Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет регулирования МП
Международное право ¾ объективная реальность, результат естественного исторического процесса. Его предметом являются межгосударственные отношения властного характера. Отношения с участием международных межправительственных организаций по большому счету также являются межгосударственными, поскольку любая такая организация создается государствами предполагает их членство. Вместе с тем, некоторые отношения, выходящие за пределы компетенции одного государства (а, следовательно, являющиеся международными), международным правом не регулируются. В их состав, как правило, входят международные отношения негосударственного характера с участием неправительственных международных организаций, физических и юридических лиц. Эта категория отношений носит невластный характер, даже когда одной из сторон правоотношения выступает государство как субъект гражданских прав (например, наследник находящегося за рубежом выморочного имущества). Такие отношения регулируются международным частным правом или внутригосударственным правом соответствующего государства. Таким образом, для возникновения международных публичных отношений необходимо наличие двух или более субъектов властвования – государств, носителей суверенитета или производных от них субъектов. А чтобы такие отношения приобрели характер правовых, нужно согласование волеизъявлений таких субъектов с его последующим воплощением в норме международного права – юридически обязательном правиле поведения. Таким образом МП имеет многослойный предмет регулирования и включает отношения: · между государствами как самостоятельными суверенными политическими образованиями (межгосударственные отношения) – двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом (воплощенные в основных принципах МП?); · между государствами и универсальными, региональными ММПО (членство в этих организациях); · между государствами и государствоподобными образованиями, которые на основе международного акта или признания имели относительно самостоятельный статус (Краков (вторая половина XIX в); Данциг (период между двумя мировыми войнами в первой половине XX века; Западный Берлин после Второй мировой войны до 1990 г.). В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются государство-город Ватикан (Святейший престол) и Мальтийский орден; · между международными межправительственными организациями; · между государствами и национальными политическими организациями, возглавлявшими борьбу народов (наций) за независимость, а также отношения последних с ММПО. Все это можно отнести к числу межгосударственных отношений, поскольку ММПО – форма объединения государств; национальная политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство; ГПО обладает рядом признаков государства. При характеристике предмета МП однако не следует основываться чисто на территориальном подходе и сводить межгосударственные отношения лишь к деятельности государств вне пределов их территории (пространственной сферы их суверенитета). Здесь более важен ответ на вопрос: к кому обращены нормы международного права? Поэтому МП и ВП вполне могут иметь совмещенный объект (то по поводу чего) регулирования, а МП активно вторгаться в сферу традиционного внутригосударственного регулирования, с санкции и в рамках содержания норм определяемых его субъектами. Т.е. нормы МП могут создавать правила, относящиеся к статусу и деятельности иных субъектов (физических, юридических лиц) в соответствии с общими интересами государств.
|