Балансовая ведомость
Балансовая ведомость, в отличие от " Отчета о прибылях и убытках", отражает финансовое состояние предприятия определенный момент времени, например - 31 декабря 1998 года.
Балансовая ведомость показывает, насколько устойчиво финансовое положение предприятия в каждый конкретный момент времени.
Баланс строится на основании принципа двойной записи, который был изобретен более 500 лет назад.
Баланс состоит из двух сторон: актива (слева) и пассива (справа), суммарные значения, которых всегда должны быть равны между собой.
Актив представляет собой перечень того, что имеет предприятие в собственности.
Пассив показывает, кому и сколько предприятие должно. Другими словами, это равенство означает, что все имущество предприятия в конечном итоге принадлежит либо кредиторам, либо его владельцам.
· Баланс предприятия по состоянию на 31 декабря 1998 года
Активы
| Рублей
| Пассивы
| Рублей
|
Денежные средства
|
200 000
| Кредиторская задолженность (долг предприятия перед поставщиками материалов, комплектующих)
|
38 000
| Дебиторская задолженность (долги клиентов)
|
100 000
| Задолженность по выплатам:
Налоги, заработная плата и т.п.
|
102 000
| Запасы
| 60 000
| Краткосрочный заем (до 12 мес.)
| 250 000
| Сумма текущих активов (оборотные средства)
|
360 000
| Сумма текущих пассивов
(краткосрочные обязательства)
|
390 000
| Основные фонды:
-земля;
-здания и сооружения
(минус амортизация);
-оборудование (минус амортизация);
|
100 000
250 000
-30 000
500 000
-200 000
|
Долгосрочные займы
(более одного года)
|
300 000
| Суммарная стоимость основных фондов
|
620 000
| Собственный капитал
(акционерный капитал)
|
250 000
| Другие активы
(нематериальные)
|
30 000
| Прирост собственного капитала (Чистая прибыль или убытки)
|
70 000
|
|
| Суммарный собственный капитал
|
320 000
| Сумма активов
| 1 010 000
| Сумма пассивов
| 1 010 000
| Рассмотрим развитие " Баланса" на простом примере.
Частный предприниматель создает предприятие по производству изделий из пластмассы с уставным фондом 200 000 рублей, приобретает оборудование и материалы, производит и реализует продукцию на рынке. На примере можно наблюдать изменения, которые происходят в структуре его баланса в соответствии с происходящими событиями.
· 1 марта 1999 г. Регистрация предприятия, взнос в уставной фонд.
Активы
| Рублей
| Пассивы
| Рублей
| Денежные средства
| 200 000
| Собственный капитал
| 200 000
| Сумма активов
| 200 000
| Сумма пассивов
| 200 000
| · 3 марта 1999 г. Предприятие получает банковский кредит 100 тыс. рублей.
Активы
| Рублей
| Пассивы
| Рублей
| Денежные средства
| 300 000
| Банковский кредит
| 100 000
|
|
| Собственный капитал
| 200 000
| Сумма активов
| 300 000
| Сумма пассивов
| 300 000
| · 10 апреля 1999 г. Приобретение технологического оборудования стоимостью 150 тыс. руб. и сырья для обеспечения производственного процесса на сумму 100 тыс. руб.
Активы
| Рублей
| Пассивы
| Рублей
| Денежные средства
| 50 000
| Банковский кредит
| 100 000
| Материальные запасы
| 100 000
| Оборудование
| 150 000
| Собственный капитал
| 200 000
| Сумма активов
| 300 000
| Сумма пассивов
| 300 000
| · 30 апреля 1999 г. Предприятие произвело и реализовало продукцию на сумму 150 тыс. рублей. При этом была израсходована часть заготовленного сырья на 50 тыс. рублей и оплачены общие (постоянные) издержки в сумме 30 тыс. рублей. В результате прибыль предприятия составила 70 тыс. рублей, из которых 28 тыс. предприятие должно выплатить в государственный бюджет в виде налога на прибыль (40%). Чистая прибыль после уплаты налогов составит 42 тыс. рублей.
