Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационно-методическое построение курса
«Русский язык и культура речи»
Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» является важной частью гуманитарной подготовки, определяющей становление личности будущего специалиста. Этот учебный курс призван сформировать у студентов представление о роли и значении языка в духовной культуре человечества. Дисциплина читается студентам всех форм обучения всех специальностей (специфика форм обучения отражена в распределении часов по темам и видам учебных занятий). Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» базируется на знаниях, полученных в школе. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов отечественной истории, этики и эстетики, политологии, социологии, психологии и педагогики, философии, экономической теории. Практические умения и навыки работы с научной литературой будут востребованы весь период обучения. Курс состоит из аудиторной (лекции и практические занятия) и самостоятельной работы. На лекциях рассматриваются важнейшие, узловые темы курса: вопросы динамики норм литературного языка, система функциональных разновидностей русского языка, культура научной и деловой речи, соотнесение коммуникативных качеств речи с уровнями языковой системы. Практические занятия как вид аудиторной деятельности направлены на углубление научных лингвистических знаний, овладение коммуникативными умениями и совершенствование ортологических навыков. В ходе практических занятий студенты учатся свободно оперировать лингвистическими терминами, излагать самостоятельно изученный теоретический материал, готовить публичное выступление на заданную преподавателем тему, а также анализировать и оценивать выступления других; выполняют упражнения по лексике и фразеологии, грамматике и орфоэпии. На занятиях применяются активные формы и методы обучения. Студенты, не выполнившие или неудовлетворительно выполнившие отдельные задания, предусмотренные для практических занятий, а также пропустившие аудиторное занятие или своевременно не выполнившие задания для самостоятельной работы, обязаны отработать свои задолженности в дни, установленные кафедрой. Во время самостоятельной работыстуденты изучают необходимую для понимания курса основную и дополнительную литературу, готовят доклады и сообщения, выполняют практические задания в письменной форме. Помимо регулярной работы с лексикографическими изданиями, студентам рекомендуется знакомство с интернет-порталами www.gramma.ru и www.gramota.ru. Контроль успеваемости и оценка качества подготовки студентов по изучаемой дисциплине регулярно проводятся на практических занятиях и во время индивидуальных консультаций. Принято выделять текущий и рубежный контроль успеваемости, а также промежуточную аттестацию. Текущий контроль успеваемости осуществляется на практических занятиях в форме устного опроса, работы в микрогруппах, проверки письменных работ разных видов (контрольная работа, диктант, грамматический практикум, создание текста определенного жанра). Рубежный контроль проводится как во время аудиторных занятий, так и во время индивидуальных консультаций в форме выборочного тестирования по отдельным темам. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по всем темам дисциплины. На заочном отделении предусмотрено выполнение контрольной работы. Время на выполнение контрольной работы – 15 часов из бюджета времени самостоятельной работы. Задание 1 проверяет уровень владения орфографическими и пунктуационными нормами. Задания 2 и 3 предполагают работу со словарями: орфоэпическим, толковым, возможно, энциклопедическим. Задания 4, 7, 8, 9, 10, 11 направлены на выявление уровня овладения грамматическими (морфологическими и синтаксическими) нормами. Задания 5 и 6 дают возможность самостоятельно определить уровень языковой компетенции, так как именно точность речи свидетельствует о нем. Задания 12, 13 и 14 проверяют уровень теоретических знаний о функциональных стилях русского языка и сформированность практических умений. В конце контрольной работы студент должен составить библиографию, в которой необходимо указать словари и справочники, использованные при выполнении контрольной работы.
Цели и задачи учебного курса «Русский язык и культура речи»
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на формирование коммуникативной компетенции студентов вуза, в отличие от средней школы, где изучение русского языка прежде всего нацелено на формирование языковой компетенции учащихся. К сожалению, речь большинства студентов характеризуется низким уровнем культуры общения, эклектикой в использовании форм и методов речевого взаимодействия. Нет сомнений в том, что владение русским языком и культурой речи – одна из важнейших составляющих профессиональной компетенции специалиста в любой сфере деятельности. Овладение речевой и языковой культурой поведения – одно из обязательных условий развития профессиональных качеств специалиста, работающего в любой отрасли. Основной целью преподавания данного курса является совершенствование коммуникативной компетенции студента, т.е. повышение уровня практического владения русским языком в разных сферах функционирования и в письменной, и в устной форме. В связи с этим учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» должна решать следующие задачи: - дать теоретические знания в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в различных сферах общения; - ознакомить студентов с прошлым и настоящим русского литературного языка; - сформировать практические навыки и умения в области составления различных типов текстов, предотвращения и корректировки возможных языковых и речевых ошибок, адаптации текстов для устного или письменного изложения; - сформировать умения оценки речевого поведения в различных ситуациях общения; - расширять общекультурный кругозор учащихся; - совершенствовать навыки и умения рационального речевого поведения студента в различных коммуникативных ситуациях.
|