Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние ветра и волнения на управляемость судна
При движении судна в условиях ветра кроме рассмотренных выше гидродинамических сил на судно действуют аэродинамические сила и момент давления ветра на надводную часть. Составляющая силы, перпендикулярная ДП, вызывает боковое смещение (дрейф) судна, которое двигается с некоторым углом дрейфа (угол между результирующей скоростью судна и его ДП). Момент этой силы относительно ЦТ судна стремится увести судно с курса. Для предотвращения этого действия ветра приходится перекладывать руль. Если перекладки руля на максимальный допускаемый рулевым устройством угол недостаточно для поддержания заданного курса, то судно теряет управляемость, поскольку не может двигаться в заданном направлении. Вопрос обеспечения управляемости при ветре имеет существенное значение для судов с большой площадью парусности. В зависимости от положения центра парусности (ЦП) и курсового угла ветра руль приходится перекладывать в сторону ветра или в сторону подветренного борта. В первом случае говорят, что судно уваливается от ветра, во втором - что судно приводится к ветру. Практическое значение имеет угол дрейфа, с которым судно двигается при ветре в заданном направлении. Существует ряд способов определения угла дрейфа. Одним из простых и достаточно точных является способ его определения по таблицам дрейфа, который состоит в последовательной выборке величин из трех таблиц (табл. 10.1, 10.2, 10.3). Первая определяет приведенную скорость Wnp ветра в зависимости от измеренной на мостике скорости кажущегося ветра и его курсового угла. Вторая дает скорость дрейфа «на стопе» vaQ по Wnp и коэффициенту дрейфа ка, который определяется по формуле: (10.5) где Sn - площадь парусности, L, T, S - длина, средняя осадка и коэффициент общей полноты судна. Третья таблица дает угол дрейфа а0 в зависимости от vaQ и скорости судна по курсу.
ТАБЛИЦЫ ДРЕЙФА
Таблица
При движении судна на волнении угол дрейфа имеет колебательный характер вследствие периодических возмущающих сил и моментов, вызываемых волнением, причем на данном волнении амплитуда рыскания судна при ходе на встречном волнении меньше, чем на попутном. Особо значительное рыскание наблюдается при ходе судна на попутных с волнением курсах со скоростью, близкой к скорости бега волн. В этих случаях при длине судна, близкой к длине волн, судно может потерять устойчивость на курсе, быть захваченным волной, т.е. двигаться со скоростью бега волн, совершать неуправляемый разворот (брочинг), стремясь принять положение лагом к волне, и при недостаточной остойчивости может быть опрокинутым. Статистика опрокидывания судов свидетельствует, что явление брочинга особенно опасно для малых судов, в соответствии с чем в Правилах Регистра указывается, что в Информации об остойчивости для малых судов должно быть указание о том, что при ходе на попутном волнении при длине волны равной или превышающей длину судна скорость его не должна превышать величины, определяемой формулой: ^=1, 4л/1, уз, (10.6) где L - длина судна, м.
|