Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные экономико-статистические принципы и методы






Экономико-статистические методы возникли на основе взаимосвязи экономики и статистики.

К основным экономико-статистическим методам и приемам относятся:

* Приемы сравнений и сопоставлений;

* Прием группировок;

* Прием сопоставления параллельных рядов;

* Приемы усреднения абсолютных и относительных величин;

* Методы анализа рядов динамики(экстраполяция и интерполяция);

* Индексный метод;

*Методы корреляционного и регрессионного анализа и т.д.

 

Приемы сравнений и сопоставлений.

Прием сравнений заключается в оценке относительного изменения, а прием сопоставлений – абсолютного отклонения значений анализа показателя:

* от планового значения;

* от значений показателя предшествующих периодов;

* от нормативного значения;

* от значения показателя передовых предприятий;

* от значений показателя среднего по отрасли и т.д.

Данные значения называются базой сравнения, В анализе обозначается 0. Отчетные значения, кот. сравниваем – 1.

Прием сравнений показывает, во сколько раз одно значение отличается от другого, принятого за базу, исчисляется в процентах или промилле.

Прием сопоставления показывает, на сколько пунктов отличается одно значение от другого, принятого за базу, исчисляется в «+» или «-».

Основным требованием использования данных приемов является сопоставимость значений анализируемого показателя с базой:

* по единицам измерения;

* по методике расчета;

* по производственным условиям;

* по географическим условиям;

* по периоду времени;

* по структурным параметрам и т.д.

Данные приемы дают возможность:

- оценить достигнутое состояние по уровню анализирования показателя;

- оценить работу предприятия;

- выявить темпы эк. развития;

- использовать другие методы эк. анализа.

 

Индексный метод

Включает в себя несколько приемов:

1 Оценка изменения анализируемого показателя по нескольким известным индексам показателей факторов.

Н-р: Оценить прирост Птр, если в результате мероприятий по механизации производственных процессов прирост фондоотдачи составил 4%, а прирост фондовооруженности – 2%.

Решение:

Птр= V*f = 1, 04*1, 02=1, 06

106%, значит прирост составил 6%.

4%, 2% - темп прироста;

104%, 102% - темп роста.

 

2 Оценка влияния факторов является частью анализируемого показателя.

Общая формула имеет следующий вид:

 

 

- индекс прироста анализируемого показателя за счет влияния j-го фактора;

- индекс прироста j-го показателя факторов;

- удельный вес j-го показателя факторов в базовом периоде;

- абсолютное изменение j-го показателя факторов

Xал0 – абсолютное значение анализируемого показателя в базовом периоде.

 

Н-р: Оценить степень влияния выручки по каждой отрасли на общее изменение доходов в городском узле связи

 

Таблица - Исходные данные

Наи мен Под отр. Свя зи Вы ру Чка, тыс. Руб. Изм ен ен ие Стр ук Тур а , в % Вли Ян ие, %
    Т ы с р у б %    
М Т С       ,       ,  
Г Т С       ,     ,
П Д     - - ,      
В С Е Г О       ,     ,

=0, 242*0, 8*100=2012/10400*100=19, 3%

 

=0, 298*0, 14*100=434/10400*100=4, 2%

 

=-0, 394*0, 06*100=-246/10400*100=2, 4%

3 Заключается в относительной оценке влияния факторов, связанных между собой во времени и пространстве.

В данном случае используются индексы в агрегатной форме

q – количественный показатель-фактор

z – качественный показатель-фактор

Правила:

1 если рассчитывается индекс анализируемого показателя за счет влияния качественного показателя-фактора, то количественный показатель-фактор берется постоянно на уровне отчетного периода.

2 если рассчитывается индекс анализируемого показателя за счет влияния количественного показателя-фактора, то качественный показатель-фактор берется постоянным на уровне базового периода.

 

Н-р: Оценить влияние изменения количества предоставляемых услуг связи и тарифов на услуги связи на изменение доходов предприятия.

Исходные данные: Д0 – 56440 тыс. руб.

Д1 – 77320 тыс. руб.

Д1 – по ценам базового периода – 58135 тыс. руб.

Решение:

 

темп роста 137%

 

темп роста 103%

темп роста 133%

проверка: 1, 03*1, 33=1, 37 верно

вывод: доходы в основном за счет роста тарифов

=1, 33 – индивидуальный индекс повышения цен

=1, 12

вывод: повышение тарифов было необоснованным

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал