Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Орг-ционные основы фин-вого контроля, формы и методы его проведения.
Фин-вый контроль(ФК) - это сов-сть действий и операций закон-ных и испол-ных органов, а также специально созданных контролирующих органов по проверке фин-вой деят-ти всех экон-ких субъектов, в лице гос-ва, пред-тий, учреждений и орг-ций. Цель в оперативном получении полной и достоверной инф-ции о возможных откл-ях и нарушениях в процессе упр-ния финансами на макро- и микроуровне для своевр-ого принятия адекватных управ-ких решений. Задачи: Содействие сбаланс-ти между потребностью в фин-вых ресурсах и размерами ден-х д-дов и фондов н/х; обеспечение своевр-ти и полноты выполнения обяз-в перед гос-ным бюджетом; выявление внутренних резервов роста фин-вых ресурсов. Объектом явл. ден-ые, распред-ые процессы при форм-нии и испол-нии фин-вых ресурсов, в т.ч. в форме ден-х средств на всех уровнях и звеньях н/х. В качестве субъекта выступают спец-но уполномоченные органы (гос. контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйст-ния и органах гос. власти и местного самоупр-ния; негос-ные специал-ные орг-ции), а также квалиф-ные спец-ты, осущ-ющие свою контр-ную деят-ть в соот-вии с закон-ством. Осн. принципы фин-вого контроля: Пр-п законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соот-вии с его целями и задачами. Пр-п независимости органов ФК (орг-ционная, функциональная, фин-вая) гарантируется действующим закон-ством. Под пр-ипом объективности понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деят-ть субъекта хозяйст-ния, обоснованность выводов по рез-там контрольных мероп-тий. Пр-п гласности предполагает общедоступность реу-тов ФК при соблюдении устан-ных норм и правил, касающихся гос-ной и комм-кой тайны. Пр-п ответ-сти предполагает добросовестное отн-ние сотрудников органов ФК к своим должностным обяз-тям. Реализация пр-па разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деят-ти органов ФК. Пр-п с-мности означает единство правовой базы, уст-ние периодичности в проведении тех или иных фин-вых контрольных мероп-тий. В завис-ти от субъектов осуществления ФК, выделяют след. виды контроля: 1) общегос-ный –проводится органами гос. власти. Главная цель обеспечить интересы гос-ва и общества по поступлению д-дов и при расх-ние гос. средств. 2) ведомст-ный- осущ-ется контрольно-ревизионными упр-ниями, др. структурами министерств, охватывает деят-ть подотчетных им пред-тий, учр-ний и орг-ций.3)внутрихоз-ный - проводится эк-ими и фин-выми службами пред-тий и орг-ций.Объект контроля- хоз-ная и фин-вая деят-ть; 4)общественный – осущ-ют внеправительские орг-ции, объект контроля зависит от стоящих перед ними задач; 5) независимый - проводится спец-ыми органами и ауд-ими фирмами и др. службами. Формы ФК: а) предварительный осущ-ется на стадии смет д-дов и р-дов, проектов бюджета, учред-ых док-тов. б) текущий в процессе выполнения фин-вых планов, в ходе хоз-ной деят-ти. в) последующий после завершения отч-ого периода. Методы ФК: а) проверка – по отд-ным вопросам на основе отчетных балансов и др. р-дных док-тов (выявл. нарушения и намечаются мероп-тия по их устранению); б) Обследование охватывает отд-ные стороны деят-ти пред-тий, но в отличие от проверки по более широкому кругу показателей и опр-ет фин-вое положение хозяй-ных органов. Перспективы развития, необх-мости реорг-ции, переориентации пр-ва; в) анализ должен быть с-мным, он опр-ется по периодической и годовой отч-ти. Анализируя уровень выполнения, соблюдения норм расх-ния средств, фин-вого состояния и обеспечения соб-ным капиталом и эф-ти его исп-ния; г) ревизия - проверка хоз-ной деят-ти за отч-ный период. Деят-ть органов ФК в РФ осущ-ется в соот-вии с уст-ными нормами права, осн-ыми источ-ми кот-ого явл.: Конст-ция РФ, ГК РФ, БК РФ, НК РФ, ФЗ и законы суб-в РФ, закон-ные акты органов местного самоупр-ния, подзаконные норм-ные правовые акты. Счетная палата РФ явл. постоянно действующим фед-ным органом гос-ного ФК. Осн-ной задачей явл. осуществление внешнего контроля за исполнением фед. бюджета. Мин. Фин. РФ непосредственно не явл. органом, осущ-ющим гос-ный ФК, оно осущ-ет координацию и контроль деят-ти находящихся в его ведении фед-ных служб. Фед-ная налоговая служба осущ-ет контроль за соблюдением нал-ого закон-ства, правильностью исчисления, полнотой и своевр-тью уплаты налогов и других обяз-ных платежей, несет ответ-сть за выработку и проведение нал-ой политики с целью обеспечения своевр-ого поступления в бюджеты всех уровней и в гос-ные внеб. фонды в полном объеме налогов и др. обяз-ных платежей. Фед-ная таможенная служба наделена спец-ыми полномочиями по осущ-нию своих функций как в сфере там-ого дела, так и в связанных с ней областях. Фед-ная служба фин-во-бюджетного надзора осущ-ет функции по контролю и надзору в фин-во-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Фед-ная служба страхового надзора осущ-ет контроль и надзор в сфере страховой деят-ти. Валютный контроль в РФ осущ-ется ЦБ РФ и Прав-вом РФ по след-им направлениям: опр-ние соотв-вия проводимых валютных операций действующему закон-ству и наличия необх-мых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обяз-в в инос. валюте перед гос-вом и.тд. Фед-ное казначейство РФ осущ-ет контроль за: • непревышением лимитов бюджетных обяз-в над утвер-ными лимитами; • непревышением кассовых р-дов, осущ-емых получателями средств фед-ного бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обяз-в и (или) бюджетными ассигн-ми ит.д. Фед-ная служба по фин-вому мониторингу осущ-ет функции по противодействию легализации (отмыванию) д-дов, полученных преступным путем, и финанс-нию тер-зма; и координирует деят-ть в этой сфере иных фед-ных органов испол-ной власти Негос-ный фин-вый контроль включает в себя: ауд-кий контроль, внутрихоз-ный фин-вый контроль и общественный контроль. Ауд-кий контроль пред-яет собой деят-ть, осущ-емую ауд-ими орг-циями и инд-ными ауд-ами по независимой проверке бух. (фин-вой) отч-ти аудируемого лица. Целью аудита явл. выражение мнения о дост-сти бух. (фин-вой) отч-ти. Внутрихоз-ный контроль в РФ осущ-ется: органами упр-ния (советом дир-ров); админ-ией орг-ции; спец-анными службами (внутреннего аудита, внутреннего контроля) или работниками, в чьи должностные обяз-сти входит осущ-ние контроля. Общ-ный контроль в РФ осущ-ется в различных сферах деят-ти, в сфере образ-ния, сфере соц-ного стр-ния и пенсионного обеспечения. Участие общества в упр-нии осущ-ется путем создания попечительских советов, деят-ть кот-ых позволяет обеспечить приток, напр., в образ-ание допол-ых фин-вых, матер-ых, кадровых ресурсов.
|