Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лев Кулешов.




В 1929 году вышла книга Кулешова ''Искусство кино''. В предисловии к ней, его бывшие ученики, теперь выдающиеся мастера, писали, что он первый кинематографист, который стал говорить об азбуке кинематографа, организуя нечлено-раздельный материал. Они писали: мы делаем картины, а Кулешов сделал кинематограф. В становлении кино, как самостоятельного искусства, роль Кулешова несомненна. Лев Алекссандрович начинал свою новаторскую деятельность с теоритических и экспериментальных поисков специфики кино. Но в отличии от Вертова, он работал в области игрового кино, считая его искусством более богатых выразительных возможностей. Заниматься кино он начинает еще в дореволюционное время. В 17 лет в 1917 году он поступает в ателье Хонжонкова и два года работает художником декораций и помощником режиссера. Работал он у Бауэра, и вместе с учителем он увлекается декоративной стороной фильма и изобразительной. Второе его увлечение - это американское кино, особенно вестерн. В американском кино его привлекала динамика, актеры и монтаж. В 1918 году он снимает у Хонжонкова свой первый филтм ''Проект инжинера Прайта''. В 1919 году он снимает кинохронику, а в 1920 - полуигровую полудокументальную агитку '' На красном фронте'', опять же по принципу американских мелодрам. С 1917 года появляются теоритические статьи Кулешова, в которых он развивает собственную концепцию развития кино. Первая его мысль была отрицание связи театра и кино. Он считал, что театральному режиссеру в кино делать нечего. Кинематограф не должен быть фотографией театра, ни тенью его, а совершенно самостоятельным искусством. Он писал: идея кинематографа - идея кинематографическая. Под этим он понимал следующее: в кинематографе средством выражения художественной мысли является ритмическая сцена отдельных неподвижных кадров или небольших кусков с выражением движения, т.е. то, что технически называется монтажом. Монтаж в кинематографе - это то же самое, что композиция красов в живописи или гармония в музыке. Именно монтаж он считал важнейшим выразительным средством кинематографа, отличающим его от театра. И изучению законов построения кинокартины, и экспериментальная проверка этих законов - вот главная задача для Кулешова. Для него киноинженер такой же инжинер-техник, конструктор на заводе, и постановка фильма ничем не отличается от постройки машины. Главным пороком современного кино он считал производственно-техническую кустарщину, поэтому он требует рационализировать технологию производства фильмов, сформулировать законы построения доходчивых добротных киновещей и взять для образца американские приключенческие ленты. Он начинает изучать законы их построения и почему они пользуются наибольшим успехом у зрителей. Он находит ответ в том, что американские фильмы смонтированы из большого числа коротких кусков. Причем не важно их содержание, а важно их сочитание. Сущность кинематографии лежит в композиции, смене снятых кусков. Для организации впечатления важно не то, что снято в данном куске, а как сменяется в картине один кусок другим, как они сконструированы. Он формирует один из основных принципов кинематографичности отличающей кино от театра. Это принцип построения кинофильма из большого числа коротких кусков. При помощи монтажа он создает на экране новое пространство и новое время. Для этого он снимает двух актеров в разных местах и при помощи монтажа заставляет их на экране встретиться. Для того чтобы кадры обладали пластичностью, содержание их доджно быть простым, куски должны быть коротким несложными, чтобы их легко было прочесть. Движение в кадре должно строиться либо параллельно сторонам экрана, либо по диагонали, тогда оно с одного взгляда охватывается зрителем. Он говорил, что кадр - это знак, буква, которую нужно прочесть. Отсюда его второй принцип - рациональное построение кадра с учетом закона экономии и восприятие зрителем картины, разбитой на большое количество коротких кусков. Третий принцип - специфика актерской работы в кино. Театральный жест, подчеркнутая мимика не нужны кинематографу. Ведь крупный план может передать зрителю мелчайшие мимические движения. Условности театральной игры разоблачаются киноаппаратом и отвратительно выгледят на экране. Так же плохо выглядит театральный грим, парики, декорайии и костюмы. В связи с этим Кулешоп писал: в кинематографе должен работать реальный материал. Изображать, притворяться, играть не выгодно, все это плохо смотрится на экране. В кино нужны не актеры, а натурщики, т.е. людт с характерной внешностью, с ярко выраденным характером. Натурщик не должен не пережиыать не перевоплощаться, его работа сумма организованных движений. От него требуется тренированное тело, умение четко выполнять движения, задаваемые режиссером. Кулешов создает при первой государственной школе кинематографии группу учеников, из которой потом выйдут почти все звезды кино: режиссер Всеволод Пудовкин, актриса Александра Хохлова, кинорежиссер Борис Барнетт, актер Леонид Оболенский. Его актеры четко и ритмично двигались, владели боксом, другими видами спорта, скакали на лошадях, умели управлять автомобилем. С такими актерами было легко ставить остросюжетные, приключенческие фильмы. Кулешов со своими учегиками делал фильм без пленки. И первый его фильм с этими студентами был снят в 1924 году ''Необыкновенное приключение мистера Веста в стране большевиков''. Снимался он по произведению Николая Осеева и замышлялся как памфлет на лживую буржуазную прессу и на верящих в нее американских обывателей, а также на американский детектив. Фильм в производственном отношении был огромным шагом вперед. Это первая в советской кинематографии точно расчитанная, заранее спланированная, четко выполненая, подлинно профессиональная