Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техника записи учебной лекции
Принципы записи устного выступления основываются на важном свойстве устной публичной речи — ее избыточности. Некоторые слова и даже части устного выступления не несут существенной смысловой нагрузки, а являются как бы связующим звеном. Поэтому при конспектировании необходимо уметь осуществлять два вида упрощений: 1) свертывание фраз, 2) сокращение слов. Под свертыванием фраз понимается процедура смысловой компрессии, т.е. выделение во фразе наиболее важных, ключевых слов и построение из них смысловых рядов, которые и должны быть зафиксированы в конспекте. При свертывании фраз следует отбрасывать те слова, которые можно легко восстановить из контекста. Обычно без потери смысла можно отбрасывать следующие слова в предложении: 1) группу подлежащего, если она повторяется из предложения в предложение (или заменять ее соответствующим местоимением): « Академическое красноречие представляет собой род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К академическому красноречию ( можно опустить ) относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Академическое красноречие ( можно опустить либо заменить сокращением АК ) близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются изобразительные языковые средства». 2) наречия степени (очень, совершенно, весьма, вполне и т. д.); 3) некоторые глаголы, выполняющие функцию связок (представляет собой, является и т.п.), заменяя их тире; 4) сложноподчиненные придаточные предложения причины можно заменять сочетанием предлога с существительным. Сокращения слов, используемые при конспектировании, должны быть привычными и удобными, так как думать над способом сокращения во время записи некогда. Если навыки сокращения слов развиты мало, необходимо работать над их совершенствованием, добиваясь автоматизма. Важно знать основные принципы сокращения слов: 1. Наибольшее количество информации приходится на начальные буквы слов. 2. Нельзя опускать окончания слов в тех случаях, когда они отражают связь слов в предложении (например, у существительных — падеж и число, у глаголов — лицо и время). 3. Сокращенное слово должно достаточно легко восстанавливаться в данном контексте (например, сокращение след. может относиться к различным словам: следовательно, следующий, следовать, следователь, следствие и т.д.). 4.Сокращение должно оканчиваться только на букву, обозначающую согласный звук. 5. Незнакомые слова надо записывать полностью. При конспектировании можно использовать различные способы сокращения слов: 1) сокращение по первой букве. Такой способ рекомендуется для частотных слов: ХХ в., ХIХ—ХХ вв., 2006 г., 1998—1999 гг., с.131, н.э. (нашей эры), г. Смоленск, р. Ока, т.е. (то есть), т.к. (так как), ж.д., (железная дорога), ж.-д. (железнодорожный), с.х. (сельское хозяйство), с.-х. (сельскохозяйственный); 2) сокращение слов по нескольким первым буквам (отбрасываются суффикс и окончание). Такой способ применим для сокращений прилагательных и причастий, за которыми следуют определяемые ими существительные: центр. место, офиц. сообщение, геогр. название, историч. событие и т.п.; 3) пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис. Этот способ применим ко многим словам: ин-т, ун-т, док-во, док-ть, з-д, р-н, д-р, стр-ра, хоз-во и т.п. Использование таких сокращений индивидуально; 4) использование аббревиатур (сокращение по начальным буквам слов). Аббревиатуры удобно использовать для обозначения ключевого понятия, о котором идет речь. Такой принцип применяется в энциклопедиях, когда слово, обозначающее заголовок статьи, сокращается одной заглавной буквой. Например, если тема лекции — формы существования национального языка, то при конспектировании можно пользоваться аббревиатурой ЛЯ – литературный язык, ТД – территориальный диалект и т.п.; 5) использование математических символов. Существует много математических символов, которыми можно заменять слова при конспектировании: >, <, -, +, ¹, знак «следовательно» Þ и др.
После каждой лекции следует перечитать конспект, исправить возможные ошибки, расшифровать вынужденные сокращения и т.д. Затем необходимо самостоятельно проработать теоретические материалы по теме лекции, взятые из учебников, учебных пособий, словарей и справочников, энциклопедий и т.п. Обязательно сравните собранную информацию с лекционным конспектом, допишите (на чистой левой странице) необходимые сведения, выделите опорные пункты, сделайте требуемые подчеркивания. Особое внимание следует уделять терминам. Важно понимать, что во многих терминологических системах традиционно встречаются многозначные термины. Все термины и понятия, семантика которых недостаточно ясна учащемуся, он должен проверять с помощью энциклопедий, словарей и справочников и выписывать толкование в тетрадь. Студенту необходимо помнить, что от владения специальной терминологией - знания термина и успешного оперирования им - часто зависит успех как в учебной, так и в профессиональной сфере. Учащемуся рекомендуется составить и непрерывно пополнять свой собственный словарь терминов, общеупотребительной научной лексики, сокращений, аббревиатур. Следует обратить внимание на общенаучную лексику: так, слова эксплицитно или имплицитно могут быть употреблены и в философском тексте, и в статье на экономические темы или учебнике по культуре речи. Не стоит додумывать значение незнакомого слова, исходя из контекста, важно выяснить его семантику и записать в словарик. Общенаучная лексика широко используется как в письменной, так и в устной научной речи. Обязательно ответьте на контрольные вопросы и выполните задания по теме лекции. Все это позволит вам подготовиться к практическому или семинарскому занятию по данной теме, к восприятию следующей лекции, а также к сдаче экзамена (зачета).
|