Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По самостоятельному изучению курса






 

Современная система вузовского обучения предполагает, что студент самостоятельно осваивает большие объемы учебного материала.

Уважаемые студенты, правильно планируйте свое время! Не следует оставлять выполнение домашнего задания на последний день. Обязательно записывайте в свою тетрадь библиографические сведения о тех учебниках и учебных пособиях, монографиях и научных статьях, словарях и справочниках, которые вы использовали при подготовке к лекционному и практическому занятию.

Помните, что при подготовке к зачету (экзамену) необходимо опираться прежде всего на конспекты лекций, так как они обладают преимуществами по сравнению с печатными изданиями. Обычно конспекты более детальны, отражают самую современную и оперативную информацию, подробно освещают вопросы, интересующие учащихся. Однако подготовка только по лекционным материалам все же недостаточна, вам необходимо использовать и другую учебную литературу. Для серьезного раскрытия проблем изучаемой дисциплины рекомендуется использовать два или более учебных пособия, так как не существует идеальных учебников, но каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Сопоставление разных подходов к описанию научных проблем, сравнение теоретической информации позволяют более глубоко и основательно усвоить учебный курс.

При обращении к научной и справочной литературе необходимо точно фиксировать выходные данные источника и обращать внимание на дату выхода в свет. Помните: в связи с динамикой норм современного русского литературного языка информация о слове может устаревать либо отсутствовать.

С экзаменационными вопросами рекомендуем ознакомиться в самом начале изучения дисциплины, это позволит вам в течение семестра эффективно организовать самостоятельную работу, корректировать свои конспекты и особое внимание уделять тем научным проблемам, которые выделены как важнейшие.

Помните, что промежуточная аттестация (зачет, экзамен) представляет собой сложный механизм выявления и оценки результатов учебного процесса, содействующий решению главной задачи обучения в вузе – подготовке высококвалифицированных специалистов!

Как при подготовке к промежуточной аттестации, так и в ходе её следует максимально использовать рабочую программу дисциплины, которая включает в себя разделы, темы и основные проблемы учебного курса. Подготовленный студент легко найдет информационный минимум для ответа на экзаменационный вопрос.

Начните подготовку к зачету с первых занятий по учебной дисциплине! Метод штурма, излюбленный студентами, при котором факты закрепляются в памяти в течение нескольких дней (или даже часов), не дает качественных знаний. Известно, что научный материал, набираемый памятью постепенно, ассоциативно связанный с другими событиями, сохраняется в памяти длительное время и может быть востребован в любой обстановке.

Изучение новой дисциплины необходимо начать с изучения программы курса и списка рекомендованной литературы.

Обратите внимание: список литературы, представленный в данном пособии, не является исчерпывающим. Подробное изложение теории культуры речи можно найти в соответствующих разделах учебных пособий и справочников по культуре речи. В частности, можно воспользоваться учебником «Культура русской речи» [13], который создан специалистами Института русского языка Российской академии наук. Хотя учебник предназначен для гуманитарных вузов, по стилю изложения доступен для студентов-нефилологов.

Интересным и познавательным является курс лекций М.Ю.Сидоровой и В.С.Савельева [26], адресованный студентам нефилологических вузов. Основываясь на требованиях ГОС ВПО, авторы подробно рассматривают проблемы культуры речи и стилистики, дают практические рекомендации носителям языка. Множество тестов и заданий, разработанных авторами, позволят студенту самостоятельно определить личный уровень языковой и коммуникативной компетенции, проконтролировать усвоение нового материала. В настоящее время опубликовано новое учебное пособие этих авторов [27], в котором освещены все разделы ГОС ВПО по курсу «Русский язык и культура речи». Пособие подходит как для работы в течение семестра, так и для самостоятельной подготовки к зачету.

В учебном пособии Л.А.Введенской, Л.Г. Павловой, Е.Ю. Кашаевой [4] рассматриваются различные аспекты культуры речи, описываются условия успешной речевой коммуникации, кратко излагаются основы риторики, подробно характеризуются особенности официально-деловой письменной речи. Пособие снабжено Приложением, в котором даются акцентологический, орфографический и словарный минимумы, аннотированный список лингвистических словарей и др.

В учебнике под ред. В.Д.Черняк [24] студенты найдут интересный теоретический материал о современной речевой ситуации, ознакомятся со стилистическими аспектами речевой культуры, изучат основы речевой коммуникации. Особое внимание авторы уделили нормам литературного языка: изложены основы русской орфографии, рассматриваются трудные случаи употребления имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, описаны особенности образования глагольных форм.

