Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансы огр-ций, осуществляющихНеком-скую деят-сть.
В Гражданском кодексе РФ неком-скаяогр-ция -огр-ция, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деят-сти и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Неком-скиеогр-ции создаются для достижения соц-ых, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и огр-ций, разрешения споров и конфликтов, оказания юр. помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Финансы Неком-ских огр-ций — это отношения, связанные с форм-нием и исп-нием фин. ресурсов огр-ций для достижения целей деят-сти, предусмотренных в уставе огр-ции. При этом Неком-скаяогр-ция может выполнять 1 или несколько видов деят-сти, не запрещенных закон-ством РФ и соотв-ющих целям деят-стиогр-ции. Предпр-льскуюдеят-стьНеком-скаяогр-ция может осущ-ять лишь в целях, ради кот.она создана. Неком-скиеогр-ции могут создаваться в различных огр-ционно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных или религиозных огр-ций (объединений), финан-мых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, объединений юр. лиц (ассоциаций и союзов), Неком-ских партнерств, автономных Неком-скихогр-ций и других формах, разрешенных законодательством. Разная огр-ционно-правовая форма Неком-скихогр-ций, получающих бюджетное финанс-ние, опр-яет и различные формы предост-ния бюджетных ср-ств. Для Неком-скихогр-ций, созданных в форме бюджетного учреждения, закон-ство предусматривает единственную форму финанс-ния — ассигнования на содержание бюджетных учреждений. Неком-скимогр-циям иных огр-ционно-правовых форм (общ-ные, религиозные огр-ции, фонды), бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими фед. целевых программ в форме субсидии. Отношения Неком-скихогр-ций с другими огр-циями и физическими лицами (учредителями, пайщиками, членами Неком-скихогр-ций, благотворителями, гран-тодателями, а также потребителями услуг, оказываемых на платных началах) опосредуют форм-ние внебюджетных источников доходов — взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осущ-нияпредпр-ской и иной приносящей доход деят-сти. Фин-ые ресурсы неком-скихогр-цийпредставл. собой сов-стьден. доходов, поступ-ний и накоплений, исп-емых на текущ. содержание и расш-ниедеят-сти этих огр-ций. Исп-ние только бюджетных средств для бесплатного предоставления соц. значимых услуг невозможно в силу огран-сти бюджетных ресурсов. Поэтому в рын.эк-ке широко применяется практика рационирования потребления бесплатных услуг. Принципы форм-ния и исп-ния фин. ресурсов Неком-скихогр-ций зависят от методов их хозяйст-ния. Для бюдж-ых учреждений осн. методом ведения хозяйства явл-сясметноефинанс-ние. Осн-ми принципами при сметном финанс-нии являются: -определение объема бюдж.ассиг-ний на основе норм-ния отдельных видов расходов; -целевое назначение бюджетных ассиг-ний в соответствии с кодами бюджетной класс-ции; -строгая регламентация бюджетных средств по назначению и вр.; -выделение бюджетных ассиг-ний в меру выполнения оперативно-сетевых пок-лей деят-сти учреждения и с учетом исп-ния ранее отпущенных средств; -контроль за обоснованным планированием ассигнований и рациональным и экономным исп-нием средств. Однако в усл-яхогран-стибюдж-ых ср-ствформ-ние фин.рес-овбюдж-ых учреждений производится путем сочетания принципов сметного финанс-ния и самоокупаемости. Принципы самоокупаемости, являются: -форм-ние финансовых ресурсов, гл. образом, за счет внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, членских взносов, и др.), состав кот.опред-тся целями и задачами деят-стиогр-ции, сформулированными в ее учредительных документах; -исп-ние бюдж. средств, гл. образом в виде субсидий, предоставляемых огр-ции на расширение ее деят-сти либо получателям услуг, а также в виде бюджетных ассиг-ий в рамках соц. значимых программ; -форм-ние выручки на основе кол-ва предоставленных услуг и цен на них; -большая сам-сть в распределении доходов (за искл-ем бюдж. средств) по видам расходов в пределах общей суммы доходов и их исп-нии; -покрытие за счет выручки от реал-ции продукции (раб., усл.) и целевых поступлений всех затрат и форм-ние целевых фондов после уплаты налогов в соответствии с действующим закон-ством. Основными источниками фин-ых ресурсов бюджетных учреждений являются: -бюджетные асс-ния, пред-мые из бюджетов разных ур-ней (фед., субъектов РФ и местных), в разрезе отдельных видов расходов, опр-ных бюджетной класс-цией; -поступления от оказания платных услуг населению. -выручка от реал-ции продукции собственного производства, покупных товаров и обор-ния, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия; -выручка от реал-цииосн. средств и сдачи им-ва в аренду и субаренду; -выручка от оказания посреднических