Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Крейсера
Отсутствие легких быстроходных крейсеров, не считая винтовых клиперов, потерявших боевое значение, заставило Морское ведомство в 1885 г. построить два 3500-т двухвинтовых бронепалубных (38 мм) крейсера Рында и Витязь (последний разбился впоследствии у берегов Тихого океана). «Рында» — бронепалубный корвет Общество франко-русских заводов. Строительство начато 13 октября 1883 г. Спущен на воду 18 июня 1885 г. Введён в эксплуатацию 1886г. Выведен из состава флота 12 мая 1922 г.
Корабли имели рангоут и могли ходить также под парусами. Однако скорость хода их 15 узлов не удовлетворяла требованиям и была ниже таковой у современных заграничных легких крейсеров. Поэтому в 1887 г. во Франции был заказан бронепалубный (38 мм и 60 мм на скосах) крейсер Адмирал Корнилов водоизмещением 5800 т, со скоростью хода около 18 узлов; вооружение его состояло из 14—152-мм орудия в бортовой установке со щитами и 6—47-мм пушек.
«Адмирал Корнилов» — русский бронепалубный крейсер I ранга Луарская верфь (Сен-Назер, Франция). Спущен на воду 28 марта 1887 г. Введён в эксплуатацию август 1889 г. Выведен из состава флота 2 мая 1911г.
Затем систематическая постройка легких бронепалубных крейсеров прерывается до 1900 г. с возвращением к традициям броненосных крейсеров. В 1892 г. на Балтийском заводе заложен броненосный крейсер Рюрик, представляющий собою увеличенный Память Азова. При водоизмещении 10 950 т он имеет на длины бортовой 250-мм пояс (броня компаунд) с траверзами (носовой 225-мм, кормовой 200-мм), от которых идет к оконечностям карапасная палуба (75-мм); над броневым поясом плоская 50-мм броневая палуба. Вооружение: 4—203-мм орудия со щитами в бортовых спонсонах, 16—152-мм на батарейной палубе, 6—120-мм на верхней палубе, 10—47-мм на палубах и на мостике и 14 скорострельных мелкокалиберных пушек. Скорость хода около 19 узлов, нормальный запас угля — 1000 т. «Рюрик» — броненосный крейсер 1 ранга российского Императорского флота Строительство начато 1890г. Спущен на воду 1892 г. Введён в эксплуатацию 1895 г.
Заложенный затем в 1894 г. улучшенный крейсер Россия (рисунок) водоизмещением около 13 000 т, со скоростью хода 19, 7 узла, при подобном же расположении бронирования и артиллерии, имеет бортовой пояс гарвеированной стали и короткий каземат на протяжении котельных отделений. Орудия 120-мм заменены 12—75-мм, число 47 мм пушек увеличено до 20, а скорострельных до 18. Гарвеевская броня — броневая сталь, лицевая поверхность которой для придания прочности насыщалась углеродом. Нагретый почти до температуры плавления лист выдерживался до нескольких недель в контакте с углеродистым веществом, например древесным углем. После этого путем многократной закалки маслом и водяными брызгами насыщенная углеродом лицевая сторона становилась сверхтвердой, в отличие от более мягкого внутреннего слоя. Этот процесс, получивший впоследствии название цементации (науглероживания), был изобретен американцем Г. Гарвеем в 1890-м году. В конце 19-го века гарвеевская броня широко, но крайне недолго применялась в военном судостроении, впоследствии вытеснена более совершенной родственной ей крупповской броней. В России первые плиты гарвеевской брони производства Ижорского завода были испытали на полигоне в октябре 1896 г. С весны 1898 г. Обуховский завод, также освоивший их производство, начал с помощью нового 7500-тонного английского пресса выполнять заказ для строящихся кораблей.
Броненосный крейсер Россия. Верфь Балтийский завод. Строительство начато 20 ноября 1893 г. Спущен на воду 30 апреля (12 мая) 1895 г. Введён в эксплуатацию 13 сентября 1897 г. Выведен из состава флота 1 июля 1922.
