![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы технологии РКМЧП
Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать учащимся возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак: Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого: · актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; · пробудить к ней интерес; · активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; · структурировать последующий процесс изучения материала. Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа: · получение новой информации; · ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если обучающийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось непонятно для прояснения этого в будущем); · соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями для того, чтобы создать новое понимание; · поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ: · выражение новых идей и информации собственными словами; · целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; · анализ всего процесса изучения материала; · выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»). При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим учащимся. Постановка обучающимися самостоятельно цели обучения создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого обучающегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения. Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Учащийся получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером обучаемого в его образовании. Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа, некоторые из которых приведены в «Материалах для практических заданий». Комбинируя их, преподаватель может планировать занятия в соответствии с уровнем знаний и направленности учащихся, целями занятия и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить учащихся применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни. Таблица 19
|