Активы
| Рублей
| Пассивы
| Рублей
| Денежные средства
| 170 000
| Задолженность по выплатам
| 28 000
| Материалы Запасы
| 50 000
| Банковский кредит
| 100 000
| Собственный капитал
| 200 000
| Оборудование
| 150 000
| Прирост капитала
| 42 000
| Сумма активов
| 370 000
| Сумма пассивов
| 370 000
| Далее приведены упрощенные балансы трех предприятий, на основании которых мы можем посредством простейшего анализа сделать предварительное заключение о финансовом состоянии последних.
· Баланс предприятия " А"
Активы
| Рублей
| Пассивы
| Рублей
| Оборотные средства
Текущие активы
|
500 000
| Краткосрочные обязательства (заем)
|
200 000
| Основные средства
Фиксированные активы
|
600 000
| Долгосрочные обязательства (заем)
|
500 000
| Другие (нематериальные) активы
|
100 000
| Собственный капитал
(акционерный капитал)
|
500 000
| Сумма активов
| 1 200 000
| Сумма пассивов
| 1 200 000
| Полная стоимость имущества компании " А" составляет 1200 тыс. рублей, и если из этой величины вычесть сумму краткосрочных и долгосрочных обязательств (700 тыс. рублей), то останется 500 тыс. рублей - собственный капитал предприятия. В принципе, это означает, что предприятие чего-то стоит, так как собственный капитал представляет собой сумму инвестированного акционерного капитала и полученной прибыли от его деятельности. К сожалению, это не всегда соответствует действительности, в чем мы убедимся на последующих примерах. Для того, чтобы оценить реальную ликвидность предприятия, необходимо знать структуру его активов, их реальную рыночную стоимость и то, как быстро эти активы могут быть превращены в деньги, ликвидность которых принимается за 100%. К активам, как правило, обладающим низкой ликвидностью, относятся нематериальные активы. Например, интеллектуальная собственность, которая в недалеком прошлом была очень модной в России. Финансовое положение предприятия " А" можно назвать неплохим. На это, в первую очередь, указывает довольно большая сумма денег на счете (оборотных средств), достаточная, чтобы оплатить краткосрочный заем, срок оплаты которого может наступить в любой момент.
· Баланс предприятия " Б"
Активы
| Рублей.
| Пассивы
| Рублей
| Оборотные средства
Текущие активы
|
50 000
| Краткосрочные обязательства (заем)
|
500 000
| Основные средства
Фиксированные активы
|
250 000
| Долгосрочные обязательства (заем)
|
600 000
| Другие (нематериальные) активы
|
400 000
| Собственный капитал
(акционерный капитал)
|
-400 000
| Сумма активов
| 700 000
| Сумма пассивов
| 700 000
| Предприятие " Б" имеет массу " больных" мест. Во-первых, оборотный капитал предприятия не в состоянии покрыть краткосрочную задолженность, которая, в свою очередь, очень велика. Но что еще хуже, если предприятие " Б" использует все свои активы (700 тыс. рублей), оно не будет в состоянии покрыть сумму долгосрочной и краткосрочной задолженности (1100 тыс. руб.). Это делает их собственный капитал отрицательным. Ко всему прочему, в структуре активов предприятия 57% (400 тыс. рублей) составляют нематериальные активы. Фактически эта компания должна быть объявлена банкротом, она не в состоянии оплачивать свои счета. Возможно, что это только временная ситуация, но в данный момент времени финансовое состояние предприятия " Б" являет собой пример ситуации, которую следует всячески избегать, предпринимая действия, повышающие эффективность деятельности предприятия на более ранних стадиях.
· Баланс предприятия " В"
Активы
| Рублей.
| Пассивы
| Рублей.
| Оборотные средства
Текущие активы
|
1 000 000
| Краткосрочные обязательства (заем)
|
400 000
| Основные средства
Фиксированные активы
|
2 000 000
| Долгосрочные обязательства (заем)
|
1 000 000
| Другие (нематериальные) активы
|
500 000
| Собственный капитал
(акционерный капитал)
|
2 100 000
| Сумма активов
| 3 500 000
| Сумма пассивов
| 3 500 000
| Предприятие " В" находится в отличной форме. Его оборотные средства позволяют легко выплатить краткосрочный заем, если такое требование будет предъявлено. Общая сумма баланса (3500 тыс. рублей) свободно покрывает сумму краткосрочных и долгосрочных задолженностей (1400 тыс. рублей), при этом сумма собственного капитала компании составляет 2100 тыс. рублей. В отличие от предприятия " Б", где краткосрочный заем практически равен сумме долгосрочного, у предприятия " В" сумма долгосрочного обязательства более чем вдвое превышает сумму краткосрочного обязательства.
