![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткие теоретические сведения. В соответствии с ГОСТ 17527-2003 потребительская тара – предназначенная для упаковывания и доставки продукции потребителю.
В соответствии с ГОСТ 17527-2003 потребительская тара – предназначенная для упаковывания и доставки продукции потребителю. К важнейшим типам потребительской тары относятся:
БУТЫЛКА (вместимость от 20 до 5000 см3) – тара, имеющая цилиндрический корпус, переходящий в узкую горловину, предусмотренную для укупоривания, с плоским или вогнутым дном. Верхняя часть горловины бутылки называется венчиком (рис. 1). Рис. 1. Бутылки. 1 – венчик; 2 – горловина; 3 – корпус; 4 – дно.
Бутылки служат для упаковывания пищевой, химической, парфюмерной, косметической, фармацевтической и другой жидкой, пастообразной, а иногда сыпучей и смешанной текучей продукции. Наиболее широкое распространение получили бутылки стеклянные и полимерные, реже встречаются керамические и металлические.
ФЛАКОН (вместимость 10 – 2000 см3) – тара, имеющая корпус разнообразной формы, резко переходящий в горловину, диаметр венчика которой значительно меньше диаметра описанной окружности корпуса, с плоским или вогнутым дном, укупориваемая крышкой или пробкой (рис. 2).
Флаконы отличаются от бутылок тем, что корпус у них резко переходит в узкую горловину и имеет самую разнообразную форму (цилиндрическую, плоскую, призматическую, коническую, сферическую, многогранную, комбинированную).
Рис. 2. Флаконы. Разновидностью флакона является штоф. Флаконы изготавливают из стекла, полимеров, керамики, из металлов и сплавов, композитных материалов. Стекло для флаконов, применяемых для парфюмерной продукции обладает особым блеском и прозрачностью, в его составе отсутствуют окиси железа и других металлов. В флаконах для фармацевтики обычно применяют натриево-кальциевое стекло или нейтральное борно-кремнеземное стекло. Декоративные флаконы обычно не стандартизированы, имеют оригинальную форму, фирменный стиль производителя. Они стоят дороже стандартных и применяются обычно в качестве одноразовой тары для упаковывания неординарной продукции.
БАНКА (вместимость 25 – 10000 см3) – потребительская тара, имеющая цилиндрический корпус, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса или незначительно меньше его, с плоским или вогнутым дном (рис. 3). Банку менее 0, 025 дм3 допускается называть баночкой. Рис. 3. Банка. Банки изготавливают преимущественно из стекла, полимеров, металлов (белой жести и алюминия). Стеклянные банки изготавливаются преимущественно из бесцветного стекла. Стандартная стеклянная тара является, как правило, многооборотной, имеет строго определенные конструктивные размеры и качественные показатели, выпускается в больших количествах и используется различными предприятиями для автоматизированного упаковывания в нее однотипной производимой продукции. В последнее время широкое распространение получают стеклянные банки с горловиной, венчик которой снабжён винтовой резьбой для крышек типа «twist-off», предусматривающих возможность многократного открывания-закрывания. Полимерные банки нашли наибольшее применение для укупоривания химической, парфюмерно-косметической продукции, пищевых товаров. Металлические банки различной конструкции и размеров (штампованные, состоящие из трёх частей - корпуса, днища и верхней крышки, с шейкой, с притёртой крышкой, для аэрозоля и т.д.) нашли широкое применение в пищевой промышленности, а также в химической и смежных с ней отраслях.
СТАКАНЧИК (вместимость 50 – 500 см3) – разовая потребительская тара, имеющая корпус в форме цилиндра или усеченного конуса, сужающегося ко дну, с плоским или вогнутым дном (рис. 4).
Рис. 4. Стаканчик. Стаканчики бывают открытые и закрытые. Закрытые разновидности стаканчиков могут быть с крышкой, закрепляемой за счёт сил трения, сваркой, приклеиванием, пайкой. Стаканчики изготавливают из полимеров, картона, стекла, керамики, металлов, целлюлозы. Стаканчики нашли наибольшее применение в пищевой и химической промышленности для жидких, твердых, пастообразны продуктов.
ТУБА (вместимость 4 – 500 см3) – разовая потребительская тара, имеющая корпус, обеспечивающий выдавливание содержимого, с узкой горловиной, укупориваемой бушоном, и дном, закрываемым после наполнения продукцией (рис. 5). В соответствии с ГОСТ 17527-2003 тубу недопустимо называть тюбиком. Тубы бывают: металлические, полимерные, из многослойных материалов (ламинатные) с объемом наполнения от 4 до 500 см3, наружным диаметром корпуса от 10 до 60 мм и длиной от 35 до 300 мм. Материал корпуса тубы должен обладать хорошими барьерными свойствами, быть инертным к упакованной продукции, обеспечивать требуемую прочность и герметичность корпуса, хорошо обрабатываться, надежно удерживать покрытия и декоративное полиграфическое оформление и, главное, легко деформироваться от малого усилия, создаваемого пальцами.
Рис. 5. Туба. 1 – горловина; 2 – плечо; 3 – корпус; 4 – дно (фальцевое или сварочное соединение); 5 - бушон
По производственным затратам этот вид тары является одним из самых дешевых. Главное достоинство туб заключается в том, что они обеспечивают многократно повторяющееся извлечение содержимого в любом легко дозируемом количестве. Следовательно, тубы являются не только удобной и экономичной одноразовой потребительской тарой, но одновременно и самым простым дозировочным устройством. Ни в одном другом виде упаковки пока не удалось совместить эти функции проще и эффективнее. В тубы упаковываются в большом ассортименте пастообразная пищевая, косметическая и фармацевтическая продукция, товары бытовой химии, а также краски, смазочные материалы и многие другие товары.
ПРОБИРКА (вместимость до 50 см3) – потребительская тара с цилиндрическим корпусом, с плоским или выпуклым дном, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса, укупориваемая пробкой или крышкой, вместимостью до 0, 05 дм3 (рис. 6). Рис. 6. Пробирка. 1 – буртик; 2 – корпус; 3 – дно.
Пробирки изготавливают преимущественно из стекла, обладающего повышенной химической стойкостью, прочностью и жаростойкостью. В последнее время пробирки стали изготавливать из полимерных материалов. Используют пробирки для укупоривания химической, микробиологической, фармацевтической, парфюмерно-косметической и пищевой жидкой, твердой продукции, а также сыпучих материалов. Укупорочные средства для пробирок: пробки с упругими амортизаторами, пробки-затычки, притертые стеклянные.
АМПУЛА (вместимость 0, 1 – 30 см3) – разовая потребительская тара, имеющая цилиндрический корпус, с вытянутой горловиной, герметично запаиваемой после наполнения продукцией, с плоским или выпуклым дном (рис. 7). Рис. 7. Ампула. 1 – горловина и стебель; 2 – корпус; 3 – дно.
Ампулы изготавливают также преимущественно из стекла, однако в последнее время появились ампулы, изготовленные из полимерных материалов. Используют ампулы для укупорки жидких, твердых сыпучих продуктов в химической, микробиологической и парфюмерно-косметической промышленности.
ПАКЕТ (вместимость до 20 дм3) – разовая потребительская мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом (горловиной) (рис. 8). ГОСТ 17527-2003 запрещает использовать термин - мешок.
Рис. 8. Пакеты.
Классификация пакетов: По используемым материалам: полимерные, бумажные и комбинированные (в том числе с фольгой); По количеству слоёв материалов - однослойные и многослойные; По конструктивному признаку - обыкновенные (в форме цилиндрического рукава), с продольными складками (фальцами), с плечиками, с отверстием для руки, с ручками, с застёжкой «молния», с клапанными застёжками и т.д. По конструктивному исполнению - следующие виды (рис. 9): • Плоские пакеты с прямым дном (рис. 9а); • Плоские пакеты с прямым дном и клапаном (рис. 9б) • Пакеты с формованным шестиугольным дном (рис. 9в); • Пакеты с боковыми складками (фальцами) и прямым дном (рис. 9г); • Пакеты с боковыми складками (фальцами) и формованным шестиугольным дном (рис. 9д); • Пакеты с боковыми складками (фальцами) и формованным прямоугольным дном (рис. 9е).
а) б) в) г) д) е)
Рис. 9. Основные исполнения стандартных пакетов.
Достоинства пакетов: незначительный вес, приемлемая прочность, удобство автоматизации процессов изготовления и оформления, практичность применения, низкая стоимость и простота утилизации. Основными отличительными признаками пакетов являются: 1. Материал, из которого они изготовлены; 2. Форма корпуса и дна; 3. Вид декоративного оформления; 4. Исполнение укупорочных элементов; 5. Наличие и исполнение функциональных приспособлений, например, для переноски вручную или порционного извлечения содержимого и др. Современная технология асептического упаковывания в полужесткие пакеты основывается на том, что продукция и упаковка подвергаются стерилизации по отдельности и сразу же в стерильных условиях производится наполнение тары и герметичная укупорка. Наиболее известными и ведущими в мире поставщиками упаковочного оборудования являются фирмы «Тетра Пак» (Швеция) и «ПКЛ Ферпакунгссюстеме» (Австрия). «Тетра Пак» - полужесткие пакеты для асептического упаковывания пищевых продуктов. На оборудовании фирмы «ПКЛ Ферпакунгссюстеме» производится асептическое упаковывание жидких пищевых продуктов в полужесткие пакеты типа «комбиблок». Изготавливаются полужесткие пакеты из многослойных рулонных комбинированных материалов на основе картона плотностью от 125 до 150 r/м2, придающего упаковке необходимую упругость и жесткость. 1) Для обычной полужесткой упаковки картонная основа ламинируется с одной или обеих сторон полиэтиленом плотностью около 15 г/м2, обладающим влагонепроницаемостью и хорошей свариваемостью. 2) Комбинированные материалы, предназначенные для асептической упаковки, содержат алюминиевую фольгу толщиной около 0, 007 мм, размещаемую между картоном и внутренним полиэтиленовым слоем. Они обладают идеальными барьерными свойствами. Упаковывают в пакеты разнообразную мелкоштучную, сыпучую, пастообразную, жидкую продукцию различного назначения. Используются такие пакеты в пищевой, химической промышленности. Пакеты являются самой распространенной, простой и удобной разовой потребительской тарой, завоевавшей всеобщее призвание.
КОРОБКА – потребительская тара с корпусом разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая съемной крышкой или крышкой на шарнире (рис. 10). Коробки бывают: сборные (из разных частей); цельные (литые, отштампованные); складные (с язычками); сшивные (скобами).
Рис. 10. Коробка. В качестве потребительской тары коробки нашли широкое применение для упаковывания пищевых товаров, продукции химической, лёгкой промышленности, машиностроения, стройматериалов. Изготавливают коробки разной формы и размеров из различных однородных (бумага, картон, фанера, древесина, полимеры, металлы) и комбинированных материалов. Разновидности коробок: - Пенал – крышка охватывает корпус (коробок спичек). - Тубус – цилиндрический пенал (помада, тушь). - Бонбоньерка – коробка для конфет.
ПАЧКА – разовая потребительская тара с корпусом в форме параллелепипеда, закрываемая клапанами (рис. 11). Клапаны приклеиваются, пришиваются, вкрепляются скобами.
Пачка, по сути, является разновидностью коробки, изготавливаемой из одной заготовки, закрываемой клапанами.
Рис. 11. Пачка.
Пачку можно отнести к групповой упаковке. Пачки широко используются для упаковки пищевых (печенье, вафли) и непищевых товаров (бумага, салфетки, сигареты и т.д.). В подарочных пачках форма корпуса может быть различной. Изготавливают пачки преимущественно из бумаги, картона, полимерных плёнок и комбинированных материалов.
ЛОТОК - разовая потребительская тара, имеющая корпус разнообразной формы, с плоским дном и низкими бортиками, предназначенная для упаковывания продукции, укупоривание которой проводится с помощью пленочных материалов (рис. 12). Лотки изготавливают из полимерных материалов, картона и др.
Рис. 12. Лоток из вспененного полистирола. Каким бы новым и оригинальным ни было решение упаковки, оно всегда должно подчиняться требованиям, предъявляемым к упаковываемому товару. Самой упаковке необходимо обладать определенными свойствами: 1) защитными, 2) потребительскими, 3) экологическими, 4) рекламно-эстетическими. Защитные свойства упаковки должны обеспечить сохранность продукта с момента упаковки до момента потребления. Они предусматривают защиту продукта от механических, физических, химических, климатических, биологических воздействий и предотвращают изменения продукта сверх установленных нормативов. Потребительские свойства упаковки характеризуют: 1) разнообразие форм и размеров упаковки, 2) степень готовности продукта к употреблению, 3) удобство обращения с упакованным продуктом, 4) удобство потребления, 5) возможность переноса упаковки, 6) наличие устройств, предотвращающих несанкционированное вскрытие упаковки и осуществляющих контроль за содержимым, 7) простоту и надежность укупорки и герметизации. Наличие определенных экологических свойств упаковки необходимо: 1) для обеспечения минимального загрязнения среды использованной упаковкой, 2) наиболее эффективной и экономически выгодной утилизации ее отходов. Упаковка - составная часть современной массовой культуры, продукт дизайна, поэтому она должна не только удовлетворять любые, даже изысканные эстетические потребности покупателя, но и формировать эстетический уровень массового потребителя. Рекламно-эстетические свойства упаковки характеризуют: 1) информативность, 2) степень привлечения внимания покупателя, 3) уровень стимулирования сделать покупку. Эти свойства продлевают коммерческую жизнь товара, выводят его на рынок, переключают покупательский спрос на обновленную продукцию. Упаковка с расширенными потребительскими и рекламно-эстетическими свойствами необходима для упаковывания потребительских товаров, при этом часть защитных функций должна быть переложена на транспортную тару. Важнейшимитребованиями, предъявляемыми к упаковке являются: - оптимальность по стоимости; - выполнение маркетинговых и производственно-торговых функций; - соответствие размерам упаковочных товаров; - легкость автоматизированной обработки, погрузки-разгрузки; - возможность многоярусного штабелирования; - способность противостоять изменению внешних факторов и условий; - универсальность в упаковывании продукции; - соответствие стандартам (укладка, пакетирование, перевозка и хранение); - экологичность (безопасность для здоровья и жизни людей, безопасность для окружающей среды).
Кроме того, упаковка должна: - отличаться от упаковки конкурентов, обладать чертами, заметно отличающими упакованный товар от товаров-аналогов; - учитывать требования законов, национальных особенностей различных стран; - помогать покупателю в поиске и выборе товара, без труда отождествлять товар с его производителем; - придавать товару определенный имидж (привлекательность), соответствовать уровню цены товара; обеспечивать быстрый доступ к товару
|