции, то есть моменты Такие задачи решаются методами последовательных приближений. (Это может быть и метод Ньютона). Задаются значения неизвестных деформаций
который определяет перемещение точек конструкции и выполнение условий совместности типа (7). По перемещениям определяются моменты в осях деформированного руля и стабилизатора, которые по (7) и (9) определяют новые значения неизвестных деформаций и реакций При этом не следует создавать разрешающих уравнений, алгебраически подставляя последовательно одну зависимость в другую. Это делает ЭВМ, решает последовательно одно уравнение за другим, подставляя лишь численные результаты. В этом случае мы имеем дело с достаточно простыми уравнениями, которые легко программировать, хотя условно математически систему таких уравнений записывают в виде
Интегродифференциальные уравнения (10), где
методами, например, конечных разностей или конечных сумм. На фиг. 4 приведено теоретическое решение (11) для простейшей, на наш взгляд, конструкции руля в виде симметрического двузвенника и результаты эксперимента на модели его, выполненной из двух одинаковых металлических пластин, закрепленных на одном конце и соединенных между собой тремя шарнирами, которая загружалась в плоскости симметрии силой При увеличении нагрузки от нуля до точки А конструкция плавно деформируется, затем из точки А, происходит резкий перескок в точку В, в область больших перемещений. Это вторая область устойчивого равновесия и после перехода в нее продолжается плавное деформирование. Уменьшение нагрузки от точки В до С не вызывает особенностей, а обратный перескок происходит из точки С к Д - к исходному равновесному состоянию. Таким образом в области ДВ имеет место многозначность решений, одно из которых - неустойчивое равновесие. Решение в этой области выполняется методом последовательных нагружений (начиная от Эксперимент на простейшей модели подтверждает достоверность предложенной теории. По этой теории среди других конструкций проведен расчет киля оперения ТУ-22М, руль которого, как оказалось, имеет две формы равновесия и ему свойственны переходы от одной формы к другой - катастрофы. Следует заметить, что возможность катастроф связана и с конструкцией кронштейнов навески руля, но это уже несколько другой разговор... Таким образом явление катастрофического изменения формы крыла (оперения), открытое и доказанное теоретически и экспериментально автором этих строк, присуще наиболее современным авиаконструкциям. Созданные к настоящему времени методы их расчета позволяют проектировать рули и элероны так, чтобы катастрофы оперения (крыла) не имели места при эксплуатации самолета.
Зависимость
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
В начале 70-х годов, когда у меня достаточно полно сложилось представление о сути явления, передо мной встал вопрос: следует ли его опубликовать, или подать заявку в Комитет по делам изобретений и открытий. Патентовед - моя бывшая студентка - объяснила мне, что, подавая заявку в Комитет на открытие, я буду должен на каждую публикацию испрашивать разрешения Комитета, в то же время приоритетом открытия являются публикации, то есть судьба открытия будет таковой, как и некоторых моих изобретений - оно будет засекречено. Согласиться с этим я не мог. Я считал, что буду вечно виновен перед богом и людьми, которых я не известил об опасности, поджидающей их. Я и сейчас считаю себя виноватым, что, может быть, не защитил матерей тех летчиков, которые сейчас оплакивают своих детей. Ведь прошло около тридцати лет, опубликовано много работ, в этом числе и в США, было много доказательств, борьбы, сомнений и депрессий... Что дальше? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Павлов В.А. Расчет многошарнирного оперения с учетом отклонения руля // Изв. вузов. Авиационная техника. 1974. N 1. С 72-76. 2. Тимошенко С.П. Устойчивость упругих систем. М. - Л.: ОГИЗ, 1946. 532с. 3. Павлов В.А. Об устойчивости оперения // Изв. вузов. Авиационная техника. 1974. N 2. С. 62-66. 4. Павлов В.А. Явление катастрофического изменение формы несущих поверхностей летательных аппаратов //Изв. вузов. Авиационная 5. Стюарт И. Тайны катастрофы. М.: Мир, 1987. 80 с. 6. Постон Т., Стюарт И. Теория катастроф. М.: Мир, 1980. 608 с. 7. Павлов В.А., Хакимуллин Ф.Ш., Гурьянов А.Я., Герштейн М.И.Экспериментальное исследование колебаний прощелкивания оперения //Изв.вузов. Авиационная техника. 1980. N 4. С.81-84.
|