Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткие теоретические сведения. Как известно, основное место в системе маркетинга занимает товар, т.е
Как известно, основное место в системе маркетинга занимает товар, т.е. все то, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Любая из концепций маркетинга выделяет упаковку, рассматривая ее неотъемлемым элементом, входящим в систему маркетинга. Более того, упаковка в настоящее время является самым массовым видом продукции, с ней приходится сталкиваться ежедневно. Использование функциональной и эффектной упаковки позволяет обеспечить существенный прирост продаж товаров, с уменьшением затрат на проведение других маркетинговых мероприятий, в частности, рекламных акций. Благодаря удачному дизайну упаковка может привлечь внимание потенциальных покупателей, позволяя ознакомиться с основными потребительскими свойствами и характеристиками товара, помогая выбрать товар. Кроме того, упаковка может подчеркнуть внешний вид товара, создать удобства в его потреблении, выделить товар из ряда аналогичных, позволяя его быстро найти, как на полках магазина, так и на складе. Хорошая упаковка может оказаться для потребителей дополнительным удобством, для производителей – дополнительным средством стимулирования сбыта товара, для транспортных организаций – удобным средством логистических операций. Кроме того, вид и состояние упаковки являются показателями культуры производства и торговли. С другой стороны, упаковка составляет значительную часть отходов, образующихся на производстве и, особенно, в быту, а расходы производителей на упаковку постоянно растут. Увеличению использования упаковки, особенно для потребительских товаров, способствуют следующие факторы: - развитие сети гипермаркетов, в которых упаковка начинает выполнять ряд функций розничной торговли, становясь «немым продавцом»; - рост уровня достатка потребителей, которые согласны заплатить дополнительно за удобную, практичную упаковку; - появление новых упаковочных материалов и технологий упаковки; - разработка новых форм и стилевых решений (дизайна) упаковки. Проходя стадии от производства до конечного потребления, упаковка выступает одним из важнейших условий формирования конкурентоспособности товара и сохранения его потребительских свойств, при этом функции упаковки начинают формироваться уже с самого начала производства товара. Их действие распространяется на весь путь следования товара от производителя до склада, оптового или розничного магазина. Упаковка перестает выполнять свои функции в тот момент, когда покупатель вынимает из нее товар и уничтожает (возвращает) ее. До тех пор, пока упаковка не уничтожена, она может выполнять ряд маркетинговых функций, о которых будет отмечено ниже, а также использоваться потребителем, не предусмотренным производителем образом. Поэтому упаковка становится неотъемлемым элементом жизнедеятельности общества и заслуживает отдельного изучения с точки зрения определения ее соответствия важнейшим функциям. Обычно различают маркетинговые и логистические (производственно-торговые) функции упаковки. Важнейшие маркетинговые функции упаковки, в большей степени относящиеся к потребительским товарам: 1. Защитная функция (protection function) - функция сохранения качества и количества товара. Иногда эту функцию называют основополагающей, хотя она в большей степени относится к производственно-товароведческим функциям, чем к маркетинговым. Упаковка должна защищать товар от возможных повреждений, обеспечивать неизменность его потребительских свойств в течение определенного времени при заданных условиях транспортирования и хранения. 2. Исполнительная функция (performance function) - функция формирования качества товара. Конструктивные особенности упаковки должны обеспечивать удобство пользования товаром, максимально удовлетворять потребности покупателя. Дизайн упаковки должен формировать в глазах потребителя образ качественного товара. 3. Коммуникационная функция (communication function) - функция формирования спроса на товар. Упаковка должна привлечь внимание потенциального покупателя, сформировать определенный имидж товара. Для этого на упаковке используют элементы рекламного оформления — соответствующее цветовое решение, подбор шрифта, лозунги и т.д. 4. Идентифицирующая функция (identification function) - функция идентификации товара. Упаковка должна обеспечить возможность потребителю увидеть товар до того, как он его приобретет. Это возможно в случае использования прозрачных упаковочных материалов, а также при использовании специальных «окошек», т. е. прозрачных элементов. 5. Информационная функция (informative function) - функция предоставления информации о товаре. Размещенная на упаковке маркировка со всеми её реквизитами должна обеспечивать потенциальных потребителей необходимыми и достаточными сведениями о товаре, его качестве, составе, сроках годности, способах эксплуатации и т.д. 6. Стимулирующая функция (promotional function) - функция стимулирования сбыта товара. Использование упаковки или ее частей при проведении разнообразных рекламных акций, размещение в упаковке ценных подарков или выигрышных купонов, используемых затем при проведении конкурсов и розыгрышей призов или обеспечивающих определенные льготы при приобретении товара, позволяет уменьшить затраты на другие мероприятия стимулирования сбыта. 7. Исследовательская функция (research function) - функция маркетинговых исследований. Для производителя всегда важна обратная связь со своими потребителями. Установлению такой связи способствует размещение на упаковке подробной информации о производителе (адрес, контактные телефоны, ссылка на сайт в интернете и т.д.), а также размещение в упаковке различных вкладыши в виде анкет, опросных листов и т.п. Использованная и выброшенная упаковка также может служить источником информации для пытливого маркетолога. 8. Функция мерчендайзинга (merchandising function). Несомненно, упаковка должна быть удобной для сферы торговли, как в случае оптимизации выкладки товаров на стеллажах и полках, так и в случае складских и других логистических операций.
|