услуг; -доходы от долевого участия в деят-сти других учреждений и огр-ций; -доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним; -доходы от иных внереализационных операций (курсовых разниц при операциях с ин. Валютой и др.); -добровольные взносы учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан. Направления исп-ния финансовых ресурсов, независимо от источника их образования (бюджетных либо внебюджетных средств), определяются в строгом соответствии с подразделениями экономической классификации расходов Бюджетной классификации РФ, устанавливающими конкретные цели расходования средств. Все расходы делятся на две основные группы: текущие и капитальные расходы. В первую группу входят расходы на оплату труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог, уплачиваемый в государственные внебюджетные фонды), приобретение продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря, расходы на командировки и служебные разъезды, оплата различных видов услуг (коммунальных, транспортных, услуг связи и др.), выплата стипендий и т.д. Во вторую группу включаются затраты на капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования и инвентаря и т.д.
42. Государственные внебюджетные фонды: сущность, порядок формирования и использования. Внебюджетные фонды. Необходимость создания гос-х внебюд-х фондов, принципы их функционирования. Гос-е внебюд-е фонды – это гос-е фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами гос-й власти РФ и предназначенные для расходов: - на социальное обеспечение по возрасту; - социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; - охрану здоровья и получение бесплатной медиц-й помощи. Спецификой внебюд-х фондов является четкое закрепление доходных источников и строго целевое использование средств. В состав гос-х внебюд-х фондов РФ входят: Пенсионный фонд РФ, фонд соц-го страхования РФ, федеральный и территор-е фонды обязательного медиц-го страхования. Принципы: 1) всеобщность - охватывает всех граждан, независимо от национальности, пола, веры; 2) общедоступность - многообразие видов социального обеспечения; 3) гласность, демократический характер; 4) необлагаемость налогами. Источниками фин-я гос-х социальных гарантий населению в условиях разграничения предметов ведения разных уровней гос-й власти в РФ: Федеральный бюджет: - содержание учреждений соц-й сферы, находящихся в федеральной собственности; - пенсионное обеспечение. Совместное финансирование из федерального бюджета, субъектов РФ и местных бюджетов: социальная защита населения; - образование; - здравоохранение; - культура, - СМИ; Бюджеты субъектов РФ: - содержание учреждений и организаций социальной сферы, находящихся в ведении субъектов РФ; - обеспечение деятельности СМИ; Местные бюджеты: - содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, находящихся в муниципальной собственности; - жилищно-коммунальное хозяйство. Гос-е пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование. Гос-е пенсионное обеспечение – ежемесячная выплата пенсий гос-м служащим; военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) в зависимости от стажа гос-й службы или выслуги лет. Данный вид пенсий выплачивается из федерального бюджета. Обязательное пенсионное страхование - назначение и выплата негос-ми пенсионными фондами накопительной части трудовой пенсии за счет страховых взносов работодателей и граждан, осуществляющих индивидуальную деятельность, по условиям договоров об обязательном пенсионном страховании, заключенных между застрахованными лицами и негос-ми пенсионными фондами. Доходы и расходы Пенсионного фонда РФ Доходы бюджета складываются из поступлений страховых взносов; средств федерального бюджета, передаваемых в ПРФ в соответствии с законод-м РФ; доходов от размещения временно свободных средств; доходов от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; сумм недоимки, пений и фин-х санкций; добровольных взносов юр. и физ. лиц. Расходы идут на выплату гос-х пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потери кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от полутора до 6 лет; одиноким матерям; на детей, инфицир-х вирусом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Изменение доходов и расходов Пенсионного фонда РФ в условиях внедрения накопительных элементов пенсионной системы Трудовая пенсия по старости состоит из 3х частей: базовой (гарант-ся гос-м), страховой (зависит от рез-ов труда человека) и накопительной (формируется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Граждане могут увеличить буд. пенсию вступив в Программу гос-го софинансирования. Если гражданин в накопительную часть своей буд. пенсии перечислит от 2 тыс. до 12 тыс. руб. в год, то гос-во внесет на его счет в ПРФ такую же сумму. Еще одной формой соц. поддержки гос-м населения является выплата материнского капитала. Материнский капитал – мера гос-й поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 года появился второй ребенок. Материнский капитал можно использовать на покупку или строительство жилья, на образование детей, на увелич-е буд.