Гарвеевская броня — броневая сталь, лицевая поверхность которой для придания прочности насыщалась углеродом. Нагретый почти до температуры плавления лист выдерживался до нескольких недель в контакте с углеродистым веществом, например древесным углем. После этого путем многократной закалки маслом и водяными брызгами насыщенная углеродом лицевая сторона становилась сверхтвердой, в отличии от более мягкого внутреннего слоя. Этот процесс, получивший впоследствии название цементации (науглероживания), был изобретен американцем Г. Гарвеем в 1890-м году. В конце 19-го века гарвеевская броня широко, но крайне недолго применялась в военном судостроении, впоследствии вытеснена более совершенной родственной ей крупповской броней. В России первые плиты гарвеевской брони производства Ижорского завода были испытали на полигоне в октябре 1896 г. С весны 1898 г. Обуховский завод, также освоивший их производство, начал с помощью нового 7500-тонного английского пресса выполнять заказ для строящихся кораблей.
Крейсера Рюрик и Россия при большой насыщенности артиллерией, имеют слабую ее защищенность, могущую быть оправданной лишь расчетом на первый сильный удар по противнику. Поэтому на следующем однотипном крейсере Громобой (готовность 1900 г.) водоизмещением около 14 000 т, со скоростью хода 20 узлов, при увеличении 75-мм пушек до 24 за счет сокращения 8—47-мм, орудия 203-мм калибра и двенадцать бортовых 152-мм были поставлены в отдельных бронированных (110-мм) казематах. Однако нежелание увеличивать водоизмещение крейсера привело к уменьшению толщины бортового броневого пояса до 152 мм с дополнением его 65-мм скосом броневой палубы. Крейсера эти были вооружены торпедными аппаратами — первые два шестью надводными, а последний четырьмя подводными. «Громобой» во Владивостоке в 1904 г. (справа — «Россия») Балтийский завод. Строительство начато 7 мая 1898г. Спущен на воду 26 апреля 1899 г. Введён в эксплуатацию - октябрь 1900 г. Последний корабль серии больших океанских броненосных крейсеров, имевший улучшенную по сравнению с предшественниками — «Рюриком» и «Россией» — броневую защиту артиллерии. Вместо установки средней машины экономического хода («Россия») были установлены три машины равной мощности.
Постройка этих крейсеров вызвала в Англии ответ в виде броненосных крейсеров Powerfull и Terrible.
На этом остановилась как в России, так и за границей постройка таких крупных, но сравнительно слабо по своей величине вооруженных и защищенных броненосных крейсеров. Развитие техники того времени показало возможность осуществлена броненосных крейсеров такой же мощности при значительно меньшем водоизмещении, например, японский крейсер Asama. Оперативные соображения привели к необходимости наличия во флоте сравнительно небольших быстроходных броненосных и бронепалубных крейсеров; это и привело в дальнейшем к систематической их постройке. В 1896 г. во Франции заказывается бронепалубный (50-мм) крейсер Светлана водоизмещением 3900 т, со скоростью хода 20 узлов; вооружение: 6—152-мм орудий, 10—47-мм и 4 надводных торпедных аппарата.
«Светлана» — бронепалубный крейсер Второй Тихоокеанской эскадры, геройски погибший в Цусимском сражении.
Балтийский флот. Вторая Тихоокеанская эскадра. Верфь Форж э Шантье деля Медитерранне, Гавр. Заказан к постройке 28 июня 1895 года. Строительство начато 25 ноября 1895 года. Спущен на воду 24 сентября 1896 года. Введён в эксплуатацию 21 марта 1898 года. Выведен из состава флота 15 мая 1904 года. В честь корабля был назван крейсер заложенный 11.11.1913 на Русско-Балтийском заводе.
