![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диаграмма управляемости судна
Характеристикой управляемости судна на тихой глубокой воде служит диаграмма управляемости, изображающая зависимость кривизны установившейся циркуляции от угла перекладки руля. Диаграмма управляемости имеет различный вид у судов, обладающих устойчивостью на курсе (рис. 10.5 а), и у судов, неустойчивых на курсе (рис. 10.5 б). По горизонтальной оси диаграммы откладывается угол перекладки руля 8, а по вертикальной - кривизна циркуляции, определяемая безразмерной угловой скоростью вращения судна о): — L ®уст Т 1 /1л-> \ © = —— = -L = =, (10.3) ^■ ycm vycm " где vycm — скорость на установившейся циркуляции, которая может быть определена по формуле (10.4), полученной аппроксимацией натурных испытаний судов: Rycm ~ радиус установившейся циркуляции; vycm 1 у- (Ю.4)
v0 1 + 1, 9й)уст Рис. 10.5 а показывает, что для судна, устойчивого на курсе, каждому углу перекладки руля соответствует единственная кривизна установившейся циркуляции. Воздействие внешнего возмущения на такое судно, идущее прямым курсом, вызовет у него появление угловой скорости вращения и угла дрейфа, что приведет к изменению курса судна. Однако, после прекращения возмущения с течением времени угловая скорость и угол дрейфа будут убывать,
правый борт. Будем уменьшать угол перекладки 8р, пережидая, пока судно при каждом новом угле перекладки не войдет в установившийся режим движения с увеличившимся диаметром циркуляции. По достижении нулевого угла перекладки руля судно будет попрежнему описывать циркуляцию в правую сторону, далее руль перекладывается в сторону левого борта, однако судно попрежнему будет осуществлять установившуюся циркуляцию в правую сторону со все большим диаметром. Так будет до тех пор, пока угол перекладки не достигнет критического значения -8 на левый борт, соответствующего максимально возможному для данного судна диаметру циркуляции. При дальнейшем увеличении угла перекладки на левый борт судно выйдет из циркуляции в правую сторону и войдет в циркуляцию в левую сторону с диаметром, определяемым точками нижней ветви диаграммы рис. 10.56. При медленной перекладке руля в противоположную сторону весь процесс диаграммы в начале координат, т.е. производной --------------------. Заметим, что
экспериментально, при натурных испытаниях, эту величину можно определить только для судов, устойчивых на курсе (рис. 10.5 а).
|