пенсии мамы. Переход с 1 января 2010 года на новую систему формирования доходов ПРФ и использование в 2011-2014 гг. пониженных тарифов страховых взносов приведут к снижению поступлений в бюджет ПРФ. В 2010 г. выпадающие доходы бюджета ПРФ компенсировались за счет межбюд-х трансфертов из федерального бюджета. Особенности управления средствами Фонда соц-го страхования РФ Обязательное соц-е страхование - система создаваемых гос-м правовых, эконом-х и организ-х мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а также иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, необходимости получения медиц-й помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных страховых рисков, подлежащих обязательному соц-му страхованию. Обязательное соц-е страхование осущ-ют страховщики. Средства обязательного соц-го страхования являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответ-х уровней других фондов и изъятию не подлежат. Основной задачей ФФСС является выплата страхового обеспечения по след.видам соц.страховых рисков: - необ-ть получения мед.помощи; временная нетрудоспособность; - трудовое увечье и профессион-е заболевание; - материнство; - инвалидность; - наступление старости; - потеря кормильца; - признание безработным; - смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. Субъектами явл. страхователи, страховщики, застрахованные лица. Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обяз-го соц.страхования явл: - страховые взносы; - дотации, другие средства фед. бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусм-х закон-м РФ; - штрафные санкции и пеня; - ден.средства, возмещаемые страховщиком в рез-те требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; - доходы от размещения временно свободных денежных средств обяз-го соц-го страхования; - иные поступления, не противоречащие законод-ву РФ. Доходы и расходы Федерального фонда обяз-го мед-го страхования Обязательное медицинское страхование - составная часть гос. соц. страхования, обеспечивающая всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Фин.средства ФОМС находятся в гос-й собственности РФ, не входят в состав других фондов и изъятию не подлежат. Доходы бюджета ФФОМС формируются за счет: - поступления страховых взносов (с 2001 по 2009г. – поступления ЕСН); - поступления недоимки, пени и штрафов; - суммы процентов, начисленных на остатки средств на счетах ФФОМС; - средств фед.бюджета, передаваемых ФФОМС на реализацию мер соц. поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами. Расходы идут на: - оплату мед.услуг, предоставляемых гражданам; - фин-е целевых мед. программ; - проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан; - подготовку и переподготовку специалистов; - развитие мед. науки; - улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и др.цели. Финансовые механизмы гос-х гарантий медицинского обслуживания населения Финансовый механизм ОМС представлен следующим образом: а) механизм формирования финансовых ресурсов ОМС; б) механизм планирования объемов медицинской помощи (программа госгарантий); в) механизм распределения финансовых ресурсов между участниками системы ОМС; г) механизм обеспечения финансовой устойчивости.Целью реформирования системы ОМС является обеспечение гарантированной оплаты медицинским организациям мед. помощи, бесплатно предоставленной гражданам в рамках базовой программы ОМС. 43. Фед. бюджет, его основные характеристики, состав доходов и расходов. Фед. бюджет, его роль в фин-м обеспечении полномочий федеральных органов гос-й власти. Федеральный бюджет - финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения гос-х функций.С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт — закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной власти. Фед-й бюджет является главным средством перераспределения национального дохода (НД) и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования эконом-го развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. Основные хар-ки фед. бюджета по законодательству РФ - распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; - размеры несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах; - общий объем расходов федерального бюджета в целом. Состав доходов федерального бюджета Доходы бюджета – ден. средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соот-и с действующим в стране бюд-м и налог-м законодательством, в распоряжение органов гос-й власти и местного самоупр-я. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов. К налоговымдоходам, относятся фед-е, регион-е и местные налоги и сборы, пени и штрафы. Федеральные налоги и сборы: 1) Налог на добавленную стоимость 2) акцизы 3) налог на доходы физ. лиц 4) налог на прибыль организаций 5) налог на добычу полезных ископаемых 6) водный налог 8) гос-я пошлина. Неналоговые доходы формируются за счет: - доходов от использования имущества; - доходов от продажи имущества; - части прибыли унитарных предприятий. В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физ. и юр. лиц, международных орг-й и правительств иностранных государств. Нефтегазовые доходы фед-го бюджета используются для фин-го обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда нацио-го благосостояния. К ним относятся доходы фед-го бюджета от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; на газ природный; пошлин на товары, выработанные из нефти. Нефтегазовый трансферт - часть средств фед-го бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита фед-го бюджета за счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда. Расходы федерального бюджета, факторы влияющие на их состав Расходы бюджета – это затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Выделяют: 1. Текущие расходы – обеспечивают финансирование текущей деят-ти органов гос-й власти, органов местного самоуправления, бюд-х учреждений: расходы на товары и услуги, выплаты процентов, субсидии и текущие трансфертные платежи. Расходы на товары и услуги – это все платежи органов гос-го управления, связанные с выплатой з/п, начислениями на з/п, приобретение товаров и услуг. Выплаты процентов -платежи за пользование заемными денежными средствами. Субсидии и другие текущие трансфертные платежи - все безвозмездные, безвозвратные гос-е платежи, предназначенные для текущих целей. Примером субсидии явл. субсидии нефин. гос-м предприятиям. Текущие трансфертные платежи - одна из форм перераспределения бюджетных средств. Подразделяются на выплаты процентов по гос-му долгу, выплаты на соц. нужды (пенсии, пособия), субсидии частным предпринимателям (напр., внедрение в производство новых технологий). 2. Капитальные расходы – платежи с целью оплаты приобретенных капитальных активов, земли, нематериальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров (т.е. это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность). Основные расходы идут на: - обслуживание гос-го долга (20%), национальная оборона (19, 0%), фин-я помощь бюджетам др.уровней (15, 6%). Также на обеспечение деятельности президента РФ и др. органов власти; - осуществление международной деятельности; - содействие научно-техническому прогрессу; - ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба и др. Выделяют 3 состояния бюджета: дефицитное (превыш. расходов над доходами), профицитное (превыш. дох. над расх.) и сбалансированное (расходы полностью обеспечиваются доходами). Принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов. Резервный фонд в составе федерального бюджета, его значение Резервный фонд - часть средств федерального бюджета, подлежащих учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Фонд национального благосостояния, его назначение После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национ-го благосостояния, кот. пред-т собой часть средств фед. бюджета, подлежащих учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности бюджета ПФ РФ. Фонд формируется за счет: нефтегазовых доходов фед. бюджета и доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. Полномочиями по управлению средствами Резервного фонда и Фонда национ-го благосостояния наделен Минфин РФ. Дефицит федерального бюджета и источники его финансирования В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом. Внутренними источникамифин-я дефицита бюджета явл.: средства, полученные от кредитных организаций; гос-е займы, осущ-е путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов иных уровней бюд-й системы страны. К внешним источникам фин-я дефицита бюджета относятся: гос-е займы, осущ-е в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, юр. лиц и международных фин-х организаций в иностранной валюте. Доходы федерального бюджета за 2012 год составили 12, 858 трлн руб. Расходы – 12, 871 трлн рублей. Дефицит в размере 27 миллиардов рублей. По состоянию на 1 января 2013 года объем Резервного фонда РФ составил 1, 886 трлн рублей, Фонда национального благосостояния – 2, 7 трлн рублей. Дефицит федерального бюджета РФ в I квартале 2013г. составил 141, 06 млрд руб., или 0, 9% от ВВП. Доходы бюджета за I квартал 2013г. составили 3 трлн 100, 8 млрд руб. (20, 8% от ВВП), расходы - 3 трлн 241, 86 млрд руб. (21, 8% от ВВП).
|