При самостоятельном изучении теоретического материала рекомендуется составлять краткие конспекты по каждой теме. После изучения теоретического материала студенту необходимо ответить на контрольные вопросы по каждой теме, выполнить предложенные задания.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» представляет собой лекционно-практический курс. Совершенствование коммуникативных навыков основывается на знании норм литературного языка и умении применять их на практике. Неоценимую помощь в этом вам окажет пособие «Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум» [14], предназначенное для самообразования. Пособие состоит из двух частей. В «Справочнике» в краткой форме последовательно представлены необходимые сведения по культуре речи, рассмотрены особенности научной и деловой речи. В «Практикум» включены тренировочные упражнения, в которых обычно имеется отсылка к соответствующей справке из первого раздела. К важнейшим упражнениям имеются ключи, т.е. ответы, предназначенные для самопроверки уровня владения необходимыми навыками.

Пособие «Культура речи» Ф.Ф. Каменко и З.А. Умаровой [11], впервые изданное в 1998 г. и переизданное в 2003 г., адресовано студентам технических вузов. В нем подробно рассмотрены нормы русского литературного языка и предложены упражнения для совершенствования уровня владения ими.

Овладению системой норм современного русского литературного языка поможет и «Практикум по русскому языку и культуре речи» [16] – интересное учебное пособие, созданное преподавателями негуманитарных вузов Санкт-Петербурга. Это система практических заданий и упражнений по актуальным вопросам культуры речи, каждый раздел пособия включает также справочные материалы, представленные в виде таблиц или в форме комментария. Авторы пособия учитывали специфику подготовки студентов в вузах негуманитарного профиля.

В совершенствовании практических умений и навыков в области русского языка и культуры речи поможет студентам учебное пособие Л.Г. Драгилевой «Русский язык. Практические занятия по русскому языку и культуре речи» [9], изданное нашим университетом в 2007г.. Оно полностью соответствует программе курса и действующим учебным планам специальностей. Пособие содержит материалы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям во внеаудиторное время. В материалы каждого практического занятия обязательно включены сведения теоретического и методического характера, важнейшие термины, необходимые для усвоения изучаемой темы, перечень контрольных вопросов. Студентам предлагается выполнить тестовые задания и самостоятельно проверить свои ответы. В приложениях студенты ознакомятся с орфоэпическим минимумом, найдут важные сведения о структуре научного текста и его языковом оформлении.

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Культура речи как лингвистическая дисциплина

Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи», построение и последовательность обучения; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Возникновение и становление культуры речи как лингвистической дисциплины. Связь культуры речи с риторикой и стилистикой.

Центральные проблемы: 1) литературная норма, ее теоретическая и культурологическая интерпретация; 2) регулятивный аспект культуры речи, предполагающий поддержку и защиту русского языка от неблагоприятных и разрушительных влияний. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

Культура речи и культура языка. Объективное и субъективное значение культуры речи. Роль культуры речи в личностной характеристике.

 

Ключевые слова и словосочетания: культура речи, русский язык, языковая норма, варваризация языка, вульгаризация языка; риторика, стилистика; нормативный, этический и коммуникативный аспекты культуры речи, языковая личность.

 

Рекомендуемая литература

1. Культура русской речи / С.И. Виноградов, Л.К.Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2000.

2. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа; СПб.: РГПУ, 2002.

3. Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. – М.: Айрис-пресс, 2006.

4. Соколова В.В. Культура речи и культура общения/ В.В.Соколова. - М.: Просвещение, 1995.

5. Формановская Н.Т Речевой этикет и культура общения/ Н.Т.Формановская. – М.: Русский язык, 1989.

 

Тема 2. Язык, речь, общение

Язык как знаковая система. Функции языка: коммуникативная, гносеологическая, аккумулятивная и др. Речь. Функции речи: общение, сообщение, воздействие. Вербальные и невербальные средства общения.

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Положение русского языка в современном мире: национальный язык, государственный язык, язык межнационального общения, один из мировых языков.

Формы существования русского языка: литературный язык и нелитературные варианты русского языка (территориальный и социальный диалект, просторечие).

Устная и письменная разновидности русского литературного языка.

Коммуникативные качества хорошей речи.

