Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рабочая программа дисциплины (модуля)Стр 1 из 23Следующая ⇒
«Основы дефектологии» Направление подготовки Психология
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
Кемерово 2010
Проблемы развития, воспитания и обучения детей, имеющих те или иные врожденные или приобретенные дефекты, является важной для психологической науки и практики. На сегодня деятельность специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья невозможна без глубокого знания аспектов, связанных с особенностями развития, здоровья и социального функционирования аномальных детей и направлений работы с ними. Именно ранняя и точная диагностика, понимание психологических закономерностей и механизмов аномального развития лежат в основе адекватных мероприятий для создания условий для как можно более полной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Это тем более актуально, что отмечается постоянный рост числа детей со стойкими нарушениями здоровья, инвалидизация в раннем и дошкольном возрасте. По разным данным из 10 новорожденных детей 6-8 имеют различные отклонения в здоровье, в т.ч. со стороны нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата. Целью освоения дисциплины (модуля) «Основы дефектологии» формирование у студентов научного мировоззрения, предоставить знания об основных закономерностях аномального развития и особенностей воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Тематика курса «Основы дефектологии» актуальна и является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами «Общая психология», «Возрастная психология», «Клиническая психология», «Педагогика». Изучение основ дефектологии есть неотъемлемая часть академической подготовки бакалавра специальности «Психология» в университете, важной составляющей его профессиональной компетенции, профессионального самоопределения. Когнитивные требования в рамках изучения модуля характеризуются следующими знаниями и практическими умениями: - знание критериев аномального развития; - знание основных направлений, форм, методов работы в различных учреждениях для аномальных детей; - использование теоретических и практических знаний для проектирования, планирования, прогнозирования и организации работы в учреждениях различных видов и типов для детей с ограниченными возможностями здоровья; - умение оказать консультативную помощь по социальным и психологическим вопросам членам семей детей с аномальным развитием; - пополнение профессиональных знаний на основе использования современных источников информации и участия в исследованиях; - выбор той или иной концепции, подхода, технологии помощи детям с особыми образовательными потребностями на основе ее критического осмысления; - сформированность нравственного, гуманного отношения к детям с ограниченными возможностями и членам их семей, сформировать активную позицию в защите их прав и интересов. Компетенции формируются на протяжении изучения модуля, причем основные умения, характеризующие этот вид квалификационных требований, уже могут быть оценены на этапе завершения изучения конкретной дисциплины. Личностно-профессиональные компетенции (социальные, коммуникативные и информационные) могут стать ориентиром для преподавателя Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: · Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); · Отбору и применениюпсиходиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпритаций (ПК-2); · Психологической диагностике уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); · Прогнозированию изменений и динамики уровня развития функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях (ПК-7); · Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе при различных заболеваниях (ПК-13); · Использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18). Задачи модуля: - Определить основные причины виды и типы аномального развития детей, раскрыть их общие механизмы, изучить методы и отдельные методики диагностической, коррекционной и развивающей работы при различных типах аномального развития; - содействие освоению методологической базы работы дефектолога с различными категориями аномальных детей; - подготовка к решению профессиональных задач по разработке и применению технологий психологической работы с детьми с ограниченными возможностями и членами их семей; - формирование профессиональной компетентности в части планирования и реализации работы с детьми, имеющими аномальное развитие в учреждениях различных видов и типов; - содействие овладению технологическими основами работы с детьми, имеющими нарушения развития и членами их семей; - формирование у студентов нравственного, гуманного отношения к детям с ограниченными возможностями, сформировать активную позицию в защите их прав и интересов. В ходе курса слушатели должны освоить основные направления и методы диагностики, коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные в первую очередь на предупреждение возникновения вторичных дефектов развития, формирование личности, развитие способностей и компенсацию утраченных функций. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Основы дефектологии» Трудоемкость дисциплины: количество часов на курс – 108, в том числе аудиторных - 36, самостоятельная работа - 54. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.
Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
|