Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подводные лодки






 

 

Развитие строительства подводных лодок в России, после единичных неудачных попыток постройки их по проектам разных изобретателей относится к 1902—1903 гг. Используя накопившийся к тому времени опыт постройки лодок во Франции и США, Морское ведомство решило приступить к разработке своего проекта. Это дело было поручено Балтийскому заводу под руководством корабельного инженера И. Г. Бубнова и капитана 2 ранга М. П. Беклемишева. По этому проекту в 1903 г. была построена подводная лодка Дельфин водоизмещением 113/123 т с одним бензиномотором Даймлера и одним электромотором; скорость хода лодки 9/5, 5 узла, а вооружение состояло из двух бортовых решетчатых торпедных аппаратов системы Джевецкого.

«Дельфин» - российская подводная лодка начала XX века

 

Спуск на воду май 1903г. Выведен из состава флота 8 августа 1917 г. Тип корабля - малая подводная лодка

Водоизмещение, т надводное - 113, 0 подводное - 124 …135, 5
Длина Ширина Осадка 3, 66 2, 9
Скорость хода, узлы (надводная) 9 узлов (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения, м  
Тип СЭУ Бензин-электрическая, бензиновый двигатель 320 л.с., электромотор 138, 6 л.с., аккумуляторные батареи 50 элементов
Экипаж, чел 10-20
Вооружение 2 ТА, 2 торпеды

 

Затем Балтийским заводом был представлен проект лодки водоизмещением 140/177 т, с бензиновым мотором и электромотором; скорость хода-8, 5/5 узлов и вооружение 4 торпедных аппарата. По этому проекту было заложено в 1904 г. шесть подводных лодок типа Касатка. Они были покрыты поверх стальной обшивки деревянными досками и медными листами.

«Касатка» — российская подводная лодка начала XX века

 

Вместе с тем покупаются в США лодка Голланда (Фультон, переименованная в Сом) и Протектор Лэка (Осетр). Первая водоизмещением 105/122 т с бензиновым двигателем и электромотором, при скорости хода 9/6, 9 узла, была вооружена одним носовым трубчатым торпедным аппаратом. Вторая водоизмещением 153/187 т с 2 бензиновыми двигателями и 2 электромоторами развивала скорость хода 8, 5/6 узлов и вооружена 2 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами.

ПЛ типа «Сом». Тип «Holland-VIIR»

 

Обе эти лодки, так же как и первые четыре, построенные Балтийским заводом по типу Касатка и лодка Дельфин, были отправлены по железной дороге во Владивосток. По типу Голланда заказано Невскому заводу несколько лодок, а в Либаве собрано несколько американских лодок типа Протектор; по мере готовности они также отправлялись во Владивосток. Туда же была отправлена малая 14-т лодка Форель, чисто электрическая, подаренная Германией России.

 

В 1905 г. уже насчитывалось шесть подводных лодок в Балтийском море и четырнадцать в Тихом океане. Хотя эти последние лодки и не принимали участия в морских боевых операциях (по неподготовленности команды, малой автономности и ряду конструктивных недостатков, по причине спешности постройки - всего около 9 месяцев), но моральное их воздействие на японцев было несомненно. Этим можно объяснить отсутствие тесной блокады Владивостока. Одна подводная лодка Лосось типа Голланда была отправлена в 1908 г. в Черное море.

По типу Дельфин заказана лодка Минога водоизмещением 123/152 т, со скоростью хода 10/5 узлов и с двумя носовыми трубчатыми торпедными аппаратами.

Затем на основании опыта с малыми подводными лодками в 1905— 1906 гг. были заказаны: на Балтийском заводе лодка Акула по проекту И. Г. Бубнова и на Охтенской верфи Крейтона четыре однотипные лодки: Кайман, Крокодил, Аллигатор и Дракон по типу Протектора Лэка.

Акула и Рюрик в 1913 году

 

Торпедная подводная лодка. Обозначение проекта «Акула». Главный конструктор И. Г. Бубнов

Водоизмещение, т надводное - 370 подводное - 468
Длина Ширина Осадка 3, 73 3, 3
Скорость хода, узлы (надводная) 10, 6 узлов (подводная) 6, 3 узлов
Рабочая глубина погружения, м  
Тип СЭУ Дизель-электрическая. 3 дизеля по 300 л. с., 1 электродвигатель 300 л. с.
Дальность плавания. миль 1 000 - на 8 узл., 28 - на 3 узл. под водой
Экипаж, чел  
Вооружение 47-мм орудие, 2 носовых и 2 кормовых трубчатых ТА калибра 457 мм, 8 торпед, 4 внешних ТА калибра 457 мм, пулемёта

 

Первая водоизмещением 370/468 т, трехвинтовая, с тремя двигателями Дизеля завода Нобель и электромотором на среднем валу; скорость хода 11, 5/6, 5 узла, вооружение: 2 носовых, 2 кормовых и 4 бортовых торпедных аппарата (последние типа Джевецкого).

Вторые лодки водоизмещением 409/482 т, с двумя бензиновыми двигателями и электромоторами; скорость хода10, 4/7, 3 узла. Вооружение такое же, как у предыдущей лодки, но на 2 бортовых торпедных аппарата меньше.

 

В тот же период времени заводу Круппа в Германии заказываются три подводные лодки: Карп, Карась и Камбала по типу германских лодок; водоизмещение их 205/235 т, скорость хода 11/9 - узлов, вооружение — один носовой торпедный аппарат. Эти лодки, равно как и лодка Судак (типа Голланда) постройки Невского завода были закончены к 1908 г. и отправлены в Черное море.

 

Кроме того, в 1907 г. Металлическому заводу в Петербурге заказывается опытная лодка Почтовый по проекту Джевецкого (134/146 т 11, 4/6, 2 уз) с единым типом двигателя, состоящего из двух бензиномоторов. Вооружение ее состояло из четырех бортовых торпедных аппаратов.

Постройка лодок Акула, Минога и типа Кайман задержалась до 1910 г. На первых двух лодках впервые были установлены двигатели Дизеля 240—300 лс. С того времени и на старых лодках бензиномоторы постепенно заменяются дизелями.

 

После русско-японской войны интенсивное и поспешное строительство подводных лодок, вызывавшее в дальнейшем ряд переделок, прекратилось. Опыт плавания действующих подводных лодок приводит к необходимости постройки более крупных мореходных лодок с большим районом действия и усилением вооружения, включая также постановку пушек. Разнообразие типов лодок, оправдываемое периодом искания, но затруднявшее группировку их в дивизионы, прекращается. Лучшими признаются лодки Акула и типа Голланда и намечается их дальнейшее развитие.

С 1911 г. начинается новый период строительства подводных лодок на заводах Балтийском, Невском (и на их отделениях в Николаеве), на заводе Ноблесснер в Ревеле и Наваль в Николаеве. Дизеля для них заказываются в Германии и частью на заводе Фельзер в Риге.

Отделению Балтийского завода в Николаеве заказываются три лодки: Морж, Тюлень и Нерпа по проекту И. Г. Бубнова, а отделению Невского завода там же — три лодки: Нарвал, Кит и Кашалот по типу Голланда. Это первые в русском флоте мореходные лодки, предназначенные для военных действий в открытом море. У прежних лодок район плавания полным надводным ходом не превышал 600 миль (только у лодки Акула 900 миль). У новых он доходит до 2400—3000 миль, при подводном полном ходе район плавания остается в тех же пределах 30 миль, и только у лодок типа Голланда он повышается до 50—70 миль. Лодки типа Нарвал имели двойной корпус в средней части, остальные однокорпусные.

Лодки типа Морж (630/758 т 10, 8/7, 8), вооружены 2 носовыми торпедными аппаратами, 2 кормовыми и 8 бортовыми системы Джевецкого. Лодки типа Нарвал (621/994, 13/11, 3) предыдущих на четыре бортовых аппарата меньше. С начала мировой войны двигатели для них, заказанные в Германии, не могли быть получены; поэтому на первых были поставлены двигатели Дизеля меньшей мощности, снятые с Амурских канонерских лодок, а на вторых установлены американские двигатели, доставленные через Владивосток.

Для Балтийского моря в 1912 г. было заказано 6 подводных лодок типа Барс (по типу Морж, с увеличением размеров) Балтийскому заводу, а заводу Ноблесснер в Ревеле 12 таких же лодок (650/780, 12/7, 7). Торпедное вооружение такое же, как на типе Морж. Кроме того, установлена артиллерия: 2—57-мм пушки, 1—37-мм и 1 пулемет. Ввиду задержек на заводе Ноблесснер три лодки были переданы для достройки на Балтийский завод, в том числе Ерш — подводный минный заградитель, имевший только 2 носовых торпедных аппарата и 42 мины заграждения в кормовых трубах.

Инициатива постройки подводных минных заградителей принадлежала России, — первым заградителем был Краб по проекту инженера Налетова, заказанный заводу Наваль в Николаеве и после длительных испытаний законченный в 1915 г.

Первый в мире подводный минный заградитель — подводная лодка «Краб» (Россия, 1912).

