Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рождение советского кино.




В январе 1918 года был создан киноотдел внешкольного отдела государственной комиссии Наркомпроса. Во главе отдела стала жена Ленина Надежда Крупская. Задачей отдела была организация отдела экономического и эдиологического контроля за работой частных кинопредприятий. Комитет занимался выдачей разрешений на съемку кинохроники, изучал либрето сценариев, просматривал афиши кинотеатров. Главная задача комитета не допустить антибольшевицкой пропаганды. Подобный отдел в марте 1918 года был создан в Москве. Большевики не собирались национализировать кино, т.к. кинофабрики относились к мелким предприятиям. Например, у Ханжонкова работало более 120 человек. В 1918 году вышло более 100 лент. Выходила кинопериодика, но ни в одном фильме не было и намека на революцию. Большое место занимали экранизации. В эти годы вышли такие фильмы как " Власть тьмы" и " Живой труп" по Л.Н.Толстому, " Драма на охоте" по А.П.Чехову, " Человек-зверь" по роману Э.Золля. Но главным жанром остаются салонная драма и мелодрама. А главные темы любовь, измена, смерть. В это время выходят фильмы с такими названиями " Любовь поругана, задушена, разбита", " Любовь, ненависть, смерть", " Вино любви", " Женщина, которая изобрела любовь", " Обманутая дева", " Рай без Адама", " Смят и растоптан мой душистыц цветок". Но среди обилия коммерческих лент в 1918 году выделялись три фильма " Отец Сергий" реж. Я. Протазанов, " Полипушка" экранизация одноименного рассказа Л.Н.Толстого реж. В.Санин. Этот фильм рассказывал о крепостном Полипушке, которого играл Иван Москвин актер МХАТа. Однажды барыня отправляет Полипушку отвезти деньги в город. Приехав туда, он обнаруживает, что деньги исчезли, он возвращается обратно, думая, что забыл их. Но денег нет и дома. И тогда Полипушка, чтобы избежать позора, забирается на крышу дома и вешается. Позже деньги обнаружатся в поле тулупа, они провалились в дыру кармана. И публику, и критику потрясла выразительная игра Ивана Москвина. Критика писала о редком для кинематографа богатстве психологических деталей. Актер создал образ жалкого замученного жизнью человека с пугливой улыбкой, через которую актер передает массу оттенков и переживания героя. Особенного драматизма Москвин достигал в сцене пропажи денег. Критика писала, что снятый крупным планом крик ужаса взрывает немоту экрана. До высоты трагедии поднимался актер в сцене самоубийства. С чувством боязни, чтобы ему не помешали он снимает армяк, шнурок с крестом, последний раз проверяет нет ли денег в кармане и затем повисает в петле. " Проект инжинера Прайта" реж. Л.Кулешов. Это авантюрно-приключенческая драма в духе американских детективов. В 1918 году фирма Нептун приглашает для съемок поэта Владимира Маяковского, который выступает в качестве актера. Он снялся в трех фильмах " Барышня и хулиган" (о любви учительницы и заводского парня), " Не для денег родившийся" по мотивам повести Джека Лондона " Мартин Иден", " Закалдованная фильмой". Он серьезно относился к съемкам, но процесс его разочаровал. 27 августа 1919 года Ленин подписывает дикрет о национализации кинематографа. Но к этому времени национализировать было нечего. Потому что кинопромышленность в России была разрушена. Владельцы крупных фирм вывозили съемочное оборудование и пленку на юг Краснодар, Новороссийск, Ялта, Одесса. Не хватало пленки. Новую власть кино привлекало только в качестве идеологии. Ленин видел задачу кинематографа в пропоганде большевицких идей. Нарком просвящения Анатолий Васильевич Луначарский в статье " Задачи государственного отдела РСФСР" писал, что нужно уделить особое внимание культурно-историческим картинам о развити государства, рассказать об истории науки, открытий и изобритений. При кинокомитете создается литературно-художественный комитет, в который входят писатели Алексей Толстой, Максим Горький, Александр Блок, Александр Серафимович. Горький стал инициатором создания киносерии ЖЗЛ (Жизнь замечательныз людей) и призывал создать фильмы о выдающихся людях мира и о важнейших исторических событиях на земле. Сам Горький начинает работать над сценарием " Жизнь первобытного общества". Но цикл этот не был даже начат. Зато этот цикл блистательно прижился в литературе. Вышло более 2000 томов. В сентябре 1919 года создается московская государственная школа кинематографа - будущий ВГИК. Ректор кинорежисссер Владимир Гардин. В ноябре 1918 года в Петрограде создается высший институт фотографии и кинотехники (ЛИКИ). Отсутствие творческих работников, разруха стала причиной того, что в годы Гражданской войны не было создано ни одного художественного фильма, кроме хроники и, так называемых, агитфильмов. Кинохроника - самый подвижный и оперативный вид киноиндустрии. В апреле 1918 года кинокомитет выпустил ряд документальных короткометражек. Таких как " Разоружение анархистов", 1 мая снимается парад и демонстрация на Хадынском поле. Оператор Новицкий снимал эпизод выхода из автомобиля Ленина и его сестры Марии. Вечером хроника " Пролитарский праздник в Москве" была показана в 60 кинотеатрах и на площадях города. С июля 1918 года выходит киножурнал " Кинонеделя". Всего вышло 42 выпуска. На фронтах к полкам и дивизиям прикрипляются операторы, которые снимают парады, размещение войск, съезды и совещания. В кино приходят молодые люди Эдуард Тиссэ, Владимир Новицкий, Алексей Ермолов, Анатолий Левицкий, оператор Григорий Гибер более 20 раз снимал Ленина. Самые известные выступление Ленина на открытие памятника Карлу Марксу, Ленин с кошкой на руках, Ленин, сидя на порожках сцены, готовится к выступлению на третьем съезде комертерна. Съемки были очень низкого качества. Очень часто приходилось снимать на обрывках качественной пленки, на бракованном негативе. Не было специалистов, и поэтому стали привлекать к съемкам людей имеющих хоть какое-то образование. Из-за низкого качества съемок кадры были не выразителтными, сняты были чаще всего длинными общими планами неподвижной камерой. Монтировались они длинными кусками, сопровождались титрами о месте и времени происходящих событий. Ленты выпускались ничтожным тиражом 5-10 копий. Но все кадры имели для истории огромную ценность, т.к. они запечатлили эпоху революции и Гражданской войны, а также простых участников событий и вождей таких как В.И.Чапаев, М.Фрунзе, В.Ленин, К.Варашилов. Вторым после хроники жанром стали агитки, их предназначение пропаганда новой власти. В них нет художественной ценности и чаще всего они приурочены к различным кампаниям " Чините поезда", " Все под ружьем". Фильмы строились следующим образом: титр, затем игровой или документальный кадр, иллюстрирующий мысль, затем снова титр, снова кадр. Пример фильма " Пролитарий всех стран объединяйтесь" - сидит актер, изображающий Карла Маркса, и думает. Титр: " Тяжело живется рабочим". Идет титр иллюстрирующий это. Затем титр " Разруза в деревне" - показывают разруху в деревне. А в конце Маркс пишет: " Пролитарий всех стран объединяйтесь! ". Сюжеты агиток были очень наивны. Например в агитке " Дети цветы жизни" показывались две рабочие семьи, в одной из них дети перед едой моют руки, в другой - нет. В той которой не моет, ребенок умирает от дизентерии. Вывод - мойте руки перед едой. За годы гражданской войны было выпущено более 60 агиток. В художественном смысое они ничего из себя не представляли и иногда преобретали совершенно противоположный смысл задуманному. Примером может служить фильм " Сон Тараса": красноармеец Тарас, выпив для храбрости, становится на часы в караул и засыпает. Снится ему страшный сон, что служит он в царской армии и засыпает на посту. Приходит вахмистр и разбивает ему в кровь нос. В ужасе просыпается Тарас и с радостью обнаруживает, что служит он в красной армии. Вывод - можно пить и спать на посту. Из 60 агитфильмов только два имели художественное достоинство " На красном фронте" - революционный детектив в двух частях на материале войны с Польшей, которые снчл Лев Кулешов с оператором Николаем Ермоловым. Это полуигровая, полухроникальная агитка сделаннвя по принципу американских приключенческих фильмов. Действие происходит в вымышленном городе Беломорске. Шпион прерывает телефонную связь между частями красной армии. Командир отправляет в штаб сообщение. Но шпион ранит курьера и, забрав пакет, вскакивает на поезд. Очнувшись красноармеец догоняет шпиона, завязывается драка. Красноармеец побеждает и доставляет пакет в штаб. Кулешов применяет крупные планы, съемку монтажными кусками, различные ракурсы. " Серп и молот или В трудные дни" - первый