Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
– готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания
для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5).
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:
– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– закономерности физиологического и психического развития и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды;
уметь:
– учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;
– проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности.
владеть:
– способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Выполнение домашних заданий
|
|
| Подготовка к тестированию
|
|
| Подготовка к понятийному диктанту
|
|
| Подготовка к практическим и лабораторным занятиям
|
|
| Подготовка доклада по проблемному вопросу
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
| Общая трудоемкость час
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов (модулей) дисциплины
№ п/п
| Наименование
раздела (модуля)
дисциплины
| Содержание
| 1.
| Общие принципы строения и функционирования организма
как целостной биологической системы
| Раздел 1. Общие вопросы возрастной анатомии, физиологии и гигиены
| - Закономерности роста и развития детского организма (Л). Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Понятие роста и развития. Понятие о «скачке роста». Возрастная периодизация. Закономерности онтогенетического развития. Сенситивные (критические) и спокойные периоды развития. Понятие календарного и биологического возраста. Критерии оценки биологического возраста на различных этапах онтогенеза. Акселерация и ретардация развития.
- Строение тела человека (П). Технология «Критическое мышление». Дайте определение предметам гистологии и цитологии. Клетки: строение, химический состав и функции.
- цитолемма: строение, функции, межклеточные соединения;
- цитоплазма: строение, функции, включения цитоплазмы;
- органеллы, их классификация; строение и функции эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосом, пероксисом, митохондрий, рибосом, клеточного центра, микрофиламентов, микротрубочек;
- клеточное ядро, ядрышко.
- Химический состав клетки: органические и неорганические вещества.
- Функции клетки. Раздражимость клетки.
Размножение клеток. Клеточный цикл и его фазы. Мейоз. Ткани, органы, системы и аппараты органов. Виды эпителиальной ткани. Морфологическая и функциональная характеристика разновидностей эпителиальной ткани. Виды мышечной ткани, их морфологическая и функциональная характеристика. Соединительная ткань: виды, особенности строения и функции. Кровь как разновидность соединительной ткани.
- Комплексная диагностика уровня развития ребенка. Готовность к обучению (Л.П).Подходы к определению готовности детей к обучению. Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе. Критерии и методики определения готовности детей к обучению в школе. Школьная зрелость.
| Раздел 2. Регуляторные системы организма
| - Физиология нервной системы (Л). Гомеостаз и регуляция функций в организме. Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы. Основные свойства и функции элементов нервной системы. Функциональное значение отделов нервной системы. Вегетативная нервная система, ее возрастные особенности.
- Рефлекторная деятельность организма. ВНД человека (Л). Рефлекс как основная форма деятельности нервной системы. Принципы рефлекторной деятельности. Возбуждение и торможение – активные процессы живых тканей. Безусловные и условные рефлексы. Условия и механизм образования условных рефлексов. Виды безусловного и условного торможения условных рефлексов. Динамические стереотипы. Типы ВНД, их значение в процессе научения детей.
- Физиологические основы нервной деятельности (П). Технология «Критическое мышление». Общий план строения нервной системы. Клетки нервной ткани. Строение, функции и классификация нейронов. Нервы и нервные волокна. Основные свойства нервной ткани (возбудимость, проводимость, лабильность). Строение, функции и возрастные особенности спинного мозга. Строение, функции и возрастные особенности головного мозга. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы. Рефлекторная дуга. Механизм передачи возбуждения, понятие о синапсах. Основные формы торможения в нервной системе. Типы высшей нервной деятельности.
| Раздел 3. Моторные, сенсорные и висцеральные функции организма
| - Эндокринная система человека (Л). Лекция-визуализация. Гормоны (функции, механизм действия, регуляция секреции гормонов). Понятие об эндокринной системе. Классификация, строение, и функции желез внутренней секреции. Гипо- и гиперфункция желез внутренней секреции.
- Развитие сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем на разных возрастных этапах (Л). Лекция-визуализация. Общий план строения и значение сердечно-сосудистой системы. Развитие сердечно-сосудистой системы. Понятие «дыхание». Строение и возрастные особенности дыхательной системы. Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы. Особенности всасывания у детей.
- Анатомия, физиология и гигиена анализаторов (Л). Лекция-визуализация. Классификация анализаторов, их строение и функции. Строение и функции зрительного анализатора. Нарушения зрения. Строение и функции слухового анализатора. Строение и функции вкусового анализатора. Строение и функции обонятельного анализатора. Анализатор кожной чувствительности.
- Развитие опорно-двигательного аппарата (П).
Общая характеристика аппарата опоры и движения. Строение костей. Возрастные изменения костей. Особенности химического состава костей детей. Роль питания в формировании костной ткани. Классификация костей. Соединения костей скелета. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Строение скелетных мышц, их классификация, свойства. Особенности формирования скелетных мышц в онтогенезе. Двигательный режим и вред гиподинамии. Осанка. Виды осанки. Причины и профилактика нарушений. Плоскостопие, причины и профилактика.
- Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция (П). Семинар-дискуссия. Значение пищеварения. Обмен белков. Обмен жиров. Обмен углеводов. Обмен воды. Обмен минеральных солей. Превращение энергии в общий обмен веществ. Обмен веществ при физическом и умственном труде. Питание. Пищевые вещества. Нормы питания. Нормы и режим питания детей. Сбалансированное питание. Терморегуляция. Особенности терморегуляции у детей.
- Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой и дыхательной систем (П). Значение сердечно-сосудистой системы. Сердце, его строение, возрастные особенности. Проводящая система сердца. Сердечный цикл. Большой и малый круги кровообращения. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца. Строение сосудов (вены, артерии, капилляры). Причины движения крови по сосудам. Кровяное давление, частота сердечных сокращений и их возрастные особенности. Понятие о группах крови и резус-факторе. Понятие дыхание. Возрастные особенности органов дыхания. Дыхательные движения. Частота, глубина, ритм и типы дыхания. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Гигиена сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- Анатомия, физиология и гигиена мочеполового аппарата (П). Технология «Критическое мышление». Значение мочевыделительной системы. Строение и функции почек, мочеточников, мочевого пузыря. Возрастные особенности органов мочевой системы. Механизм образования и выведения мочи. Физические и химические свойства мочи. Репродуктивные особенности женского и мужского организма. Половое развитие. Структурные и функциональные перестройки при половом созревании. Репродуктивное здоровье: гигиена, планирование рождаемости, профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Оплодотворение, развитие зародыша. Половые клетки. Сперматогенез. Овогенез.
- Составление суточного меню-раскладки (Л.П). Нормы и режим питания детей
- Методы оценки физического развития (Л.П).
Основные закономерности роста и развития. Определение понятия «физическое развитие». Показатели физического развития. Типы конституции. Понятие здоровья. Физическое развитие как ведущий показатель здоровья. Группы физического развития. Группы здоровья. Возрастные и половые особенности здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Адаптация как показатель здоровья. Адаптация к различным факторам внешней среды. Нарушение осанки, плоскостопие, их профилактика.
| 2.
| Гигиена
|
| Раздел 4. Школьная гигиена
| - Гигиеническая оценка школьных учебных помещений и оборудования (Л.П). Гигиенические требования к основным параметрам классной комнаты. Гигиенические требования к школьной мебели и ее размещению. Физиологическое обоснование правильной посадки учащихся. Воздушно-тепловой режим общеобразовательных учреждений. Гигиенические требования к световому режиму в общеобразовательных учреждениях. Гигиенические требования к спортивным залам.
- Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (Л.П). Понятие о биоритмах, их роль в процессе обучения и воспитания. Гигиеническая организация режима дня учащихся с учетом возрастных особенностей. Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий. Гигиенические требования к составлению расписания. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в дошкольных учреждениях. Профилактика нарушений осанки и зрения обучающихся на уроках. Изучение СанПина.
- Оценка работоспособности, внимания и памяти (Л.П). Работоспособность, её значение в деятельности человека. Фазы работоспособности и ее дневная периодичность. Недельная динамика работоспособности. Изменение работоспособности в процессе учебной деятельности. Понятие об утомлении. Внимание и память, их виды. Физиологические механизмы внимания и памяти. Возрастные особенности памяти и внимания. Влияние внешних факторов, физического и эмоционального состояния на память ребенка.
| Примечание: (Л) – лекция, (П) – практическое занятие, (Л.П) – лабораторный практикум.
|