Ключевые слова и словосочетания: язык, речь, коммуникация (общение), кинесика; языковые знаки, функции языка и речи, внешняя и внутренняя речь, основные характеристики языка и речи; монолог, диалог, полилог; русский литературный язык, жаргон, диалект, просторечие; коммуникативный качества речи.

 

Рекомендуемая литература

1. Культура русской речи / С.И. Виноградов, Л.К.Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2000.

2. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа; СПб.: РГПУ, 2002.

3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001.

4. Сидорова М.Ю. Русский язык и культура речи. Курс лекций для студентов нефилологических вузов/ М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев – М.: Проект, 2002.

5. Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев – М.: Айрис-пресс, 2006.

6. Современный язык жестов / Авт.-сост. И.Н.Кузнецов. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2006.

7. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи/ Г.К.Трофимова. – М.: Флинта, 2004.

 

 

Тема 3. Норма как центральное понятие культуры речи

Общая характеристика основных этапов становления русского литературного языка:

- от начала письменности до конца XVII в.;

- эпоха реформ Петра Великого;

- XVIII в. (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов; А.С. Шишков, Н.М. Карамзин и “полемика о языке”);

- А.С.Пушкин - основоположник современного русского литературного языка;

- XIX в. и начало ХХ в.;

- 1917 г. - 90 –е годы XX в.;

- конец XX в. и начало XXI в.

Понятие языковой нормы. Классификации языковых норм. Источники изменения нормы.

Орфоэпические нормы и случаи их нарушения.

Лексические нормы. Экспрессивно-стилистическая дифференциация лексики. Типы лексических ошибок.

Грамматические нормы. Типы грамматических ошибок.

Ключевые слова и словосочетания: пуризм, нормализаторство; языковая политика; императивная (обязательная) и диспозитивная норма; кодификация, источники изменения нормы; орфоэпия, лексика, морфология, синтаксис, грамматика.

 

Рекомендуемая литература

1. Культура русской речи / С.И. Виноградов, Л.К.Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2000.

2. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа; СПб.: РГПУ, 2002.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум/ Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др.; Под. ред. И.М.Рожковой и др. - М.: Флинта; Наука, 2005.

4. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов/ М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. - М.: Флинта, 2006.

5. Драгилева Л.Г. Русский язык. Практические занятия по русскому языку и культуре речи/ Л.Г. Драгилева. - Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2007.

 

 

Тема 4. Современная теоретическая концепция культуры речи

Уместность как важнейшее коммуникативное качество речи. Факторы уместности речи: адресат, тема общения, цель общения, типовая ситуация общения, социальные отношения участников коммуникации, форма общения, количество участников коммуникации и т.д.

Стиль как филологическое понятие, возникшее в античные времена. «Теория трех штилей» М.В.Ломоносова.

Концепция функциональных разновидностей литературного языка. Внеязыковые стилеобразующие факторы. Литературный язык и язык художественной литературы: взаимосвязь и взаимодействие. Язык художественной литературы как особая функциональная разновидность, отражающая эстетическую реальность. Разговорная речь как некодифицированная сфера общения. Функциональные стили (научный, деловой, публицистический) и их взаимодействие.

Ключевые слова и словосочетания: уместность, принцип коммуникативной целесообразности, стиль, стилистика, функциональная разновидность языка, внеязыковые стилеобразующие факторы, кодификация, разговорная речь, язык художественной литературы, функциональные стили.

 

Рекомендуемая литература

1. Культура русской речи / С.И. Виноградов, Л.К.Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2000.

2. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа; СПб.: РГПУ, 2002.

3. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов/ М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. - М.: Флинта, 2006.

4. Драгилева Л.Г. Русский язык. Практические занятия по русскому языку и культуре речи/ Л.Г. Драгилева. - Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2007.

 

Тема 5.Научный стиль

Цель и адресат научного стиля. История становления научного стиля речи. Специфические черты научного стиля. Языковые средства научного стиля. Термин и терминосистема. Профессионализмы.

Устные и письменные жанры научного стиля. Академическое красноречие. Научный стиль в его письменной разновидности.

Трансформация письменных научных текстов, структурные и содержательные изменения (план, тезисы, конспект). Аннотация и реферат как вторичные жанры научного стиля.

Трансформация первичных научных текстов. Тезисы. Реферат и его структура.

Научно-популярный подстиль и его особенности.

