Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовый анализ вероятности банкротства предприятий






К упрощенной методике анализа можно отнести официальную методику расчета показателей для определения неудовлетворительной (удовлетворительной) структуры баланса. Данная методика основана на расчете следующих финансовых показателей: коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса была утверждена постановлением правительства от 20 мая 1994г. № 498 " О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий".

Первые два коэффициента непосредственно отражают финансовое состояние предприятия и рассчитываются по данным бухгалтерского баланса (форма № 1).Информация, содержащаяся в данной форме отчетности, является достаточной для оценки состояния (удовлетворительного или неудовлетворительного) структуры баланса предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) отражает обеспеченность предприятия оборотными активами (ОА) для ведения производственно-финансовой деятельности и своевременного погашения срочных обязательств (КП).

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (КОСОС) характеризует долю собственных оборотных средств (СОС) в общей величине оборотных средств предприятия.

Если в результате расчета данных коэффициентов выявляется невыполнение на конец отчетного периода хотя бы одного из условий: КТЛ больше или равно 2, 0 и Косос больше или равно 0, 2, то предприятие считается неплатежеспособным, а структура его баланса неудовлетворительной.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (КВ(У)П) в отличие от предыдущих показателей рассчитывается не по данным баланса, непосредственно, а на основании соотношения прогнозного и нормативного значения КТЛ. Данный показатель характеризует перспективу восстановления или утраты платежеспособности предприятия в течение определенного периода времени.

где: КТЛн, КТЛф - значение КТЛ, соответственно, на начало и конец периода;

Т - продолжительность отчетного периода, мес;

У - период восстановления (утраты) платежеспособности:

при расчете коэффициента восстановления У=6 мес,

при расчете коэффициента утраты У= 3 мес.

Если имеются основания для признания структуры баланса неудовлетворительной, рассчитывают коэффициент восстановления платежеспособности (КВП), на основании которого можно сделать выводы о возможности восстановления предприятием платежеспособности за шестимесячный период. Так, значение КВП> 1 означает, что у предприятия есть возможность восстановить платежеспособность, значение же КТЛ< 1 предполагает отсутствие такой возможности.

Соответствие (равенство или превышение) значений КТЛ и КОСОС на конец отчетного периода критериальным значениям характеризует структуру баланса как удовлетворительную, а предприятие как платежеспособное. В этом случае рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности (КУП) для выявления возможности утраты предприятием платежеспособности за предстоящий трехмесячный период. Возможность сохранения платежеспособности за данный период существует при значении КУП> 1, при значении КУП< 1 существует реальная угроза утраты платежеспособности в ближайшее время.

МОДЕЛЬ ЭДВАРДА АЛЬТМАНАОдним из достаточно широко распространенных примеров соединения в общий индекс показателей, влияющих на финансовую устойчивость предприятия, является модель Альтмана, разработанная американским экономистом Э. Альтманом в 1968 году. Данный синтетический показатель включает пять переменных которым приписывается соответствующий весовой коэффициент. При рассмотрении модели Альтмана в качестве критерия финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта выступает вероятность банкротства, о которой судят по значению обобщенного результата. Модель Альтмана (Z) имеет следующий вид: ,

где: Преин – реинвестированная прибыль, представляет собой величину чистой прибыли за минусом дивидендов;

СОС – собственные оборотные средства, представляют собой разницу между оборотными активами и текущими обязательствами (стр. 290-стр 260, форма№1);

ПК – величина привлеченного капитала (стр. 590+стр 690, форма №1).

В оригинальной модели Альтмана, применяемой на Западе, в числители последней переменной (СК/ПК) используется показатель рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций. В настоящее время из-за отсутствия или недостаточности информации о рыночной стоимости акций рассчитать данный показатель в большинстве случаев является не возможным, в связи с чем и применяется модифицированный показатель. Критерии оценки вероятности банкротства.

 

Значение показателя Z Вероятность банкротства
1, 08 1, 08-2, 70 2, 8-2, 90 3, 00 Очень высокая Высокая Незначительная маловероятная

И 2.3.Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на пред­приятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание со­временной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за по­ступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эф­фективной финансовой стратегии.

Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:

• систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;

• системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.

Эти системы, включают процессы формирования бюджетов, структуры бюдже­тов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласо­вания, утверждения и контроля исполнения бюджетов.

Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежекварталь­ных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей (для целей нало­гового и финансового планирования).

Преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

а) помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета финансовой отчетности, и, соответственно, более точное пла­новое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);

б) в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям бу­дет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюдже­ту фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

в) минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сокра­тить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;

г) бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии фи­нансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.

В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия целесообразно создать следующую сквозную систему бюджетов на предприятии, состоящую из следующих функциональных бюджетов:

бюджет фонда оплаты труда;

бюджет материальных затрат;

бюджет потребления энергии;

бюджет амортизации;

бюджет прочих расходов;

бюджет погашения кредитов;

налоговый бюджет.

Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия.

С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости) и часть налоговых отчислений/

Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную поли­тику предприятия, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут ис­пользоваться в качестве оборотных средств предприятия. Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по пога­шению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей. Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в феде­ральный и бюджеты других уровней, а также во внебюджетные фонды

При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятия необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов являются «вложенными» в бюджет про­изводства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет. Ежемесячно для каждого структурного подразделения целесообразно разраба­тывать сводный бюджет структурного подразделения по следующей форме В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим статьям затрат.

В целях организации системы бюджетирования на предприятии рекомендуется выделять четыре ЦО:

ЦО по доходам включает управление маркетинга и коммерческое управление;

ЦО по расходам включает управление производством и управление техническо­го обеспечения и ремонта;

ЦО по приб. вкл. управление финансами и экономикой;

ЦО по инвестициям вкл. управление техническим развитием и управление по работе с персоналом.

Четкое определение состава ЦО позволяет более эффективно внедрить сквоз­ную систему финансового планирования на предприятии.

Составляющими сводного бюджета являются:

• исходные прогнозные данные;

• производственная программа;

• баланс прибыли и убытков;

• баланс предприятия;

• отчет о движении денежных средств.

. Оптимальным бюджетом яв­ляется такой бюджет, в котором доходная часть равна расходной части.

Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, не­обходимо учесть остатки средств на банковских счетах предприятия. На основе всех этих данных рекомендуется составить сводный план финансовых поступлений (на месяц, квартал, год).

Сводный план финансовых поступлений позволит сформировать расходную часть бюджета предприятия на контрольный период (месяц, квартал, год)

Структура бизнес-плана, основные методы и цели его разработки

В условиях реформы предприятию требуется современная система управления финансами, базирующаяся на разработке долгосрочной стратегии — бизнес-плана.

В бизнес-плане отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе. При этом необходимо учесть влияние внешних факторов, на которые предприятие не может воздействовать (экономические факторы — инфляция, уровень безработицы, покупательная способность потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.; политические, природные, научно-технические факторы и т.д.).

Кроме того, бизнес-план должен содержать раздел основных показателей финансово-экономического состояния предприятия; раздел, содержащий информацию о целях деятельности предприятия, определенных количественно и их достижение по времени. Приводятся данные о продукции, потребности в ней, показатели качества, экономические показатели продукции, характеристики дизайна и результаты его срав­нения с другими аналогичными товарами, патентные права, показатели экспорта и его возможности, основные направления совершенствования как потребительских качеств выпускаемой предприятием продукции, так и его ассортиментного состава.

Важным разделом бизнес-плана является раздел, характеризующий рынок сбыта продукции предприятия, который должен содержать анализ исследования рынка, потребителей и их сегментацию, уровня спроса, мотивации потребителей, положе­ния предприятия на рынке, основных показателей рынка и объема продаж. Кроме того, необходим анализ конкурентоспособности предприятия — исследование дея­тельности конкурентов, оценка продукции конкурентов, сравнительная оценка. Необходимы также маркетинговые исследования, которые включают в себя опреде­ление стратегии маркетинга сроком от года до пяти лет, товарной политики (ассортимент, создание и запуск новых товаров, упаковка, использование товарного знака, сервисное обслуживание и т.д.), ценовой политики, условий и порядка орга­низации сбыта продукции, формирования спроса и стимулирования сбыта, а также затрат на маркетинг.

Необходим и раздел, характеризующий производственно-технологическую и ин­новационную политику предприятия и содержащий информацию:

• о местонахождении предприятия (наличие трудовых ресурсов, близость к по­требителям и поставщикам, возможные транспортные расходы, доступность и раз­витость энергетических ресурсов, промышленная и социальная инфраструктуры, уровень местных налогов и т.д.);

• об объеме выпуска продукции с начала выпуска и на период от года до пяти лет;

• о производственных мощностях (баланс мощностей, коэффициенты сменности оборудования и использования мощностей и т.д.);

• о долгосрочных активах (земля, основные производственные фонды, их со­стояние и потребность);

• о технологическом уровне производства, его соответствии современным тре­бованиям, развитии НИОКР;

• о контроле за производственным процессом, гарантиях качества продукции, анализе причин, потерь и простоев в производстве, методах учета затрат материа­лов, труда и других элементов себестоимости продукции, таких, например, как брак;

• о производственном кооперировании и материальном обеспечении производ­ства;

• об охране окружающей среды;

• о государственном и правовом регулировании в сфере производства той или иной отрасли народного хозяйства.

Составной частью бизнес-плана является раздел, посвященный кадровой полити­ке и управлению персоналом, содержащий информацию об организационной струк­туре предприятия, которая должна соответствовать целям и задачам, стоящим перед предприятием;

Об организации управления; о численности и отборе кадров; об оплате труда и мотивации трудовой деятельности, а так же об организации труда, обучении работников и социальной инфраструктуре.

При разработке бизнес-плана предприятия должны быть учтены оценка риска и страхование. Функционирование предприятия в условиях рыночной экономики неизбежно связано с риском, вызванным ошибочными решениями, принимаемыми руководством предприятия. Так как вопросы, связанные с риском в деятельности предприятия, интересуют всех работников предприятия, акционеров, инвесторов, поставщиков, потребителей, поэтому необходим анализ возможных рисков. Это мо­гут быть вопросы сущности риска, причины риска, факторов риска, методов компен­сации и снижения риска. Они подразделяются на внешние и внутренние.

Существующая система страхования рисков предусматривает договоры о стра­ховании, страховании имущества, страховании транспортных средств, страховании невозвратных кредитов.

На основе принятого бизнес-плана, сформированного с учетом анализа финан­сово-экономического состояния предприятия, вырабатываются и принимаются ре­шения в системе управления его финансовыми ресурсами.

Разработку финансового плана целесообразно начинать с прогноза прибыли и убытков, так как имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и трудовые затраты. Аналогично определяются и другие составные затраты на производство. Далее разрабатывается прогноз движения (потока) наличных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения наличных средств учиты­вает приток наличных (поступления и платежи), отток наличных (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит), начальное и конечное сальдо бан­ковского счета.

Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов (по форме балан­сового отчета), который и является хорошей проверкой прогноза прибылей, убытков и движения наличных средств. При составлении прогноза баланса учитываются при­обретения основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмеча­ются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д. Следует учесть в данных расчетах обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия.

На этой основе в целях обеспечения платежеспособного состояния предприятия просчитывается его финансовое положение, финансовая стабильность, устойчи­вость. Результаты анализа относительных показателей и коэффициентов могут вы­звать необходимость разработки нового варианта финансового плана, который должен начинаться с выбора заданных значений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал