Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неравенство доходов и государственная политика борьбы с бедностью⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Одной из основных проблем государства в его социальной политике является сглаживание неравенства в доходах населения.
Причины неравенства доходов: 1. Различия в интеллектуальных, физических и эстетических способностях. 2. Различия по уровню полученного образования и профессиональной подготовки 3. Различия в профессиональных вкусах и в готовности рисковать 4. Неравенство владения собственностью 5. Господство на рынке и способность «вздувать цены» 6. Связи и дискриминация 7. Удача Степень неравенства в распределении дохода и богатства отражается в кривой Лоренца и в коэффициенте Джини. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения доходов представлена биссектрисой. Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Чем больше область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца, тем большее неравенство в распределении доходов имеет место.
Коэффициент Джини рассчитывается как отношение площади области между кривой Лоренца и линией абсолютного равенства к площади треугольника ОАВ. Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенство доходов. Кроме этого, используется децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных граждан.
Согласно документам ООН бедность определяется как отсутствие возможностей и выбора для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей: прожить долгую, здоровую и созидательную жизнь, быть грамотным, нормально питаться, наслаждаться качеством жизни, свободой и уважением окружающих. Различают абсолютную и относительную бедность. Абсолютная бедность означает отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимума физиологических потребностей. К абсолютно бедным относятся бомжи, беспризорные дети, лица, не имеющие статуса вынужденных переселенцев, и т.п. В России они составляют около 5% населения. Относительная бедность в мировой практике определяется доходом, не превышающим 40—60% среднедушевого дохода граждан страны. В различных странах используются различные критерии бедности. В соответствии с Законом РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (1997 г.) бедными считаются домохозяйства со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум включает несколько составляющих: 1) минимальную «продуктовую корзину», рассчитываемую в среднем на душу населения и для основных социально-демографических групп (взрослых мужчин, женщин, пенсионеров, детей до 6 лет и 7—15 лет). Минимальная «продуктовая корзина» дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам. В среднем по России доля расходов на питание в прожиточном минимуме составляет в настоящее время 45%; 2) расходы на непродовольственные товары, рассчитанные исходя из минимальных показателей обеспеченности отдельными товарами и сроков службы их, а также цен на эти товары. Доля этих расходов составляет около 22%; 3) расходы на услуги, исчисленные также исходя из их минимального набора, доля которых составляет 28, 2%; 4) налоги и обязательные платежи, определяемые в процентном отношении к стоимости «потребительской корзины» и составляющие 5, 6% прожиточного минимума. Бедность вовлекает людей в ряд порочных спиралей. Дефицит питания ведет к плохому здоровью, что ограничивает возможности заработка, а это, в свою очередь, ведет к дальнейшему ухудшению здоровья. Бедность передается от одного поколения к другому, становится застойной. На протяжении периода реформ абсолютное и относительное обнищание затронуло более трети российского населения, усилилось социальное неравенство. Особенность бедности в России состоит в том, что в группу бедных входит работающая часть населения. Сегодня у 41 % бюджетников заработная плата не достигает прожиточного минимума. В последние годы экономический рост способствовал некоторому увеличению среднедушевых реальных доходов населения России, однако, по данным официальной статистики, доля бедных в общей численности населения страны все еще составляет более 20%. По данным выборочного обследования потребительских ожиданий населения 42, -2% опрошенных отметили, что их материальное положение плохое или очень плохое. Главный источник формирования доходов населения — заработная плата — не обеспечивает нормального содержания семьи. В этой связи необходимо восстановить контроль над заработной платой со стороны государства. По мнению экспертов, российский бизнес в 2 раза занижает заработную плату рядовых наемных работников. Это в значительной мере предопределило усиление дифференциации доходов населения в России и расширение бедности. В настоящее время 62 млн россиян живут на то, что заработали. Примерно столько же — 58, 5 млн — находятся на государственном обеспечении — получают стипендии, пенсии, пособия. 18 млн существуют преимущественно за счет личного подсобного хозяйства, 200 тыс. сдают квартиры, 300 тыс. имеют вклады в банке. Почти треть россиян (43 млн человек) живут на иждивении. Социальные выплаты осуществляются по категориальному и адресному принципам. У каждого из них имеются как достоинства, так и недостатки. Категориальный принцип по своей сути более прост и объективен, так как существуют ясные критерии выделения уязвимых категорий населения: дети, инвалиды, многодетные семьи и т.п. Адресное предоставление помощи требует не только документального подтверждения, но и тщательной проверки нуждаемости, сопряженной с большими затратами ресурсов. Поэтому, как свидетельствует опыт многих стран, адресную помощь целесообразно оказывать на муниципальном уровне ограниченному кругу лиц. В условиях России выделение круга претендентов на адресную помощь сопряжено со значительными трудностями в силу широкого распространения неформальных отношений. Например, по экспертным оценкам, «конвертную» заработную плату получают около 40% работников. Принятая методика расчета бедности не дает всестороннего учета реального положения граждан. Помимо уже отмеченного сокрытия доходов существует проблема учета реального имущественного статуса домохозяйств. В этих условиях магистральным направлением преодоления бедности должно стать постепенное оздоровление сложившейся системы оплаты труда на основе подъема ее общего уровня и устранения неоправданной отраслевой, региональной и должностной дифференциации заработной платы.
|