В период 1899—1901 гг. за границей заказывается ряд бронепалубных крейсеров: в США Варяг (6500 т), в Германии Богатырь (6700 т), Аскольд (5900 т) и Новик (3100 т), в Дании - Боярин (3200 т). Кроме того, во Франции броненосный крейсер Баян (7800 т). Одновременно в Петербурге закладываются бронепалубные крейсера Паллада, Диана и Аврора водоизмещением 6730 т. Первые два на Галерном островке, третий в Новом адмиралтействе. Крейсер Варяг был затоплен русскими в 1904 г. после боя с японскими кораблями в порту Чемульпо в Корее, крейсера Паллада и Баян затоплены в Порт-Артуре. Эти три крейсера были подняты японцами, отремонтированы и введены в состав флота, получив названия Soya (Варяг), Tzugaru (Паллада) и Aso (Баян).
«Варя́ г» — бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 гг. Участник знаменитого боя у Чемульпо (1904). William Cramp and Sons, Филадельфия, США. Строительство начато 1898 г. Спущен на воду 1899 г. Введён в эксплуатацию 1901г. Выведен из состава флота 1917 г.
Богаты́ рь — крейсер 1 ранга Российского императорского флота.
Крейсер «Аскольд» в Порт-Артуре в 1904 г.
Крейсера Варяг, Аскольд и Богатырь при одинаковой скорости хода 23 узла, том же бронировании — 38-мм броневая палуба с 75-мм скосами к бортам и такой же артиллерии — 12—152-мм орудий, 12—75-мм и 8—47 мм (на Богатыре их 6) различаются по расположению орудий, которое показано на рисунке. Расположение орудий на бронепалубных крейсерах.
На первых двух орудия с броневыми щитами, на Богатыре — 4—152-мм орудия в двух концевых башнях, защищенных 125-мм броней, а крайние бортовые 152-мм орудия помещены в 78-мм казематы. Эти крейсера имеют два подводных бортовых и два надводных (в носу и в корме) торпедных аппарата. Крейсер Новик при скорости хода 25 узлов имел 50-мм броневую палубу с 75-мм скосами ее к бортам; вооружение: 6—120-мм орудий и 8—47-мм. Крейсера типа Паллада при скорости хода около 20 узлов имеют 20-мм броневую палубу с 75-мм скатами и вооружение: 8-152-мм и 24-75-мм орудия. Общий вид этих крейсеров показан на рисунке. Они имеют три торпедных аппарата - один надводный и два подводных.
«Нови́ к» — русский бронепалубный крейсер 2 ранга, отличившийся в Русско-японской войне 1904—1905 гг. С 1905 года находился в составе японского флота под названием «Судзуя». Верфь «Шихау», Данциг. Строительство начато 29 февраля 1900г. Спущен на воду 2 августа 1900 г. Введён в эксплуатацию 1901 г. Выведен из состава флота затоплен экипажем в 1904 году.
«Боярин» — бронепалубный крейсер Российского императорского флота.
«Баян» — броненосный крейсер российского императорского флота.
Броненосный крейсер Баян защищен броневым поясом по ватерлинии толщиной 200 мм по середине 100 мм в носу; над ним 50 мм броневая палуба, а в корме 50-мм карапасная палуба, идущая от кормового траверза. Вооружение; 2-203-мм орудия в двух концевых башнях, защищенных 150-мм броней, 8-152 мм орудий в 60-мм каземате выше поясной брони в средней части, 20-75 мм орудии частью в каземате, а частью на палубе и 8-47-мм пушек.
Паллада — российский бронепалубный крейсер I ранга
Бронепалубный крейсер «Диана» на Малом Кронштадтском рейде
Броненосный крейсер Аврора. Верфь Новое Адмиралтейство. Строительство начато сентябрь 1896 года. Спущен на воду 11 мая 1900 года. Введён в эксплуатацию 16 июня 1903 года. Выведен из состава флота 17 ноября 1948 года. Современный статус корабль-музей (c 1957 года). Объект культурного наследия РФ № 7810388000
В нижеследующей таблице приведены сравнительные элементы рассмотренных выше крейсеров. Крейсер Боярин подобен Новику по бронированию и артиллерии, но имел скорость хода 22 узла, при мощности механизмов 11 500 л.с. По размерам он на 1, 6 м короче и на 0, 3 м шире последнего.
Затем в 1901—1903 гг. в Новом адмиралтействе закладывается крейсер Олег по типу Богатыря, на Невском заводе два крейсера Жемчуг и Изумруд (о днотипные с Новиком крейсера Жемчуг и Изумруд при той же мощности механизмов развили скорость хода только 24 узла ), в Николаеве крейсер Кагул, в Севастополе Очаков — оба по типу Б огатыря.
После русско-японской войны восстановление крейсерского флота началось заказом во Франции (1905 г.) броненосного крейсера Адмирал Макаров и закладкой однотипных крейсеров Паллада — на Галерном островке и Баян — в Новом адмиралтействе. В Англии (заводу Виккерс) был заказан броненосный крейсер Рюрик. В ряду современных им крейсеров соответствующего типа это были уже устаревшие корабли (за исключением Рюрика). Броненосный крейсер Адмирал Макаров. Порт приписки Кронштадт. Верфь З-д «Форж и Шантье» (Франция). Спущен на воду 25 апреля 1906 г. Введён в эксплуатацию 1908 г.
Крейсер Адмирал Макаров покрыт броневым поясом почти по всей длине ватерлинии (в корме карапасная палуба). Над броневым поясом 50-мм броневая палуба, а выше — два каземата; в верхнем расположены 152-мм и 75-мм орудия. Вооружение его состоит из 2—203-мм орудий в концевых башнях, 8—152-мм в забронированных 82-мм броней казематах, 22— 75-мм орудий частью в среднем каземате, частью на палубе, 4—47-мм пушек и двух подводных бортовых торпедных аппаратов. Недостатком крейсера можно также считать одноорудийные башни, сложность устройства которых не оправдывается их силой.
Крейсер Рюрик, водоизмещением 15 000 т, со скоростью хода 21 узел, имеет большую площадь забронирования, хотя из-за этого броневой пояс по ватерлинии несколько утонен (150 мм).
Рюрик — броненосный крейсер российского Императорского флота. Балтийский завод. Строительство начато 1905 г. Спущен на воду 1906г. Введён в эксплуатацию 1909 г.
Броневая 38-мм палуба имеет скосы к бортам. По силе артиллерии (4—254-мм орудия, 8—203-мм и 20—120-мм) и по толщине бронирования он не уступал современным ему английским броненосным крейсерам типа Minotaur. Однако последние имели преимущество в скорости хода на 2 узла. Это отчасти компенсировалось большей площадью забронирования надводного борта.
Кроме этих крейсеров в 1913 г. были заложены на новой верфи Ревельского Русско-Балтийского судостроительного общества два крейсера Светлана и Адмирал Грейг, а на Путиловской верфи (ныне завод им. т. Жданова) - Адмирал Бутаков и Адмирал Спиридов; в Черном море были заложены на Николаевском заводе крейсера Адмирал Лазарев и Адмирал Нахимов, а по программе 1914 г назначены к постройке еще два - Адмирал Истомин и Адмирал Корнилов. Это однотипные крейсера водоизмещением 6750 т, с легким бортовым поясом и палубной броней, вооруженные 12-152-мм орудиями. В Германии были заказаны два 4500-т крейсера: Муравьев-Амурский и Невельской со скоростью 27, 5 узла. Первые восемь во время войны не были достроены, а последние с начала мировой войны 1914 г. были достроены Германией для себя. После войны 3 крейсера были достроены (Червона Украина, Красный Кавказ и Красный Крым). Крейсер Светлана Тип «Светлана» — серия российских лёгких крейсеров 1910-х годов. Были спроектированы в 1907—1913 годах и предназначались для разведывательной службы при эскадре линкоров и совместных действий в качестве лидеров эскадр эсминцев. Отличались хорошим бронированием и мореходностью, но устаревшей схемой размещения артиллерии главного калибра. Всего в 1913—1914 годах было заложено восемь кораблей этого типа, по четыре для Балтийского и Черноморского флотов.
|