Эти три примера значительно упрощены, и в реальной ситуации требуется более серьезный анализ. Используя только два финансовых документа - " Отчет о прибылях и убытках" и " Баланс" - Вы имеете возможность рассчитать наиболее часто используемые в деловой международной практике показатели эффективности деятельности предприятия: прибыльность, платежеспособность и ликвидность.
План денежных потоков
Сash-Flow [Кэш-Фло] переводится дословно как " поток наличности", или " денежный поток". В принципе это не что иное, как движение по расчетному счету и кассе. Далее мы будем использовать выражение " Кэш-Фло" для определения текущего остатка денежных средств на расчетном счете предприятия. Для этого отражаются все поступления и расходы денежных средств по видам:
1. Поступления денежных средств:
доходы от реализации продукции и услуг;
доходы от прочей реализации (продажа имущества предприятия, финансовые доходы, штрафы, пени полученные и т.д.);
поступления в связи с движением капитала (взносы в уставный фонд, предоставленные займы и т.д.);
прочие поступления (возврат подотчетных сумм и т.д.).
2. Расходы денежных средств:
· затраты на производство продукции и услуг;
· административные, коммерческие расходы;
· затраты на инвестиции;
· затраты на обслуживание и погашение займов и другие выплаты финансового характера;
· затраты на выплату налогов и платежей во внебюджетные фонды;
· прочие затраты (выплаты дивидендов, выдача подотчетных сумм и т.д.).
План денежных средств составляется с учетом времени задержки оплаты за реализованную продукцию или услуги, времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовым платежом), а также условий формирования производственных запасов. Все поступления и платежи в СКВ должны быть переведены в рубли по курсу, соответствующему дате фактического осуществления платежа. Остаток денежных средств (баланс наличности) используется предприятием для выплат, на обеспечение производственной деятельности последующих периодов, инвестиций, погашения займов, выплаты налогов и личное потребление.
Рассмотрим пример построения " Отчета о прибылях и убытках" и " Отчета о движении денежных средств" предприятия, а затем сравним их (все данные в рублях).
· Отчет о прибылях и убытках
| Наименование статьи
| 1998 год
| 1999 год
| +
| Объем продаж
| 100 000 000
| 120 000 000
| -
| Переменные издержки:
| 70 000 000
| 85 000 000
| =
| Валовая прибыль
| 30 000 000
| 35 000 000
| -
| Операционные (общие) издержки
| 6 400 000
| 20 000 000
| -
| Проценты по кредитам
| 10 000 000
| 10 000 000
| -
| Амортизационные отчисления
| 3 600 000
| 30 00 000
| =
| Операционная прибыль
| 10 000 000
| 2 000 000
| -
| Налоги 30 %
| 3 000 000
| 600 000
| =
| Чистая прибыль
| 7 000 000
| 1 400 000
|
| Наименование статьи
| До начала производства
| 1998 год
| 1999 год
|
| Объем продаж
|
| 100 000 000
| 120 000 000
|
| Переменные издержки:
|
| 70 000 000
| 85 000 000
|
| Операционные (общие) издержки
|
50 000 000
|
6 400 000
|
20 000 000
|
| Проценты по кредитам
| 10 000 000
| 10 000 000
| 10 000 000
|
| Налоги и прочие выплаты
|
| 3 000 000
| 600 000
| 6=1-2-3-4-5
| Кэш-Фло от производственной деятельности
|
-60 000 000
|
10 600 000
|
4 400 000
|
| Выплаты на приобретение
Активов
|
250 000 000
|
|
|
| Поступления от продажи
Активов
|
|
|
1 000 000
| 9=8-7
| Кэш-Фло от инвестиционной деятельности
|
-250 000 000
|
|
1 000 000
|
| Акционерный капитал
| 150 000 000
|
|
|
| Заемный капитал
| 180 000 000
|
|
|
| Выплаты в погашение займов
|
|
|
|
| Выплаты дивидендов
|
| -1 000 000
| -3 000 000
| 14=10+
+11-12-13
| Кэш-Фло от финансовой деятельности
|
330 000 000
|
-1 000 000
|
-3 000 000
| 15=16*
*(Т-1)
| Кэш-баланс на начало
Периода
|
|
20 000 000
|
29 600 000
| 16=6+9+14+15
| Кэш-баланс на конец
Периода
|
20 000 000
|
29 600 000
|
31 000 000
| · Отчет о движении денежных средств
· Деятельность предприятия принято разделять на три функциональные основные области: операционная или производственная, инвестиционная, финансовая. " Отчет о прибылях и убытках" отражает только операционную деятельность предприятия, демонстрируя ее эффективность с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции или услуг. Другими словами, из " Отчета о прибылях и убытках" мы только можем определить, как наше предприятие выполняет основную свою функцию - производить и реализовывать продукцию или услуги, и какой объем прибыли мы можем получить в результате этой деятельности.
