Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политика занятости
Занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, личных интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости. Суть политики занятости заключается в обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную платы, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи. Целью политики занятости является достижение и поддержание такой занятости, а также решение экономических и социальных задач, прежде всего повышение уровня жизни, создание условий для развития человека, включая создание и совершенствование системы непрерывного образования (начиная с подготовки детей и подростков и заканчивая переподготовкой, повышением квалификации работников в течение всей жизни через определенные промежутки времени). В обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством РФ, содействовать проведению государственной политики занятости. Работодатели, согласно закону, должны постоянно контактировать с органами служб занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, их числе и категориях работников, которых они могут коснуться. Кроме того, они обязаны ежемесячно информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Государство предусматривает определенные льготы для работодателей в случае трудоустройства указанных категорий работников.
Политику занятости, как совокупность мер, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости, можно разделить на активную и пассивную. Пассивная политика ограничивается выплатой пособий по безработице, переводом людей предпенсионного возраста на пенсию, оказанием материальной помощи. В России осуществляется преимущественно пассивная политика занятости, которой при всей ее необходимости и важности недостаточно для формирования эффективной структуры экономики и занятости в стране. Необходима активная политика занятости, которая представляет собой разработку соответствующей законодательной базы о налогообложении, стимулирующей бюджетной, кредитной, налоговой и инвестиционной политик и осуществляется через активные программы: содействие в трудоустройстве, ярмарки вакансий, содействие временному трудоустройству, создание и сохранение рабочих мест, межтерриториального перераспределения рабочей силы, содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы, профессиональное обучение безработных граждан, социальная поддержка инвалидов и др. Данные программы приняты как на федеральном, так на региональном уровнях. Классификация политики занятости представлена на рис. 2.4.1.
В системе мер государственного регулирования рынка труда можно выделить: 1. Меры по регулированию (стимулированию) спроса на труд. 1.1. Организация общественных работ. Основная цель — использование незанятого населения для реализации социально значимых проектов; при этом одновременно учитываются интересы общества и безработных. Известно, что даже при достаточно высоком уровне безработицы существуют вакантные рабочие места в тех сферах, где непрестижный и малооплачиваемый труд необходим государству. Обычно это работа в социальной сфере или тяжелый неквалифицированный труд. Безработные не претендуют на такие вакансии как на постоянные рабочие места, но вполне могут занять их на временных условиях, в ожидании подходящей работы, так как это дает определенный доход и позволяет не утратить стереотипов поведения работающего члена общества. 1.2. Субсидирование занятости включает в себя мероприятия, связанные с поощрением самозанятости и предоставлением субсидий предпринимателям, нанимающим на работу определенные категории граждан. Особое место в системе субсидирования занятости занимают программы, стимулирующие предпринимателей нанимать тех работников, чей уровень конкурентоспособности на рынке труда понижен в силу физиологических или социальных причин. 1.3. Существенное влияние на формирование спроса на труд оказывают меры финансово-кредитной политики государства, хотя они могут и не относиться непосредственно к регулированию рынка труда. Например, инвестиционные налоговые льготы позволяют предпринимателям уменьшить налогооблагаемые суммы на величину инвестиций в новое капитальное строительство. Сами по себе такие льготы призваны стимулировать процессы инвестирования, однако расширение масштабов производства сопровождается созданием новых рабочих мест и увеличивает занятость, снижая уровень напряженности на рынке труда. Однако следует учитывать, что описанный эффект достижим при относительно невысокой цене рабочей силы, в противном случае сокращение издержек на капитал побуждает предпринимателя к замене живого труда овеществленным. 2. Меры по регулированию предложения труда носят несколько иной характер. В современных условиях государство воздействует на формирование структуры предложения труда путем реализации программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Особое внимание при этом уделяется безработной молодежи. Опыт показывает, что наибольший эффект с точки зрения активной государственной политики имеют те программы профессионального обучения безработных, которые решают конкретные проблемы рынка труда и имеют адресный характер. В них предусмотрено участие самого безработного в выборе типа, содержании и программ обучения. 3. Меры по предоставлению социальных гарантий занятости. Особое значение в системе государственного регулирования рынка труда играют виды и формы материальной поддержки безработных. Помимо того, что выплачивая пособия по безработице, государство реализует свои социальные функции на рынке труда, оно одновременно регулирует масштабы предложения рабочей силы. Поэтому, решая вопрос о праве на получение пособия, его размерах и сроках получения, правительство каждой страны должно учитывать конкретную ситуацию на национальном рынке труда. Одновременно именно через механизм выплаты пособий по безработице государство осуществляет меры по социальной защите граждан. В большинстве стран Евросоюза существует общий подход к выплате пособий по безработице, основанный на следующих принципах: ü размер пособия по безработице зависит от уровня заработной платы на предшествующем месте работы и продолжительности периода уплаты страховых взносов; ü предусматриваются дополнительные выплаты и субсидии при наличии иждивенцев; ü существует механизм материальной поддержки в случае частичной безработицы; ü сроки выплаты пособия всегда ограничены. Все перечисленные условия получения пособий по безработице, ограничение их размеров и сроков выплат имеют целью побудить безработного к активному поиску работы. В целом эффективность системы мер государственного воздействия на рынок труда зависит не от объема социальной помощи населению, а от практического решения проблемы безработицы, возможного только в условиях реально функционирующего и развивающегося производства. Социальное партнерство – это система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия. Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний. В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Чтобы социальное партнерство в РФ развивалось более активно, государству необходимо проводить его пропаганду. Это можно осуществлять при помощи социальной рекламы, проведения различных конференций, круглых столов, семинаров, разъяснительных работ, создания интернет-сайтов, посвященных теме социального партнерства, а также посредствам активного сотрудничества со СМИ. Все выше перечисленные мероприятия должны освещать следующие аспекты: 1) участие в социальном партнерстве экономит время на решение проблем, связанных с неудовлетворенностью работников условиями труда, повышением производительности труда, качества продукции и как следствие увеличение прибыли; 2) заинтересованность в конструктивном и взаимовыгодном сотрудничестве с работодателем; 3) наиболее оптимальный способ достижения стабильности развития организации.
|