полнометражный советский фильм, созданный в 1920-1921 годах, студентами и преподавателями ВГИКа, по заказу всероссийского фото и киноотдела. Сценарий написан студентом Алексеем Горчаковым и преподавателем Федором Шипулинским. Режиссер фильма ректор киношколы Владимир Гардин. Оператор Эдуард Тиссэ. В фильме снались Сергей Комаров, Всеволод пудовкин и другие. Фильм - это рассказ о крестьяне не бедняке Иване, о его дочери Агаше, сыне Петре. Лента показывает как семья разоряется, уходит в Москву, учавствует в и в революции, и в Первой мировой Войне, и в постороении колхоза. Последний советский фильм назывался также " Серп и молот" реж. Сергей Ливнив. Прообразом главного героя стал советский писатеь Александр Островский, автор произведения " Как заколялась сталь". В 1922-1923 годах было выпущено всего 12 художественных лент. В 1924 году - 41 лент. Наиболее удачной считается ыильм " Чудотворец" реж. Алексея Пантелеева, в которой расскзываептся история о солдате во времена царстовавания Николая 1, который, стоя на посту у чудотворной иконы, украл драгоценный камегь, заявив, что ему подарила этот камень богородица. Ленин отметил фильм как образец антирелигиозной пропаганды. Появляется большое количество " красных детективов" таких как " Человек человеку волк", " Борьба за ультиматум", " Дипломатическая тайна". Большой популярностью пользовался вышедший в 1923 году двухсерийный приключенческий фильм " Красные дьяволята", поставленный по популярной повести Павла Бляхина, реж. Иван Перестиани. Гражданская война, двое детей-сирот мстят за отца, к ним присоединяется негр Джим. И они вместе борятся с бандой батьки Махно. В конце концов они его арестовывают и приводят к Буденову. Главные роли играли не профессиональные актеры цирка. В начале 1924 года появляется Ассоциация революционной кинематографии (АРК), котрая объединила кинематографистов, считающих, что кино - это сильнейшее орудие в борьбе за коммунистическую культуру. Т.е. они считали, что кино это средство пропаганды идей и, что кинематограф находится в плачевном состоянии, потому что экраны заполнили буржуазные фильмы и нужно сделать все, чтобы восстановить русское кино. В 1924 году 13 съезд ВКП(Б) занялся вопросами кино. И в отчетном документе об агитпробработе был выделен особый отдел о кино, где говорилось о нем как о средстве коммунистического просвещения и агитации. Вскоре все прокатнве организации объединились в единое агитационное общество ''Софкино'', а кинофирмы, объединились в производственные предприятия Межрабпром " Русь''. Особое внимание уделялось кинопечати. Появляются газеты и журналы ''Советское кино'', ''Советский экран'', ''Пролит кино''. Особое внимание уделется производству учебных и научно-популярных фильмов. Для этого создается Культуркино. Ленин говорил, что главная задача кинематографа не развлекательная, а пропагандистко-познавательная. Кино должно заниматься пропагандой идей. Кино становится важнейшим средством пропаганды. Поэтому появляются курсы киномехаников. В э время происходит раздел кинематографистов на традиционалистов и новаторов. Спор базировался на вопросе к отношению русского дореволюционного кино. Традиционалисты считали, что нужно продолжиьь традиции русского дореволюционного кино, а новаторы, объединишвись в ЛЕФ (левый фронт искусства), требовали новых идей и форм. Они призывали провести Октябрь(революцию) в искусстве, отрицали все прежнее искусство. Их лозунгом было: ''Долой Пушкина, долой метверчину, классицизм''. Традиционалисты занали ведущее положение. Их цитаделью стала Межрабпром Русь. Именно там в то время были сняты фильмы ''Калежский регистратор'', ''Ледяной дом'', нашумевший фильм ужасов ''Медвежья свадьба'', который поставил режиссер Константин Эггерт, комедия ''Папиросница от Моссельпрома'' и первый фантастический фильм ''Аэлмта''. Традиционалисты делали ставки на сюжет и на актеров. Юрий Завадский блистал в фильме ''Медвежья свадьба'', Иван Москвин играл главную роль в ''Калежском регистраторе'', Николай Баталов в ''Аэлите'', Игорь Ильинский в " Папироснице от Моссельпрома''. К новатором относились молодые режиссеры такие как Дзига Вертов, Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн, Григорий Козенцев, Леонид Трауберг.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал