Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России. Наибольшим количеством разлитой нефти (жидкости) характеризуются нефтепроводы диаметром 219 и 426 мм и водоводы диаметром 114 и 273 мм
Наибольшим количеством разлитой нефти (жидкости) характеризуются нефтепроводы диаметром 219 и 426 мм и водоводы диаметром 114 и 273 мм. Количество аварий на трубопроводах в последние годы резко возросло, и каждая из них приводит к загрязнению в среднем 25-50 м территории. Около 15% аварий ведет к загрязнению значительно больших площадей (до 100 м и более). А какова картина на зарубежных нефтепроводах? Анализ аварийности трубопроводов Западной Европы за 25 лет (1971-1996 годы), был проведен Европейской организацией по защите окружающей среды Сопса»е (Сопзегуайоп о$ С1еап А1г апс! \\^аг.ег т Еигоре) [92]. Протяженность подлежавшей исследованию нефтепроводной системы составляла по 1971 году 12 800 м, а объем перекачиваемой нефти -280 млн тонн; соответственно, в 1995 году - 30 600 км и 550 млн тонн. В 1971 году количество трубопроводов с 10-летним сроком службы составляло 70%, в 1995 году - менее 8% (причем 30% приходилось на трубопроводы со сроком службы 35 или более лет). Данные дифференцированного по возрастным группам анализа показали, что, несмотря на значительное постарение системы, частота аварий за этот период сократилась с 1, 2/1000 км до 0, 4/1000 км, то есть на две трети. Всего за 25 лет на анализируемых трубопроводах было зафиксировано 340 отказов, из которых механическими причинами вызвано 88 (26%), коррозией - 30% (84 отказа из-за внешней коррозии и 18 - внутренней), нарушениями режима эксплуатации - 25 (7%), стихийными явлениями - 14 (4%). Самое большое число повреждений вызвано посторонним вмешательством - 112 аварий или 33% суммарных. Из них: 104 случая классифицировались как случайные; 8 - как результат злостных преднамеренных действий. Исторические данные по разливу нефти из европейских трубопроводов (таблица 12). Американские аналитики консалтинговой фирмы ЕЕА Тесппо1о§1ез 1пс. пришли примерно к таким же выводам. В 1997 году по магистральным путям суммарной протяженностью 207, 5 тыс. км в США было транспортировано 1700 млн тонн нефти и нефтепродуктов. «Плотность» трафика жидких углеводородов составляла 8, 2 тыс. тонн на 1 км. Факты постороннего вмешательства, к которым они относят и повреждения, вызванные стихией, были ответственны за 49% аварий, коррозия - 32%, нарушения режима эксплуатации - 3% и остальные, то есть преимущественно механические, - 16%. В то же время они констатировали, что проведенный ими анализ данных об отказах на трубопроводах, полученный в Министерстве Транспорта США, показал, что, несмотря на все усилия операторов, количество аварий за последние 16 лет практически не сократилось. Американская статистика показывает, что аварии регистрируются даже на самых коротких, технологически простых трубопроводах, операторы же трубо- Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Таблица 12 Данные по разливам нефти из европейских трубопроводов
проводов, протянувшихся на 1000-1500 км, вынуждены сталкиваться с этими ситуациями практически ежегодно. На основании этого американские аналитики сделали два основных вывода: - полностью избежать аварий на нефтепроводах невозможно; - исходя из предыдущего, следует переориентироваться на поиски Данные СОКСА\\^Е подразделены по категориям назначения работы трубопроводов (горячие и холодные) и по типам коррозии (внутренняя и внешняя). Трубопроводы с горячим режимом работы более подвержены воздействию внешней коррозии, чем трубопроводы с холодным режимом работы. Важным фактором в коррозии холодных трубопроводов является более частая вероятность возникновения коррозии на особых локализованных участках трубопровода (например, на пересечениях дорог, точках анкеровки, муфтах и т.д.). Внутренняя коррозия намного менее распостранена, чем внешняя коррозия. Утечки, вызванные коррозией, в основном малы, и почти все они попадают в категорию повреждений малого (5 мм) размера. Природные явления могут быть определены как природные изменения и процессы, которые потенциально могут привести к повреждению трубопровода. Оползни, землетрясения и флувиальные (речные) процессы являются природными явлениями, имеющими значение для трубопроводов. В течение анализируемого периода природные явления были
|