![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физика флаттера крыла
На фиг. 1а изображено одно из поперечных сечений крыла 0-0 на некотором расстоянии от заделки [2]. Крыло предполагается в этом положении не загруженным внешними или упругими силами, что носит название " в нейтральном положении". Это может быть крыло в потоке воздуха, но углы атаки во всех его сечениях соответствуют нулевой подъемной силе. Заметим, что дальнейшие рассуждения относятся и к оперению, если оно не имеет руля. На хорде профиля сечения указаны три характерные точки: А - центр давления отсека крыла, то есть точка, через которую проходит равнодействующая всех аэродинамических сил, приложенных к очень короткому по длине отсеку крыла, примыкающему к рассматриваемому сечению; В - центр жесткости отсека крыла, то есть точка, приложив в которой сосредоточенную силу, нормальную к плоскости крыла, мы получим его изгиб без закручивания; С - центр тяжести отсека крыла - эта точка делит отсек на две части, моменты масс которых относительно С равны и противоположно направлены. Взаимное расположение этих точек соответствует действительному, обычно имеющему место в сечениях крыла. Допустим, что в результате случайного аэродинамического импульса (а таких достаточно много в воздушном пространстве и вы наверняка это ощущаете, находясь в летящем самолете) крыло изогнулось в вертикальной плоскости и рассматриваемое сечение перешло из нейтрального рановесного состояния в положение 1-1, изображенное на фиг. 1а. Если воздействие случайного импульса прекратилось, то крыло в изогнутом состоянии оказывается не уравновешенным и под действием сил упругости начнет разгибаться (уменьшать свою упругую кривизну), стремясь во всех сечениях к нейтральному положению. Равнодействующая сил упругости С появлением ускорения j, вызванного силами упругости Силы К равновесному положению 4-4 отсеки крыла подойдут со значительными углами закручивания и запасом кинетической энергии. Скорость движения отсеков здесь будет наибольшей. В результате крыло пройдет положение равновесия 4-4, затрачивая полученную кинетическую энергию на деформации изгиба крыла вниз. Скорость, по-прежнему направленная вниз, будет постепенно падать, следовательно, ускорение в положении 5-5 направлено уже вверх и инерционные силы Положение 7-7 не будет равновесным. Силы упругости увлекут теперь крыло вверх к равновесному положению. Ускорение j вызовет появление инерционной силы Колебания крыла с постоянной амплитудой продолжались бы бесконечно долго, так как мы предположили, что гистерезис отсутствует. В действительности же, как известно, колебания такого характера довольно быстро затухают. Совсем иначе дело обстоит, в том случае, если рассматриваемое движение крыла происходит в потоке, оставленном нами потока без внимания. Как видно из фиг. 1а, при движении крыла вниз вследствие закручивания появляется отрицательный угол атаки Легко видать, что появляющаяся при колебаниях подъемная сила крыла всегда направлена в сторону движения. Если отсек крыла движется при колебаниях вниз, то и возникающая вследствие деформации подъемная сила тоже действует вниз. При обратном движении вверх, подъемная сила меняет свое направление и тоже действует вверх. Таким образом, синхронные " толчки" подъемной силы, появляющейся вследствие закручивания крыла при колебаниях, способствуют нарастанию амплитуды колебаний во времени и называются возбуждающими. Подобную картину вы наблюдаете, раскачивая качели. Чтобы качели раскачать сильнее, вы должны прикладывать усилия в сторону движения, а не наоборот. Если бы взаимодействие потока воздуха с крылом ограничивалось только этим явлением, то вибрации крыла с нарастающей амплитудой были бы неизбежны. В действительности процесс колебаний в потоке воздуха протекает более сложно. Подъемная сила и аэродинамический момент профиля крыла зависят не только от угла закручивания, но и от скоростей изгиба U и кручения крыла. Опишем эффект влияния на крыло скорости U. При движении крыла вниз относительная скорость движения воздуха в этом направлении тоже будет равна U, тогда суммарная скорость потока (фиг. 1а) будет равна На фиг.1в изображены графики изменения возбуждающих и демпфирующих сил в зависимости от скорости полета. Для предотвращения флаттера, необходимо при проектировании увеличивать крутильную жесткость крыла
|