Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место производственной практики в структуре ООП
Данная практика для студентов биологического факультета проводится в 2 этапа. Первый этап осуществляется студентами на 4 курсе в 8 семестре в течение 4 недель, второй — на 5 курсе в 9 семестре в течение 6 недель. При очно-заочной форме обучения практика проводится на 6 курсе в 11 семестре и составляет – 10 недель. Производственная практика относится к базовой части ООП программы специалитета и является обязательной для освоения обучающимися. Для прохождения производственной практики студент должен обладать знаниями, полученными в ходе изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, а также математического, естественнонаучного, профессионального циклов. Логически и содержательно-методически производственная практика закрепляет, расширяет и углубляет теоретические знания и практические умения, полученные в результате изучения таких дисциплин как: «Психология и педагогика», «Современные проблемы педагогики», «Педагогическая техника и методика воспитательной работы», «Педагогическое мастерство», «Возрастная педагогика и психология», «Науки и биоразнообразии», «Методика преподавания биологии и в процессе прохождения учебных практик по ботанике и зоологии, а так же учебной практики по экологии. 5. Объём производственной практики и её продолжительность Общий объём практики составляет 9 зачетных единиц (очная форма обучения), (очно-заочная форма). Продолжительность практики: при очной форме обучения на 4 курсе в 8 семестре 4 недели(144 часа), на 5 курсе в 9 семестре 6 недель(216 часов); при очно-заочной форме обучения на 6 курсе в 11 семестре 10 недель (360 часов). Содержание производственной практики Содержание производственной практики носит бинарный или двуплановый характер. Это значит, что во время практики студенты включаются, прежде всего, в те виды деятельности, в процессе которых у них формируются педагогические умения и навыки. Эта деятельность охватывает: -воспитательно-образовательную работу учителя биологии, которая включает умения определять и выбирать методы, формы и средства обучения биологии с учетом возрастных особенностей школьников; -воспитательную работу классного руководителя, включающую умения определять цели и задачи воспитания, выбирать формы воспитательной работы, использовать методы и приемы изучения психолого-педагогических особенностей отдельных учащихся. Планирование и организацию воспитательной работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, их уровнем воспитанности и перспектив развития ученика и коллектива в целом и т.д.; -методическую работу, включающую развитие у студентов умений профессионального самообразования, обобщения педагогического опыта учителей, работающих в данном учебном заведении, и использования их опыта в собственной педагогической деятельности, анализа учебно-методической литературы, использования современных педагогических технологий и т.д.; -работу по самосовершенствованию студентов, заключающуюся в развитии у них профессионально-значимых качеств будущего учителя биологии, определении перспектив профессионального роста и др. Организация практики в школе (или на базе другого образовательного учреждения) предполагает: ознакомительную практику в течение первой недели и педагогическую деятельность в качестве учителя биологии и классного руководителя, начиная со второй недели практики.
Этапы практики:
1. Организационный этап 2. Пропедевтичесий этап 3. Активно- практический этап 4.Отчетно - аналитический этап
1.Организационный этап. Проведение установочной конференции. На установочной конференции руководитель производственной практики биологического факультета Кемеровского государственного университета предоставляет информацию о программе, целях и задачах практики, знакомит с приказом о распределении студентов по базам практики, сообщает студентам информацию о групповом руководителе практики, методисте межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики и методисте по предмету, о месте и времени сбора на базах практики, предоставляет информацию о формах отчетности, а так же студентам предлагаются темы докладов с которыми они должны выступить на итоговой конференции. Проводится инструктаж по технике безопасности во время прохождения производственной практики. 2. Пропедевтический этап Знакомство с базой практики(экскурсия по школе, знакомство с уставом школы), общение с руководителем образовательного учреждения, учителем биологии (изучение оснащения кабинета биологии и УМК, программно-методического материала по биологии), классным руководителем. 3.Активно- практический этап (непосредственно на базе образовательного учреждения) предполагает активное включение студентов в воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения и ученического коллектива под руководством учителя биологии, классного руководителя, группового руководителя, методиста- преподавателя биологического факультета и методисте межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики. Во время практики в рамках учебно-методической работы студенты посещают урокии внеурочные занятия учителя биологии, работающего в школе (или в др. типе образовательного учреждения), с целью ознакомления с методикой проведения разных типов и видов занятий; с использованием традиционных и нетрадиционных технологий обучения; изучает систему педагогической работы; овладевает методикой ее планирования (в том числе и самостоятельной работой обучающегося); самостоятельно разрабатывает план-конспекты уроков и проводит уроки биологии разных типов и видов, посещает и анализирует уроки студентов - практикантов в других классах; принимает участие в методических семинарах, проводимых в школе, (или в др. типе образовательного учреждения). В плане воспитательнойработы студенты знакомится с системой воспитательной работы школы (или др. типа образовательного учреждения), ее планированием и организацией; а также в рамках данного вида деятельности осуществляет воспитательную работу с обучающимися; проводит воспитательные мероприятия в классе в период производственной практики, принимает участие в педсоветах, методических объединениях классных руководителей, в проведении родительских собранийи других видах деятельности, связанных, с процессом воспитания. 4. Отчетно-аналитический этап. Подведение итогов практики (итоговая конференция). Итоговая конференция проводится на базе КемГУ по следующему плану:
1.Выступление руководителя производственной практики биологического факультета с общим анализом итогов практики студентов. Данное выступление должно включать: - общий анализ отчетов студентов, -количество и качество уроков проведенных студентами на базах практик (их разнообразие, типы и виды), -анализ воспитательных мероприятий проведенных студентами за время практики (их разнообразие и тематическая направленность), -профориентационная деятельность студентов на базах практик, -проблемы, имевшие место в процессе практики (методические, педагогические, психологические, организационные и др.) -информацию учителей школ об уровне методической и педагогической подготовки студентов. 2.Выступления студентов-практикантов с докладами с презентацией о проделанной работе в школе (гимназии, колледже, вузе и т.д.). Выступление должно быть: тематическим (темы определяются и даются студентам перед выходом на практику на установочной конференции), ориентированным на данную базу практики, основанным на практическом опыте студентов (по возможности содержать элементы методической, научно - исследовательской деятельности студентов), с применением видео материалов и презентаций. 3.Выступление методистов по предмету с анализом работы студенческой группы (1-2 выступления). 4. Выступление методистов межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики с анализом воспитательной работы студенческой группы (1-2 выступления). 5. Выступление руководителя производственной практики: -принятие решения о поощрении лучших учителей и преподавателей, работающих со студентами во время прохождения производственной практики (благодарственные письма учителям-предметникам и классным руководителям), -принятие решения о публикации в сборниках студенческих работ наиболее интересных и значимых выступлений студентов 7. Формы отчётности по практике После окончания производственной практики обучающиеся сдают письменный отчёт и готовят доклад с презентацией I.Отчет содержит следующие разделы: -информация о прохождении производственной практики (школа, сроки, выполняемые функции, количество проведенных уроков и тематика внеклассного мероприятия, впечатление о практике); -план-конспект открытого урока по биологии с оценкой и подписью учителя биологии; - психолого-педагогическая характеристика на одного ученика из класса, где осуществлялось классное руководство с подписью классного руководителя; -сценарий внеклассного мероприятия. II.Доклад с презентацией для выступления на итоговой конференции в КемГУ.
|