Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономико-эвристические методы
-это способы обоснования управленческих решений на основе использования профессионального опыта, интуиции отдельных работников или группы работников. Экономико-эвристические методы относятся к группе не формализованных методов решения экономических задач. Используются на стадии разработки управленческих решений в условиях частичной или полной неопределенности. К основным эвристическим методам относят: 1 метод экспертных оценок 2 метод анализа иерархии 3 метод «мозговой атаки» 4 метод ассоциаций и аналогий 5 метод сценариев и.т.д. Метод экспертных оценок - это способ принятия управленческих решений на основе весомостей параметров выявленных с помощью коллективных экспертных оценок. Имитационная модель экспертного метода включает этапы: - организация опроса – заключается в создании экспертной комиссии (2-3 человека: председатель и помощники) для регулирования процесса; - выбор экспертов – комиссия выбирает экспертов- специалисты, заполняющие тест на профессиональную пригодность решения различных проблем (объективность, самокритичность, отсутствие конформизма, независимость) - определение методов опроса- определяет комиссия, опрос может быть в 1, 2 или 3 тура, индивидуальный или коллективный, очный или заочный, устный или письменный. Экспертные оценки могут быть вербальные (да, нет, или …) и количественные. МЭО включают: 1 Методы ранжирования – упорядочивание всех факторов в соответствии с ростом или спадом их предпочтительности. Существует несколько способов: - способ непосредственной оценки: эксперта просят пронумеровать все факторы в порядке их предпочтительности, самому важному 1, менее важному 2 и.т..д. или наоборот. Оценка или номер, которые получают факторы называются рангом. - способ балльной оценки. Эксперт дает оценку в баллах. Для этого устанавливается диапазон допустимых предельных значений. Разбивается по интервалам. И в рамках этой шкалы определяется балл. На основе оценок в баллах определяется ранг фактора, или управленческого решения. - способ весовых коэффициентов. Наиболее важному фактору назначается вес=1, или 100. оценка следующих по важности факторов определяется как доля от более важного фактора. Общая расчетная формула весомости:
- место на которое поставлена весомость I фактора у j эксперта m – количество экспертов n – количество факторов выбрать наиболее оптимальное управленческое решение, упорядочить факторы во времени, в пространстве, или по качеству. 2 Метод точечных оценок – заключается в оценке экспертом строго фиксированного значения фактора и управленческого решения. Общая оценка по группе экспертов определяется как попарная средняя арифметическая. 3 Метод попарного сопоставления – заключается в попарном сопоставлении каждого управленческого решения с другим управленческим решением.
Практически метод попарного сопоставления реализуется с помощью матричного метода выбора управленческих решений.
- проведение опроса и обработка результата. На данном этапе оценивается согласованность экспертов, для этого рассчитывается коэффициент конкордации
Коэффициент конкордации может иметь значения от 0 до 1. если он =0, то это означает отсутствие согласованности между экспертами, то есть их профессиональная непригодность. Если он равен 1, то означает полную согласованность экспертов. Tj – число повторений ранга в каждом ряду. Оценка надежности: для этого Х2 сравнивается с табличным значением. Берем вероятность =5%, если Х2 будет равно либо близко с табличным значением, то результаты надежные.
Метод мозговой атаки (метод конференций) Заключается в создании творческой атмосферы для решения аналитических задач нестандартным путем. Использование метода мозговой атаки требует соблюдения следующих правил: 1 должно соблюдаться единое руководство, соблюдающее экспертные группы 2 обстановка заседания должна быть непринужденная, не официальная 3 на этапе генерации идей запрещена всякая критика в прямой или косвенной форме 4 количество участников мозговой атаки должно быт не более 6-8 человек 5 продолжительность заседания должна быть не более 1 часа 6 время выступления не более 2-3 минут, ответы должны быть краткими без обоснования решения. Все высказывания фиксируются анонимно. 7 запрещен анализ, комментарии и оценка высказанных решений.
Имитационная модель включает следующие этапы мозговой атаки: 1 мобилизация участников заседания, включает создание комфортных условий для заседания экспертной группы. Длительность этапа 5-6 минут. 2 постановка проблемы. В постановку входит: -анализ ситуации - определение важности проблемы - построение проблемы - значения решений проблемы и последствия. Цель – создать у участников четкое представление о проблеме и ее значимости. 3 решение проблемы. Генерация идей: каждый участник высказывает свой вариант решения проблемы, продолжительность 15 минут. 4 анализ и конструктивная проработка решений, выбор наиболее приемлемого решения. А) метод мозгового штурма отличается от метода мозговой атаки: процесс генерации идей осуществляется одной экспертной группой, а анализ и конструктивная проработка другой группой. Б) метод суда – аналог судебного процесса - 1-я группа экспертов – защитники - 2-я группа – противники данного варианта - 3-я группа – роль судьи или заседателей в) синектический – это мозговой штурм, проводимый группой специально обученных людей.
Тема 6. Анализ развития производства (сети связи)
|