В отличие от этого, “Отчет о движении денежных средств” содержит два дополнительных раздела - " Кэш-Фло" от инвестиционной деятельности" и " Кэш-Фло от финансовой деятельности", из которых мы можем выяснить объемы и сроки инвестиций, форму финансирования предприятия.
В приведенном выше примере, в " Отчете о прибылях и убытках", не случайно выделена в отдельную строку статья " Амортизационные отчисления". Как уже отмечалось ранее, амортизационные отчисления относятся к разряду калькуляционных издержек, которые рассчитываются в соответствии с установленными нормами амортизации и относятся в процессе расчета прибыли к затратам. Реально же начисленная сумма амортизационных отчислений никуда не выплачивается и остается на счете предприятия, пополняя остаток ликвидных средств. Поэтому в разделе " Операционная деятельность" " Отчета о движении денежных средств" отсутствует статья " Амортизационные отчисления".
Таким образом, амортизационные отчисления играют особую и очень важную роль в системе учета и планирования деятельности предприятия, являясь внутренним источником финансирования. Амортизационные отчисления являются фактором, стимулирующим инвестиционную деятельность.
Чем больше остаточная стоимость активов предприятия и выше нормы амортизации, тем меньше налогооблагаемая прибыль и, соответственно, больше сумма " Кэш-Фло от производственной деятельности".
· В разделе " Кэш-Фло от инвестиционной деятельности" отображаются платежи за приобретенные активы, а источником поступлений служат поступления от реализации активов, которые не используются в производстве. В этом разделе должны быть указаны не только затраты на вновь приобретаемые активы, но и балансовая стоимость имеющихся в собственности предприятия активов на дату начала проекта.
· В разделе " Кэш-Фло от финансовой деятельности" в качестве поступлений учитываются: вклады владельцев предприятия, акционерный капитал, долгосрочные и краткосрочные займы, проценты по вкладам. В качестве выплат - погашение займов, дивиденды.
· Сумма " Кэш-Фло" каждого из разделов будет составлять остаток ликвидных средств в соответствующий период, при этом баланс на конец расчетного периода будет равен сумме остатка предыдущего периода с остатком ликвидных средств текущего периода времени.
· Ни одно предприятие не может работать без капитала. Достаточным можно считать такое количество собственного и привлеченного (заемного) капитала, при котором величина Кэш-баланса во все периоды деятельности предприятия будет положительной.
Отрицательный остаток денежных средств в какой-либо из периодов времени означает, что предприятие не в состоянии покрывать свои расходы. Другими словами, целью финансирования является обеспечение положительного остатка денежных средств во все периоды времени осуществления проекта.
Таким образом, “Отчет о движении денежных средств” является основным документом, предназначенным для определения потребности в капитале, выработки стратегии финансирования предприятия, а также для оценки эффективности его использования. Рассмотрим процесс формирования таблицы “Отчет о движении денежных средств” по шагам.
· Шаг 1. Планируется создать новое предприятие, которое приобретет оборудование для организации производства продукции за 1 000 000 $, общие издержки ежемесячно составляют 100 000 $. Эти операции вызовут соответствующие изменения в разделах " Кэш-Фло от инвестиционной деятельности" и " Кэш-Фло от производственной деятельности". Причем инвестиционные затраты носят разовый, а производственные - постоянный характер.
Наименование статьи
| 1-й
месяц
| 2-й
месяц
| 3-й
месяц
| 4-й
месяц
| Объем продаж
|
|
|
|
| Переменные издержки:
|
|
|
|
| Операционные (общие) издержки
| 100 000
|
|
|
| Проценты по кредитам
|
|
|
|
| Налоги и прочие выплаты
|
|
|
|
| Кэш-Фло от производственной деятельности
| -100 000
|
|
|
| Выплаты на приобретение активов
| 1 000 000
|
|
|
| Кэш-Фло от инвестиционной деятельности
| -1 000 000
|
|
|
| Акционерный капитал
|
|
|
|
| Заемный капитал
|
|
|
|
| Выплаты в погашение займов
|
|
|
|
| Выплаты дивидендов
|
|
|
|
| Кэш-Фло от финансовой деятельности
|
|
|
|
| Кэш-баланс на начало периода
|
|
|
|
| Кэш-баланс на конец периода
| -1 100 000
|
|
|
| · Шаг 2. Предприятие планирует привлечь инвестора на сумму 800 000 и банковский кредит на сумму 400 000. Это вызовет изменения в разделе: " Кэш-фло от финансовой деятельности".
Наименование статьи
| 1-й
месяц
| 2-й
месяц
| 3-й
месяц
| 4-й
месяц
| Объем продаж
|
|
|
|
| Переменные издержки:
|
|
|
|
| Операционные (общие) издержки
| 100 000
|
|
|
| Проценты по кредитам
|
|
|
|
| Налоги и прочие выплаты
|
|
|
|
| Кэш-Фло от производственной деятельности
| -100 000
|
|
|
| Выплаты на приобретение активов
| 1 000 000
|
|
|
| Кэш-Фло от инвестиционной деятельности
| -1 000 000
|
|
|
| Акционерный капитал
| 800 000
|
|
|
| Заемный капитал
| 400 000
|
|
|
| Выплаты в погашение займов
|
|
|
|
| Выплаты дивидендов
|
|
|
|
| Кэш-Фло от финансовой деятельности
| 1 200 000
|
|
|
| Кэш-баланс на начало периода
|
|
|
|
| Кэш-баланс на конец периода
| 100 000
|
|
|
| · Шаг 3. В следующем месяце предприятие затратило на приобретение сырья и материалов 290 000 $, а дефицит оборотных средств снова будет покрыт краткосрочным банковским кредитом в размере 350 000 $. сроком на 3 месяца.
Наименование статьи
| 1-й
месяц
| 2-й
меся
построение и анализ финансовой модели предприятия с использованием аналитической системы project expert 1
построение и анализ финансовой модели предприятия с использованием аналитической системы project expert 4
Основные определения:................................................................................................................................................................... 5
Вопросы:....................................................................................................................................................................................... 17
Литература:.................................................................................................................................................................................... 18
Стоимость запасов и прибыльность предприятия........................................................................................................................ 19
Поддержка управленческих решений........................................................................................................................................... 19
3.1 Производственные и непроизводственные затраты................................................................................................................ 19
Прибыль = (Доход - Себестоимость проданной продукции) - Расходы за период..................................................................... 20
3.2 Учет накладных расходов....................................................................................................................................................... 21
3.2.1 Разнесение по единой ставке................................................................................................................................................ 21
3.2.2 Двухступенчатая схема........................................................................................................................................................ 21
3.2.3 Функциональная система..................................................................................................................................................... 22
3.2.4 Плановые ставки накладных расходов................................................................................................................................. 22
3.3 Калькуляция себестоимости по переменным издержкам....................................................................................................... 22
3.4 Анализ безубыточности.......................................................................................................................................................... 24
1.1 Определения............................................................................................................................................................................ 25
1.2 Цель......................................................................................................................................................................................... 25
1.3 Виды планов............................................................................................................................................................................ 25
1.4 Этапы планирования................................................................................................................................................................ 26
Постановка задачи для каждого из этапов.................................................................................................................................... 26
3.1 Предварительное формулирование целей.............................................................................................................................. 28
3.2 Выявление неудовлетворенных потребностей рынка............................................................................................................. 28
3.3 Анализ потенциала предприятия............................................................................................................................................ 29
Аудит организации маркетинга:................................................................................................................................................... 30
Аудит информационных систем маркетинга:............................................................................................................................... 30
Аудит продуктивности маркетинга:............................................................................................................................................. 31
Аудит функций маркетинга:.......................................................................................................................................................... 31
3.4 Анализ макроокружения......................................................................................................................................................... 33
3.5 Анализ микроокружения......................................................................................................................................................... 34
3.5.1 Потребители......................................................................................................................................................................... 34
3.5.2 Конкуренты........................................................................................................................................................................... 35
3.5.3 Поставщики.......................................................................................................................................................................... 36
3.6 Оценка привлекательности рынка и конкурентоспособности предприятия.......................................................................... 36
Привлекательность рынка (возможности и угрозы)..................................................................................................................... 37
3.7 Сегментация рынка.................................................................................................................................................................. 37
3.8 Оценка прибыльности............................................................................................................................................................. 38
3.9 Выбор из оставшихся гипотез................................................................................................................................................. 39
3.9.1 Многокритериальный отбор................................................................................................................................................ 39
3.9.2 Матричные модели............................................................................................................................................................... 40
Матрица " General Electric"............................................................................................................................................................ 42
Матрица " Портера"....................................................................................................................................................................... 42
5.1 Планирование продукции....................................................................................................................................................... 46
5.2 Планирование цены................................................................................................................................................................. 48
Методы ценообразования:............................................................................................................................................................. 49
5.2 Планирование распределения и сбыта.................................................................................................................................... 50
5.4 Планирование продвижения................................................................................................................................................... 51
Реклама.......................................................................................................................................................................................... 51
Стимулирование сбыта.................................................................................................................................................................. 53
Связи с общественностью и поддержка репутации...................................................................................................................... 53
Персональные продажи................................................................................................................................................................. 54
Предварительная стадия................................................................................................................................................................ 60
Подготовительная стадия.............................................................................................................................................................. 60
Производственная стадия.............................................................................................................................................................. 60
Материальные активы.................................................................................................................................................................... 61
Нематериальные активы................................................................................................................................................................ 61
Методы начисления амортизации................................................................................................................................................. 61
Метод равномерного прямолинейного списания стоимости....................................................................................................... 62
Амортизация по остаточной стоимости....................................................................................................................................... 62
Амортизация методом двойного списания................................................................................................................................... 62
Амортизация методом суммы цифр. Амортизация выполняется по следующему алгоритму:................................................... 62
Объем продаж с учетом потерь....................................................................................................................................... 64
Объем продаж с учетом потерь....................................................................................................................................... 65
Банковские кредиты....................................................................................................................................................................... 80
Инвестиции в обмен на акции....................................................................................................................................................... 80
Понятие «венчурный капитал»...................................................................................................................................................... 80
Критерии оценки........................................................................................................................................................................... 81
Оценка проекта.............................................................................................................................................................................. 81
Анализ бизнес-плана..................................................................................................................................................................... 82
Процесс выхода инвестора из проекта.......................................................................................................................................... 82
Особенности при получении инвестиций..................................................................................................................................... 83
....................................................................................................................................................................................................... 84
Они предпочитают получать контроль над предприятием.......................................................................................................... 84
Зарубежные компании................................................................................................................................................................... 84
" Ограниченность" финансового анализа проекта........................................................................................................................ 85
Отсутствие четко сформулированного финансового предложения............................................................................................ 86
Нереальность финансового предложения.................................................................................................................................... 86
Необоснованность стоимости предлагаемого пакета акций........................................................................................................ 87
Финансовая документация............................................................................................................................................................ 88
Юридическая документация.......................................................................................................................................................... 88
1.1 Основные проблемы, решению которых способствует анализ.............................................................................................. 90
1.2 Цели и задачи.......................................................................................................................................................................... 90
1.3 Исходные данные.................................................................................................................................................................... 91
| 3-й
месяц
| 4-й
месяц
|
Наименование статьи
| 1-й
месяц
| 2-й
месяц
| 3-й
месяц
| 4-й
месяц
| Объем продаж
|
|
|
|
| Переменные издержки:
|
| 290 000
|
|
| Операционные (общие) издержки
| 100 000
| 100 000
|
|
| Проценты по кредитам
|
| 10 000
|
|
| Налоги и прочие выплаты
|
|
|
|
| Кэш-Фло от производственной деятельности
| -100 000
| -400 000
|
|
| Выплаты на приобретение активов
| 1 000 000
|
|
|
| Кэш-Фло от инвестиционной деятельности
| -1000 000
|
|
|
| Акционерный капитал
| 800 000
|
|
|
| Заемный капитал
| 400 000
| 350 000
|
|
| Выплаты в погашение займов
|
|
|
|
| Кэш-Фло от финансовой деятельности
| 1200 000
| 350 000
|
|
| Кэш-баланс на начало периода
|
| 100 000
| 50 000
|
| Кэш-баланс на конец периода
| 100 000
| 50 000
|
|
| · Шаг 4. В третьем месяце предполагается, что поставщики оплатят реализованную ранее продукцию на сумму 610 000 $, из которых предприятие закупит материалы и сырье, а также оплатит проценты по краткосрочному кредиту. Все это затронет только раздел операционной деятельности.
