![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ На подготовительном этапе преподавателю может быть рекомендовано ознакомиться с общей структурой модуля и данных смежных дисциплин, входящих в его состав. Особое внимание следует обратить на целевые ориентиры (задачи) модуля, их соотнесение с квалификационными требованиями. На следующем этапе (этапе целеполагания) необходимо согласовать цели обучения и цели преподавания. Это особенно важно в условиях перехода к инновационным формам обучения. Во-первых, необходимо помочь студенту оценить возможности в рамках конкретной модульной системы, степень полезности ее освоения для профессионального роста студента. Во-вторых, через целеполагание должны быть созданы условия для развития креативных возможностей студентов. В процессе изучения курса необходимо различными приемами и методами стимулировать исследовательскую активность обучающихся, знакомить их с современными научными разработками в области обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, предлагать для анализа проблемные технологии, апробация которых на данный момент не является успешной в связи с негативными проявлениями или избыточными рисками. При проектировании студентами планов организации обучения и воспитания «аномальных» детей важно сориентировать их на определенный уровень социального и образовательного пространств и типологию конкретной целевой группы (детей с ограниченными возможностями здоровья). Без знаний психологических особенностей групп детей с аномалиями в развитии невозможно даже грамотно осуществить анализ существующих воспитательно-образовательных технологий, не говоря уже о проектировании новых. На последнем, рефлексивном, этапе студентам можно предложить самим оценить результаты, которых они достигли в процессе изучения курса. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В целях оптимизации образовательного процесса в рамках изучения дисциплины «Основы дефектологии» студентам предлагается следующая тактика: • внимательно изучите программу дисциплины; • оцените степень полезности освоения данной учебной дисциплины для своего профессионального роста; • изучите материалы для аудиторной работы по дисциплине (тематическое содержание лекций, планы семинарских занятий, сопровождение занятий) и составьте индивидуальный план выполнения различных видов работы по каждому учебному элементу (примите во внимание тот факт, что каждый учебный элемент оценивается отдельно); • изучите материалы для самостоятельной работы и сопоставьте предложенные задания с имеющимися у вас ресурсами (выполненные ранее работы по близкой теме, знакомство с конкретной технологией во время практики, наличие литературы по проблеме, предложенной в качестве предмета исследования, и т. д.); • заведите электронную папку для Интернет-ресурсов, найденных Вами при подготовке к занятиям, соотнесите темы электронных материалов с вопросами контрольных работ и зачета; • выберите из проблемного поля курса интересующую вас тему для углубленного изучения (она может быть связана с вашей исследовательской деятельностью); • найдите партнеров из числа сокурсников для выполнения групповых учебных заданий (организуйте малую референтную группу); • в конце изучения каждого учебного элемента курса постарайтесь оценить результаты своей деятельности и сформулировать пожелания преподавателю по совершенствованию образовательного процесса. При подготовке к тестовой контрольной работе по учебным элементам дисциплины желательно придерживаться следующих рекомендаций: 1. Когда анализируешь русский текст международного документа, встречаешь много трудностей, противоречий, непривычен язык, не всегда сразу понятен смысл статьи. Необходимо вычленить те ценности и смыслы, которые позволяют видеть нормы жизни цивилизованного общества. 2. Читая статью того или иного закона, надо соотнести ее содержание с реальной действительностью, подумать о путях ее реализации, о системе контроля за выполнением, об актуальности, значимости тех или иных сведений для конкретных лиц, возрастных групп. 3. Важно не только знать, в каком нормативном документе дано разъяснение по тому или иному вопросу, но и как использовать эти знания при проектировании технологий социальной работы разного уровня. Самостоятельная разработка глоссария предполагает использование разнообразных источников информации, однако следует учесть, что некоторые понятия раскрыты в законах (например, понятие «реабилитация инвалидов» - в ст. 9 гл. III Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») и их формулировки в глоссарии не должны противоречить формулировкам, данным в нормативно-правовых документах. Анализ Интернет-источников может быть проведен по следующей схеме: - название Интернет-ресурса; - уровень источника (ИР – информационный ресурс, ЭОРЭ- электронный информационный ресурс, ЭИУН- электронное издание учебного назначения или ЭСУН – электронное средство учебного назначения); - с какой целью может быть использован; - краткая аннотация источника; - связь с другими источниками (есть ли ссылки); - краткий электронный конспект. Составление конспектов-схем как один из вариантов учебной деятельности предполагает графическое отражение взаимосвязей понятий, а также выделение разных уровней того или иного процесса или явления. Конспект-схема должен быть кратким и отражать суть обозначенной темы. Написание реферата-резюме предполагает: · обоснование выбора темы, · анализ не менее 8 источников по выбранной теме, · обнаружение противоречий или различий в трактовке тех или иных понятий, · выявление их сущности на основе проведенного анализа, · предложение (вывод, резюме) об использовании различных подходов к исследованию выбранного процесса или явления. Для получения консультации при выполнении того или иного задания студент может лично обратиться к преподавателю во время проведения практического (семинарского) занятия или отсроченной консультации. Выбор этого пути предполагает использование письменной речи, а значит, требует от студента повышенного внимания к стилю речи, ее грамотности и т. п., это рассматривается как особый вид учебной деятельности. Методические рекомендации по составлению тезисов сводятся к следующим действиям: · ознакомьтесь с содержанием материала (статьи, параграфа, учебника, Интернет-ресурса и пр.); · обратите внимание на шрифтовые выделения (если таковые имеются в тексте материала); · составьте план текста (разбив его на смысловые части); · сформулируйте суть (главную мысль) каждого пункта плана (смысловой части); · проследите за тем, чтобы логика авторских рассуждений была соблюдена (укажите автора и источник). В связи с ограниченным количеством часов и фундаментальным значением данного курса существенная нагрузка выпадает на самостоятельную работу студента. Эта работа выполняется в произвольном временном режиме без непосредственного участия преподавателя.
|