Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткие теоретические сведения. Слово “классификация” происходит от латинских слов “classic” (разряд) и “facere” (делать).
Слово “классификация” происходит от латинских слов “ classic ” (разряд) и “ facere ” (делать). Классификация - логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, предметов) на категории или ступени в зависимости от общих признаков. Классификация имеет большое значение в области упаковки, является мощным инструментом систематизации знаний о ней. В связи с развитием технологии и индивидуализацией спроса номенклатура товаров постоянно увеличивается, поэтому рациональная организация маркетинговой и логистической деятельности невозможна без объединения упаковки товаров в укрупнённые группировки классификации. Классификация упаковки способствует упорядочению терминологии, облегчает изучение разновидностей упаковки, определение её важнейших потребительских свойств. Сведение многочисленной номенклатуры различных видов и типов упаковки к сравнительно небольшому количеству групп облегчает оценку рациональности ассортимента отдельных представителей упаковки, её соответствие спросу, позволяет прогнозировать тенденции развития упаковки. Классификация также позволяет выделять специфические особенности отдельных групп упаковки, исследовать конкретные потребительские свойства этих групп, разрабатывать определённые нормативы качества, методы измерения и оценки его уровня. Рациональная классификация упаковки, её группировка по общности свойств обеспечивает установление оптимальных методов упаковывания продукции, условий хранения и транспортирования. Классификация упаковки облегчает процесс товарооборота, используется при изучении покупательского спроса, при разработке каталогов. Классификация обеспечивает распределение множества упаковок по различным подразделениям по каким-либо общим признакам. В зависимости от признаков классификации, упаковку подразделяют на различные группы, виды и типы:
1. ПО НАЗНАЧЕНИЮ: · для товаров потребительского назначения; · для товаров производственного назначения.
2. ПО КОЛИЧЕСТВУ УПАКОВАННЫХ ЕДИНИЦ ТОВАРОВ: · индивидуальная (порционная) - для размещения единицы товара; · групповая - для одинаковых товаров, размещенных в одной упаковке; · множественная (комплектная) - для разных товаров, размещенных в одной упаковке.
3. ПО КРАТНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: · однократного использования (одноразовая); · многократного использования (многоразовая или возвратная).
4. ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ: · потребительская; · транспортная; · производственная
5. ПО ХАРАКТЕРУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: · универсальная; · специализированная; · специальная.
6. ПО СООТВЕТСТВИЮ ТРЕБОВАНИЯМ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ: · стандартная; · нестандартная.
7. ПО ВИДУ ИСПОЛНЕНИЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ФУНКЦИЯМ): · обычная; · экспортная; · морская; · арктическая; · тропическая.
8. ПО ИСПОЛЬЗУЕМЫМ МАТЕРИАЛАМ: · однородная - бумажная, картонная, деревянная, стеклянная, полимерная, керамическая, металлическая; · комбинированная (из многослойных разнородных материалов - ламинатов).
9. ПО СТЕПЕНИ ОБМЕНА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ: · негерметическая; · герметическая (никакого обмена между содержимым тары и окружающей средой); · изотермическая (внутри сохраняется заданная температура в течение установленного времени); · изобарическая (внутри сохраняется заданное давление); · аэрозольная (изобарическая с распылительным клапаном).
10. ПО СТЕПЕНИ ПРОНИЦАЕМОСТИ: свето - жиро - газо - проницаемая или непроницаемая паро - влаго –
11. ПО КОНСТРУКЦИИ (ИСПОЛНЕНИЮ) (КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИЗНАК): · складная – нескладная; · разборная – неразборная; · открытая (без укупорочных средств) – закрытая (с укупорочными средствами); · плотная (без зазоров) – решетчатая (с просветами); · прозрачная – непрозрачная.
12. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБНОСТИ ДЕРЖАТЬ ФОРМУ: · жесткая (не меняет форму и размеры при наполнении продукцией) - металл, дерево, стекло; · полужесткая (меняет форму незначительно) - полимеры, картон; · мягкая (меняет существенно форму) - бумага, полимерные пленки, ткань.
13. ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА: · литая (литьевая); · прессованная; · штампованная; · сварная; · склеенная; · сшивная и т.д.
14. ПО РАЗМЕРАМ И ВМЕСТИМОСТИ: · малогабаритная; · крупногабаритная (более 250 дм3 или более 1, 2 ´ 1, 2 ´ 1, 0 м).
15. ПО ФОРМЕ: шарообразная, цилиндрическая и т.д. К основным логистическим (производственно-торговым) функциям упаковки относят: 1) обеспечение сохранности потребительских свойств товара; 2) защита товара от воздействия окружающей среды (или наоборот), а также от возможных повреждений при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании, складировании, хранении; 3) облегчение реализации операций транспортирования и хранения (складирования); 4) создание оптимальных (по весу и объему) единиц для продажи товара; 5) обеспечение возможности создания рациональных единиц для погрузки и выгрузки товаров;
Помимо отмеченных выше функций упаковка должна обеспечивать: · возможность ее повторного использования или повторного использования упаковочных материалов; · возможность экологически чистого уничтожения материалов, из которых изготовлена упаковка.
Кроме того, любая упаковка является фактором расходов, связанных с производством товаров. Величина издержек на упаковку должна находиться в разумной пропорции к стоимости упакованного товара. При этом транспортировка товара от предприятия-изготовителя до клиента должна быть рентабельной. Это означает, что необходимо обеспечить минимальный уровень транспортных издержек. В этой связи процессы погрузки-разгрузки товаров максимально автоматизируются. Этим процессам также должна соответствовать упаковка.
|