Ключевые слова и словосочетания: точность, ясность (однозначность), аргументированность, логическая последовательность, лаконичность, обобщенность, безличность,; монография, научная статья, отзыв, рецензия, конспект, реферат, тезисы, аннотация; термин, терминосистема, активные способы терминообразования, профессионализмы; жанры академического красноречия; структура научной статьи, компрессия научного текста.

 

Рекомендуемая литература

1. Культура русской речи / С.И. Виноградов, Л.К.Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2000.

2. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – М.: Высшая школа; СПб.: РГПУ, 2002.

3. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля/ Проскурякова И.Г., Боженкова Р.К., Волошина Т.Ю. и др.– М.: Флинта, 2004.

4. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов/ М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. - М.: Флинта, 2006.

5. Драгилева Л.Г. Русский язык. Практические занятия по русскому языку и культуре речи/ Л.Г. Драгилева. - Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2007.

Тема 6. Официально-деловой стиль

Сфера функционирования официально-делового стиля. История становления официально-делового стиля. Разновидности (подстили) официально-делового стиля. Собственно-деловой (канцелярский) подстиль, его специфика.

Языковые и текстовые нормы официально-делового стиля. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов.

Жанровое разнообразие делового стиля. Классификация жанров (управленческая и научно-техническая документация; виды деловых бумаг). Личные деловые бумаги. Резюме как жанр самохарактеристики. Деловые письма. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

Этикетные формулы делового стиля.

Ключевые слова и словосочетания: официально-деловые отношения; приказное, коллежское и министерское делопроизводство; документ, унификация, стандартизация; номенклатурная лексика, аббревиатуры, термины и процедурная лексика, речевые стереотипы (клише); текстовые нормы, реквизит, формуляр документа, ГОСТ, рубрикация; организационно-распорядительная документация, приказ, договор, заявление, деловые письма, резюме, автобиография; коммерческая корреспонденция.

 

Рекомендуемая литература

1. Культура русской речи / С.И. Виноградов, Л.К.Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2000.

2. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет: Уч. пособие для вузов / М.В.Колтунова.- М.: Экономика, 2000.

3. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – М.: Высшая школа; СПб.: РГПУ, 2002.

4. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов/ М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. - М.: Флинта, 2006.

5. Драгилева Л.Г. Русский язык. Практические занятия по русскому языку и культуре речи/ Л.Г. Драгилева. - Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2007.

 

Тема 7. Публицистический стиль

Цель и адресат публицистического стиля. Возникновение и становление публицистического стиля в России. Публицистический стиль и язык СМИ. Языковые средства публицистического стиля. Образные средства русского языка.

Особенности устной публичной речи. Этапы подготовки публичной речи: выбор темы, цель речи, поиск материала; осмысление и записи прочитанного, выработка собственной позиции. Композиция речи.

Рекламные жанры: презентация, рекламное обращение. Способы выражения оценки в русском языке. «Языковая игра» в рекламе.

Ключевые слова и словосочетания: общественные отношения, информативная и воздействующая функции; побудительность, оценочность, полемичность; речевые стереотипы (клише), стилевое разнообразие лексики, экономия языковых средств, лаконичность, образные средства русского языка; публичная речь, ораторское искусство, образ оратора, характеристики аудитории; принципы композиции публичного выступления: последовательность, усиление, органическое единство, экономии; специфика рекламных жанров.

 

Рекомендуемая литература

1. Культура русской речи / С.И. Виноградов, Л.К.Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М.: Норма, 2000.

2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи/ М.Р.Львов.- М.: ИЦ «Академия», 2002.

3. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – М.: Высшая школа; СПб.: РГПУ, 2002.

4. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов/ М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. - М.: Флинта, 2006.

5. Драгилева Л.Г. Русский язык. Практические занятия по русскому языку и культуре речи/ Л.Г. Драгилева. - Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2007.

 

Тема 8. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка

Условия функционирования разговорной речи. Ситуация общения и её составляющие. Влияние внеязыковых факторов на достижение цели общения. Нормы разговорной речи.

Ключевые слова и словосочетания: некодифицированная функциональная разновидность литературного языка, адресат, адресант, ситуация общения, обратная связь, речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие, речевая стратегия, непосредственный характер речевого акта, спонтанность, неофициальность отношений между участниками общения; фоновые знания, прецедентные слова (тексты), нормы разговорной речи.

 

Рекомендуемая литература

1. Культура русской речи / С.И. Виноградов, Л.К.Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2000.

2. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа; СПб.: РГПУ, 2002.

3. Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев – М.: Айрис-пресс, 2006.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал