Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура дохода работника предприятия
Типовая структура дохода сотрудника предприятия может быть представлена следующим образом: 1. Оплата по тарифным ставкам и окладам. 2. Доплаты и компенсации за условия труда: 2.1. Характеристики производственной среды. 2.2. Сменность (режим работы). 2.3. Степень занятости в течение смены. 3. Надбавки: 3.1. За производительность выше нормы (сдельный приработок, оплата за работу с численностью меньше нормативной). 3.2. За личный вклад в повышение эффективности и прибыльности. 3.3. За высокое качество продукции, выполнение срочных и ответственных заданий. 4. Премии: 4.1. За качественное и своевременное выполнение договоров и этапов работ. 4.2. По итогам работы за год. 4.3. Из фонда руководителя подразделения. 4.4. Авторские вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения. 4.5. Вознаграждения за активное участие в освоении новых технических и организационных предпосылок. Премии по ст. 4.1.– 4.3. назначаются за качественное и своевременное выполнение работ; по ст. 4.4. – 4.5. — за личный творческий вклад работника в общий результат деятельности цеха и предприятия. 5. Услуги фирмы работникам (социальные выплаты). 6. Дивиденды по акциям предприятия.
Рассмотрим каждую статью (типовой модуль) дохода подробнее. Тарифные ставки и оклады устанавливаются на основе тарифных договоров в соответствии со сложностью труда, его ответственностью, уровнем цен на предметы потребления, ситуацией на рынке труда и другими факторами. Мировой опыт показывает целесообразность единых тарифных сеток из 17-22 разрядов для рабочих, специалистов и руководителей, что обеспечивает наглядность соотношений в тарифных ставках различных групп сотрудников и облегчает внесение изменений в тарифную систему предприятия, ее согласование с профсоюзом. Основой формирования тарифных сеток в настоящее время считается аналитический метод оценки работ. На Западе обычно исходят их так называемой женевской схемы, принятой на международном конгрессе в Женеве в 1950 г. Эта схема предполагает анализ работ по следующим важнейшим признакам: 1. Специальные знания и умения (квалификационные требования) — профессиональное образование, опыт работы, требования к умственным способностям. 2. Нагрузка — влияние работы на организм человека. 3. Ответственность — материальная ответственность, ответственность за персонал в процессе производства, ответственность за сохранность производственной тайны. 4. Условия труда — воздействие окружающей среды в процессе производства, в том числе безопасность рабочего места.
Реальные различия в заработке могут превышать диапазон тарифной сетки за счет доплат, надбавок и премий.
Назначение доплат — возмещение дополнительных затрат рабочей силы из-за объективных различий в условиях и тяжести труда. Компенсации учитывают не зависящие от предприятия факторы, в том числе рост цен. Неблагоприятные условия труда, если их практически невозможно улучшить, должны компенсироваться работнику прежде всего за счет увеличения времени отдыха, дополнительного бесплатного питания на производстве, профилактических и лечебных мероприятий. Если этого недостаточно, вводятся доплаты к тарифным ставкам на основе аттестации рабочих мест и трудовых процессов по существующим методикам. Уровень компенсаций и доплат за неблагоприятные санитарно-гигиенические условия труда должен быть такой величины, которая исключала бы необходимость искажения норм выработки в целях увеличения заработной платы. Доплаты за сменность устанавливаются за работу в вечерние и ночные смены. Доплаты за уровень занятости в течение смены вводятся преимущественно для многостаночников, наладчиков, ремонтного персонала. Этот вид позволяет учитывать различия в затратах труда, обусловленные степенью использования сменного фонда времени рабочих.
Надбавки и премии вводятся для стимулирования добросовестного отношения к труду, повышения качества продукции и эффективности производства. Различия между надбавками и премиями в том, что надбавки выплачиваются в одинаковом размере каждый месяц в течение установленного периода, а премии могут быть нерегулярными, и их величина существенно меняется в зависимости от достигнутых результатов. Надбавки за производительность выше нормы до последнего времени чаще всего имели форму сдельного приработка или оплаты за работу с численностью персонала меньше нормативной. Такие выплаты обычно не рассматриваются как надбавки к тарифу, ибо считается, что надбавки устанавливаются администрацией. Но из приведенного выше определения надбавок как относительно постоянной части заработка, отражающей различные достижения работника, следует, что сдельный приработок — это вид надбавок. Можно выделить следующие причины перевыполнения норм: 1) наличие у работника способностей к данной работе, превышающих средний уровень; 2) применение усовершенствований, которые не оформлены как рационализаторские предложения технического или организационного характера; 3) нарушения технологии и техники безопасности; 4) чрезмерная интенсивность труда; 5) ошибочность нормы. Только первая причина может считаться объективным основанием для получения сдельного приработка и аналогичных ему выплат. Причины 3-5 в нормально организованном производстве не должны иметь места. Что касается второй причины, то необходимо создание экономических и организационных условий, обеспечивающих заинтересованность работника в оформлении рационализаторских предложений и включении их в утвержденный технологический процесс. Для этого вводятся надбавки за личный вклад в повышение эффективности, которые устанавливаются: 1) авторам рационализаторских предложений по совершенствованию техники и технологии; 2) авторам предложений по совершенствованию организации труда, производства и управления; 3) рабочим, специалистам и руководителям, непосредственно участвовавшим в реализации технических и организационных нововведений. Надбавки устанавливаются на период реального применения нового оборудования, инструмента, форм организации труда и т.д. Источником таких надбавок является реальная экономия трудовых и материальных ресурсов от применения новшеств. На вознаграждение в виде надбавок и премий может быть направлено до 90% суммы реального эффекта. Распределение вознаграждения производится с учетом особенностей предприятия. Надбавка за высокое качество продукции, выполнение срочных и ответственных заданий выплачивается из фонда руководителя подразделения (мастера, начальника цеха, отдела). Величина и период установления этой надбавки определяются соответствующими руководителями. Таким образом, доплаты и компенсации отражают те производственные и социальные характеристики труда, которые объективно не зависят от сотрудника, в то время как надбавки и премии отражают результаты его собственных достижений.
Социальные выплаты — услуги фирмы работникам. На предприятиях развитых стран заработная плата составляет, как правило, 50-70% общих расходов на содержание персонала. Остальное — это социальные выплаты, которые включают полную или частичную оплату расходов на транспорт, медицинскую помощь и лекарства, отпуска и выходных дней, питания во время работы, повышения квалификации сотрудников фирмы, страхования жизни работников фирмы и членов их семей, членства в клубах, загородных поездок и пикников, консультирования по юридическим, финансовым и другим проблемам, сберегательных фондов и т.д. Социальные выплаты часто организуются по принципу «меню», то есть в пределах определенной суммы каждый сотрудник может выбирать те виды оплат, которые для него являются наиболее привлекательными. К социальным выплатам относятся также отчисления предприятия в пенсионные фонды.
Дивиденды и доход от роста курсовой стоимости акций составляют значительную часть общего дохода высшего руководства корпораций. Во многих фирмах весьма существенна оплата деятельности менеджеров через опционы. Как показывает мировой опыт, эффективность сотрудника и его доходы хорошо коррелируют на всех уровнях иерархии, кроме самого высшего. Оклады и другие доходы (дивиденды, опционы и т.д.) руководителей корпораций часто не связаны с величиной прибыли, курсом акций и другими полезными результатами.
|