![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России. безопасности России, около 30% аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте связано с разливами нефтепродуктов
безопасности России, около 30% аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте связано с разливами нефтепродуктов. Основную долю в структуре опасных грузов транспортируемых по железной дороге занимают нефтеналивные грузы (сырая нефть, дизельное топливо и мазут). В 2004 году, по данным РЖД, в стране в целом железнодорожным транспортом было перевезено 218, 2 млн тонн нефтеналивных грузов -рост по сравнению с предыдущим годом составил 2, 6%. В последние годы нефтяные компании стали более интенсивно использовать железнодорожный транспорт для поставок сырья за границу. В настоящее время 61% объема нефтепродуктов и нефти, транспортируемой по железной дороге, перевозится частными вагонами, находящимися под управлением независимых операторов. Остальной объем перевозок осуществляется самой дорогой. Сегодня на рынке работают несколько десятков компаний-операторов, заключивших с РЖД соответствующие договоры о взаимоотношениях в области организации перевозок. Общее количество цистерн, которыми оперируют частные компании, составляет порядка 100 тыс. вагонов [101]. Сегодня большинство компаний инвестируют в расширение экспортных железнодорожных мощностей: строительство наливных эстакад и приобретение вагонного парка. Так, «Роснефть» строит эстакады на юге Архангельской области для перенаправления нефти в порт Архангельск; «Лукойл» расширяет эстакады на Ветлосяне в Ухте, на Волгоградском НПЗ, строит порт и терминал в Астрахани, а также железнодорожную ветку длиной 30 км; «Славнефть» расширяет эстакаду на Ярославском НПЗ на 100 тыс. тонн в месяц; «ЮКОС» строит эстакаду в районе Ангарска. В октябре 2004 года ОАО «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» завершил строительство железнодорожного нефтеналивного комплекса на станции Приводино в Котласском районе Архангельской области. Каждый день отсюда в Архангельск, на терминал Талаги, будут отправляться два состава с железнодорожными цистернами, груженными нефтью. Здесь ее перегрузят в танкеры дедвейтом 15 тысяч тонн, которые каждые 4-5 дней будут совершать рейсы в Мурманск на танкер-накопитель «Белокаменка». Отсюда уже более крупные танкеры дедвейтом 100 тысяч тонн повезут ее в Европу [52]. Сейчас железнодорожники рассчитывают на компании, добывающие качественную малосернистую нефть - в настоящее время прокачка такой нефти через трубу и получение на выходе относительно дешевой смеси 11га1з невыгодно. Поэтому, например, ТНК-ВР до сих пор возит небольшие объемы легкой нефти по реке и железной дороге. Кроме того, железная дорога в настоящее время рассчитывает на существенное увеличение объемов перевозки нефти в восточном направле-
Железнодорожная цистерна для нефтепродуктов нии. Это связано не только с поставками нефти «Роснефтью» по контракту в КНР, но и со строительством восточного нефтепровода, первый этап которого предполагает перевозки нефти от станции Сковородино (Амурская область) до конечной точки маршрута по Байкало-Амурской магистрали. Перевозки нефтепродуктов сопряжены с опасностью возникновения аварийных ситуаций, результатом которых могут быть проливы различного масштаба, а при неблагоприятном стечении обстоятельств - пожары и взрывы. Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей. В мае 1996 года на станции Мыслец Горьковской дороги произошла авария грузового поезда с опрокидыванием 23 вагонов-цистерн, разливом фенола и дизельного топлива с возгоранием последнего. Более 100 человек получили отравление фенолом легкой и средней степени тяжести. Фенолом и дизельным топливом были загрязнены почва и водоемы на значительном расстоянии от места происшествия. Причинен значительный материальный ущерб, в основном за счет проведения большого комплекса природоохранных мероприятий.
|