Предполагается также, что объем производства в следующем месяце не изменится и уровень запасов сырья и материалов останется примерно на том же уровне. Поэтому суммы переменных издержек по сравнению со 2-м месяцем не изменятся. Рост суммы процентов по кредиту обусловлен графиком выплаты процентов.
Наименование статьи
| 1-й
месяц
| 2-й
месяц
| 3-й
месяц
| 4-й
месяц
| Объем продаж
|
|
| 610 000
|
| Переменные издержки:
|
| 290 000
| 290 000
|
| Операционные (общие) издержки
| 100 000
| 100 000
| 100 000
|
| Проценты по кредитам
|
| 10 000
| 20 000
|
| Налоги и прочие выплаты
|
|
|
|
| Кэш-Фло от производственной деятельности
| -100 000
| -400 000
| 200 000
|
| Выплаты на приобретение активов
| 1 000 000
|
|
|
| Кэш-Фло от инвестиционной деятельности
| -1 000 000
|
|
|
| Акционерный капитал
| 800 000
|
|
|
| Заемный капитал
| 400 000
| 350 000
|
|
| Выплаты в погашение займов
|
|
|
|
| Кэш-Фло от финансовой деятельности
| 1 200 000
| 350 000
|
|
| Кэш-баланс на начало периода
|
| 100 000
| 50 000
|
| Кэш-баланс на конец периода
| 100 000
| 50 000
| 250 000
|
| Как видно, остаток денежных средств на конец третьего месяца значительно вырос, что ставит вопрос о возможности погашения краткосрочного кредита, или хотя бы его части. Если условиями договора не предусмотрен досрочный возврат, то вопрос отпадает сам собой. Если же досрочный возврат возможен, то следует принять решение о том какой уровень денежных средств следует считать минимально необходимым для нормального функционирования предприятия. Если менеджер посчитает, что суммы в 200 000 $ будет вполне достаточно, то уже в третьем месяце вполне можно будет совершить досрочный возврат кредита в сумме 50 000 $. (Будем считать, что в разбираемом примере досрочный возврат невозможен.)
· Шаг 5. Предприятие реализует продукцию на 820 000 $ в результате получает возможность погасить кредит в сумме 350 000 $.
Наименование статьи
| 1-й
месяц
| 2-й
месяц
| 3-й
месяц
| 4-й
месяц
| Объем продаж
|
|
| 610 000
| 820 000
| Переменные издержки:
|
| 290 000
| 290 000
| 300 000
| Операционные (общие) издержки
| 100 000
| 100 000
| 100 000
| 100 000
| Проценты по кредитам
|
| 10 000
| 20 000
| 20 000
| Налоги и прочие выплаты
|
|
|
|
| Кэш-Фло от производственной деятельности
| -100 000
| -400 000
| 200 000
| 400 000
| Выплаты на приобретение активов
| 1000 000
|
|
|
| Кэш-Фло от инвестиционной деятельности
| -1 000 000
|
|
|
| Акционерный капитал
| 800 000
|
|
|
| Заемный капитал
| 400 000
| 350 000
|
|
| Выплаты в погашение займов
|
|
|
| 350 000
| Кэш-Фло от финансовой деятельности
| 1 200 000
| 350 000
|
| -350 000
| Кэш-баланс на начало периода
|
| 100 000
| 50 000
| 250 000
| Кэш-баланс на конец периода
| 100 000
| 50 000
| 250 000
| 300 000
|
|