режиссерская работа. В нем впервые в советском кино сознательно применены основные средства киновыразительности: крупные планы, ракурсы, разбивки на короткие куски, участие профессиональнах актеров - учеников Кулешова, композиция кадра проста и ясна, работа актеров отличается четкостью, понятен и логичен монтаж, очень интересна операторская работа Александра Левитского. В 1925 выходит второй полнометражный фильм, авантюрно приключенческая мелодрама ''Луч смерти''. В нем прочные и ясные кадры, прекрасно работающие актеры, исполняющие акробатические номара, безупречная камера Левитского и хорошо сделанные массовые сцены. Но ленту портил примитивный сценарий и условность персонажей. В 1926 году вфходит фильм ''По закону''. Действие этого фильма находится на Клондайке, где один человек убивает двух товарищей. Оставшиеся арестовывают его и хотят отдат в руки закона. Но разлив реки Юкон отрезает их от мира, и тогда оставшиеся решают сами организовать суд, приговаривают убийцу к повешиванию и приводит приговор в исполненин. Денег на фильм было отпущено мало, поэтому одно из условий - нужно было обойтись одной декорацией и минимализмом актеров. Поэтому весь фильм снимали на Москве-реке и с одной декорацией - дом. Ограниченное место действия привело к тому, что режиссер мастерски обыграл детали комнаты, изобразителтно использовал световые эффекты, такие как солнечные зайчики, отражавшиеся от воды, проникшие в избушку во время наводнения. Композиция отличалась классической простотой и стройностью, монтаж был внутренне оправдан и ритмичен. В 1927 году выходит фильм ''Журналистка'' (''Ваша знакомая''). Режиссура была рсуществлена по принципу показа потока жизни. В фильме ничего не происходит, актеры существовали как в жизни, а камера следила за ними и происходящим, подробно останавливаясь на деталях. В фильме не было главного - драматургии. Поэтому фильм провалился в прокате. В СССР приходит НЭП, и нжпманы тпебуют красок на экране. Поэиому Кулешова пригласили снимать кино, но только без хохловой, т.к. она некрасивая и худая. В 1929 году выходит фильм ''Веселая канарейка'', который Кулешов снимал по лейкало американского кино. Фильм имеет невероятно кассовый успех и самую худшую прессу. В этом же году выходит фильм ''Два-Бульди-два''. Одним из сценаристов и сорежиссерос была Нина Фердинандовнв Агаджанова. И здесь Кулешов тоже ставил акцент на красавице актрисе Анель Судакевич. Это была исторя, действие которого происходило в цирке. Критика писала, что режиссеру и оператору удалось передать атмосферу цирка. В 1930 году выходит фильм кулешова " 40 сердец'', о ленинском плане электрофикации страны (ГОЭРЛО). Тогда было принято построить 40 электростанций на Днепре (Днепрогэс). Оператор Кузнецов виртуозно снял новостройки, заводы, электростанции. Но лишенная актерских образов картина оказалась красивой, поучительной, но малоинтересной для зрителя. В 1933 году Кулкшрв снимает один из первых звуковых филтмов ''Горизонт''. В центре сюжета судьба молодого еврея-одессита, слесаря Горизонтв, бежавшего из царской России в Америку. Вкусив все прелести американской жизни, он после октябрьской революции возвращается в Россию и в рядах красной армии защищает ее от интервентов. Кулешов пишет, что звук использовался не как иллюстративнфй материал, а как новок качество, получающееся от соединения и сопоставления звука и изображения. В этос же году выходит один из самых лучших фильмов Кулешова ''Великий утешитель''. Режиссер этим фильмом хотел доказать, что репетиционный метод позволяет позволяет провести качественную проверку сценария на протяжении всего периода репетиций. За два месяца репетиций Кулешов изучил каждую сцену и узнал актеров. После репетиционной работы были объявлены несколько репетиций спектакля. Актеры влились в образы, нашли точки кульминацийю спадов, были проверены музыка, костюмы, реквезит. В основе сюжета рассказ О'Генри ''Метаморфоза Джимми Валиктайна''. Фильм строился через три переплетения сюжета: 1-ый - реальная жизнь в тюрьме и эпизод с Валиктайном; 2-ой - рассках, сочиненный писателем; 3-ий - эпизод из жизни приказчицы Дульсии. Эпизод с Дульсии помещен авторами между реальной жизнью и вымышленным рассказом. Фильм снят за 40 дней. В нем снимались Иван Новосельцев, А.Хохлова, Андрей Файт и Вейланд Рот. В эти годы кулешов работает над книгой " Основы кинорежиссуры'', но пора экспериментов заканчивается. В 1940 году выходит фильм " Сибиряки", где он впервые работает с детьми. Детям рассказывали содержание сцены, а разыгрывали они ее своими словами. Еще одно новшество - звук синхроно записывали во время съемок. Филтс Александра Разумного ''Тимур и его команда'' по книге Аркадия Гайдара был в то время очень популярен в стране. В июне 1941 годв Кулешов наяал рабоиу над филтмом ''Клятва Тимура''. Но началась война, Москву начали бомбить и вся съемочная группа уехала в Ульяновск. Для кулешова было важным передать веру в победу. Фильм вышел в 1942 году на экраны и имел большое значение. В сталинбаде (ныне Душанбе) Кулешов снимает фильм ''Учительница Карташова'', короткая новелла, которая входила в боевые киносборники, о подвиге сельской учительнице, спасшей своего ученика. Но фильм не вышел на экраны, т.к. к 1943 году было решено приостановить выпуск киносборников. В 1944 году выходит последний фильм Кулешова как редиссера ''Мы с Урала'', рассказ об учениках ремесленного училища, рабртающие на оборонительном заводе. При возвращении в Москву Кулешову предлагают стать директором ВГИКа. Он соглашантся, но с условием только на два года (1944-1946). С 1946 года становится замдиректора, заведует кафедрой режиссуры и ведет свою мастерскцю до конца своей жизни вместе со своей женой. 29 марта 1970 годв Кулешова не стало.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал