Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России
начинают проявляться уже спустя пять-десять лет с начала их эксплуатации, приводя к резкому нарастанию частоты отказов. Коррозионные свищи на магистральных нефтепроводах возникают при нарушении наружной изоляции. Отсутствие катодной защиты или наличие сильных блуждающих токов приводят к быстрому образованию и развитию коррозионных язв (питтингов). Скорость коррозии на нефтепроводах может находиться от нуля до 1 мм в год по толщине. Сварочные свищи обычно возникают на кольцевых швах, если швы выполнялись газопрессовой сваркой (такой способ сварки применялся в СССР на первых магистральных нефтепроводах). При современных способах сварки с применением электрической дуги (ручная, контактная) появление таких дефектов считается маловероятным. Усталостно-механические свищи - результат развития усталостных трещин от механических и других дефектов на стенке трубы. Это - наиболее опасные свищи - результат первого этапа усталостного разрушения трубы. Дальнейший рост трещины приводит ко второму этапу разрушения - ускоренному раскрытию трубы и аварии. Дефекты появляются при транспортировке труб, строительстве и эксплуатации нефтепровода. Дефекты наносятся сторонними организациями, а также ремонтно-строительными управлениями во время ремонтных и профилактических работ на трассе. При длительной эксплуатации сказывается химическая и тектоническая активность почвы. Большое количество дефектов имеет коррозионное происхождение, особенно в южных регионах страны и на участках, где блуждающие токи в грунте значительны. Используемые в настоящее время средства диагностики, включая средства внутритрубной диагностики, не позволяют обнаружить все опасные дефекты (дефекты сварных швов, трещиноподобные дефекты). Степень обнаруживаемости опасных дефектов можно оценить примерно в 40~50% (на сварных швах ожидается больше дефектов, чем на основном металле труб) [37, 39, 41, 51, 99]. Поскольку всегда существует опасность утечки, то предусматриваются проектные меры, которые должны обеспечить как обнаружение утечки, так и остановку процесса перекачки, чтобы ограничить объем вытекающей нефти. На объем утечки влияние оказывают следующие факторы: - размер повреждения трубопровода (размер отверстия); - давление в месте утечки во время работы и остановки системы; - диаметр трубопровода и скорость перекачки; - расстояние между клапанами; - время, требуемое для обнаружения утечки, остановки насосов и за - топографические условия вблизи места утечки. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Система обнаружения утечек должна быть достаточно чувствительной для обнаружения очень малых утечек. Но попытка достичь такой чувствительности делает работу систему нестабильной, когда происходит большое количество ложных срабатываний. Для обнаружения утечек на трубопроводе применяется целый ряд аналитических методов [92]: - анализ массового баланса; - анализ поддержания/падения давления; - акустический анализ волны давления; - модель перехода в реальном времени (компьютерный анализ); - статистический анализ (компьютерный анализ). Помимо аналитических методов используются и методы внешнего мониторинга, такие как: - ручные ультразвуковые системы; - спутниковые системы; - волоконно-оптические системы; - собаки; - мониторинг полосы отчуждения и др. Методы обнаружения утечек и мониторинга состояния нефтепровода приведены в таблице 7. Оценки времен обнаружения утечки и остановки системы перекачки нефти для различных вариантов размера отверстия (таблица 8). Проверка внутреннего состояния трубопровода с использованием измерительного скребка, оборудованного датчиками, в первую очередь, используется для мониторинга дефектов, который позволяет обнаружить и устранить потенциальные проблемы задолго до того, когда произойдет утечка. Эта проверка используется как инструмент для предотвращения утечек посредством оценки целостности трубопровода. Транспортировка больших объемов нефти при высоких давлениях требует постоянной работы по обеспечению надежности магистральных нефтепроводов и предупреждению отказов, аварий. В компании ОАО «АК «Транснефть» к этим направлениям относят следующие [116]: - оснащение специализированных аварийно-восстановительных пун - внедрение систем мониторинга технического состояния магистраль - развитие систем и технологий планирования ремонта и предотвра
|