 

При водоизмещении 512/722 и скорости хода 11, 8/7, 1 узла, двух носовых и двух бортовых решетчатых торпедных аппаратах, он вмещал 60 мин заграждения.

 

В начале 1914 г., ввиду усложнившейся политической обстановки, была приобретена у завода Фиат в Специи подводная лодка водоизмещением 1260/313 т с двумя дизелями и электромоторами. Этим было предупреждено приобретение ее Турцией. Кроме того, в США куплено 6 лодок типа Голланда (355/434 т, 13/10, 5), вооруженные 4 носовыми трубчатыми торпедными аппаратами. Эти лодки собирались на Николаевском отделении Балтийского завода.

В 1915 г. тому же отделению, а также заводу Наваль было заказано еще 6 подводных лодок типа Барс. Эти лодки не были достроены, В том же году был объявлен конкурс на постройку подводных лодок в 940 т. Были выбраны проекты И. Г. Бубнова, Голланда и завода Фиат в Специи. Двигатели Дизеля для них предполагалось заказать заводу Нобель в Петрограде, Харьковскому паровозостроительному заводу, а часть на заводах США.

В общем, к 1916 г. в состав военно-морского флота России, кроме транспортов, учебных, вспомогательных и портовых судов, входили нижеследующие корабли как плавающие, так и строящиеся.

 

Класс кораблей Число Из них
Достраивающиеся на плаву В постройке
Линейные корабли: а) дредноутного типа б) додредноутного типа Линейные крейсера Крейсера Эскадренные миноносцы Миноносцы Подводные лодки Заградители Тральщики Канонерские лодки Речные канонерские лодки     - - - - -   - - - - - -
Итого      

 

 

Для сравнения ниже приведена таблица состояния военных флотов главнейших государств к тому же времени.

 

Класс кораблей Англия (кроме колоний) Франция Германия Италия США Япония
Линейные корабли:   а) дредноутного типа б) додредноутного типа   Линейные крейсера Крейсера   Эскадренные миноносцы и миноносцы Подводные лодки   Заградители Тральщики Канонерские лодки и речные канонерские лодки               -               -   -       -   -       - -         -
Итого            

 

 

Примечание. В число линейных кораблей включены броненосцы до постройки дредноутов и броненосцы береговой обороны. У Японии также прежние русские корабли, отремонтированные после русско-японской войны. Число заградителей и тральщиков не может быть точно фиксировано. Строящиеся корабли включены в общее количество.

 

Ход развития русского военного кораблестроения, в отношений выработки типов кораблей, за немногими исключениями, зависел от английских и французских образцов. Что касается разработки вопросов кораблестроительной науки, то в этом деле русская научно-исследовательская и техническая мысль внесла много нового и своеобразного. В начале появления паровых кораблей в военном флоте корабельные инженеры Попов (отец адмирала, предложившего «поповки») и Бурачек в целях увеличения скорости хода кораблей применяют прогрессический и параболический способ вычерчивания теоретического чертежа корабля. Известный своими работами в области исследования ходкости кораблей инженер-механик В. И. Афанасьев дает формулу для определения мощности механизмов корабля.

В основанном по мысли известного ученого Менделеева опытовом судостроительном бассейне по испытанию моделей кораблей начал работу корабельный инженер Грехнев, собравший много материалов и подготовивший возможность производства дальнейших исследований. Русскими корабельными инженерами была выработана система конструкции корпуса корабля, увеличивавшая его продольную крепость. Профессор Военно-Морской академии И. Г. Бубнов в период 1898— 1908 гг. разрабатывает методы строительной механики корабля, а также проектирует основные типы русских подводных лодок. Особенно глубокий след почти во всех отраслях военной кораблестроительной техники имеют труды и личная деятельность профессора Военно-Морской академии А. Н. Крылова. Его научные труды по теории корабля составили эпоху и позволили нашему кораблестроению стать независимым в этих вопросах от иностранной техники. Им практически разработаны схемы основных кораблестроительных расчетов, дана классическая теория качки корабля, выработаны таблицы непотопляемости корабля и ряд других работ. Кроме того, занимая ответственные должности по военному кораблестроению, А. Н, Крылов способствовал усовершенствованию качеств русских боевых кораблей. Он предложил еще в 1902 г. меры для выравнивания крена и диферента корабля после получения им пробоины во время боя. Это достигалось не откачиванием воды из поврежденных отделений, а, наоборот, затоплением специальных пустых отсеков, используя запас плавучести корабля. Для облегчения выбора отсеков, подлежащих затоплению, были даны таблицы непотопляемости, которыми пользуются и в настоящее время.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал