Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России. - диагностика трубопроводов с последующей заменой аварийных участков;
- диагностика трубопроводов с последующей заменой аварийных - протекторная и электромеханическая защита трубопроводов. нефтепроводов в нефтедобывающих компаниях организованы и наращиваются в основном в последние годы, однако опережения старения труб до сих пор не достигнуто. В настоящее время «Транснефть» не испытывает серьезной конкуренции. Единственный существующий в России негосударственный нефтепровод принадлежит КТК. Трубопровод протяженностью около 1700 км имеет максимальную расчетную мощность 67 млн тонн. Специалистами ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», ОАО НИИК, МГУ, МИФИ, ВНИИГАЗ и др. был проведен анализ риска аварий ряда нефтепроводных систем (КТК, БТС, Ярославль-Кириши) [53]. Для количественной оценки риска линейной части магистрального нефтепровода были использовано Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах (таблица 9). Таблица 9 Количественная оценка риска аварий на нефтепроводных системах
Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов При разливе и воспламенении нефти во время аварий на линейной части этих нефтепроводов существует возможность причинения ущерба близлежащим населенным пунктам. Не исключены поражения людей на пересечениях трассы с транспортными магистралями вследствие пожара-вспышки смеси паров нефти с воздухом. 3 июня 1989 года около деревни Улу-Теляк (Башкортостан) произошел разрыв трубы продуктопровода, и свыше 4 тыс. тонн углеводородной смеси заполнило долину вдоль полотна железной дороги Аша-Уфа. В момент встречи двух пассажирских поездов (Новосибирск - Адлер и Адлер - Новосибирск), в которых находилось 1284 пассажира и 86 членов поездных и локомотивных бригад, произошел взрыв углеводо-родно-воздушной смеси, эквивалентный взрыву 300 тонн тротила. Взрывом были разрушены 37 вагонов и 2 электровоза, из которых 7 вагонов сгорели полностью, 26 выгорели изнутри. Ударной волной были оторваны и сброшены с путей 11 вагонов. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал 900-1000°С. Погибло 575 человек, травмировано 623. Судебное разбирательство продолжалось почти шесть лет. Продукто-провод «Западная Сибирь - Урал - Поволжье» протяженностью в 1800 км и диаметром 720 мм вошел в эксплуатацию с 1985 года. Еще при проектировании и строительстве выявлялись определенные недостатки, которые не были должным образом учтены. За период эксплуатации до момента катастрофы по всей трассе продуктопровода было зафиксировано 69 отказов (64%) из-за коррозии, 10 (9, 3%) из-за невыявленного заводского брака труб, 6 (5, 5%) из-за строительных дефектов, 23 отказа (21, 3%)- по другим причинам. Экспертная комиссия обратила внимание на ряд серьезных упущений при строительстве и реконструкции нефтепровода: недостаточно обоснован выбор трассы, использована сталь неподходящих марок, электрохимическая защита включена только через 1-2 года. Судебная металловедческая экспертиза безоговорочно присоединилась ко всем выводам комиссии экспертов. Данные по надежности промысловых трубопроводов можно проследить на основе анализа эксплуатации промысловых трубопроводов Вать-еганского месторождения НГДУ «Повхнефть» (ТПП «Когалымнефтегаз»), расположенного на территории ХМАО [57]. На Ватьеганском месторождении по состоянию на 01.01.2001 года находилось в эксплуатации около 900 км трубопроводов различного назначения и диаметра. 30% из них составляли нефтесборные трубопроводы; 9, 9% - напорные нефтепроводы от дожимной насосной станции (ДНС) до магистрального нефтепровода; 12, 5% - внутриплощадоч-ные нефтепроводы; 43% и 4, 6% - высоконапорные и низконапорные
|