![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России. В сервисном флоте «Волготанкера» теперь есть аварийно-спасательные суда, боны, сорбенты
В сервисном флоте «Волготанкера» теперь есть аварийно-спасательные суда, боны, сорбенты. «Волготанкер» взял курс на создание вместе с МЧС России собственной инфраструктуры, направленной на совместное участие в ликвидации последствий разлива нефти и нефтепродуктов. Перевозки внешнеторговых грузов в судах смешанного плавания типа «река-море» в последние годы стабильно растут, развитие внешнеторговых перевозок судами «река-море» имеет хорошие перспективы: эти суда экономичны, могут заходить практически в любые порты, а в зимний период могут использоваться в морских районах. Развивается взаимодействие речного и морского транспорта по освоению новых грузопотоков с использованием Северного морского пути. Пароходство «Волготанкер» приступило к реализации проекта «Белое море» по перевозке экспортных нефтепродуктов через Беломорско-Балтийский канал в судах типа «нефтерудовоз» с перевалкой в морские суда на рейдах Белого моря. Ленское речное пароходство имеет семь танкеров (один из них - ледового класса) грузоподъемностью от 600 до 4800 тонн. Кроме того, имеется шесть наливных барж (из них одна - ледового класса) грузоподъемностью от 265 до 3 тыс. тонн. У Волжского пароходства в строю находятся 12 танкеров грузоподъемностью 3, 14 и 5 тыс. тонн, а также несколько наливных барж грузоподъемностью 4-4, 8 тыс. тонн. Помимо них, танкерными флотами располагают также компания «Дон-речфлот» (пять нефтеналивных судов), Северное, Печорское, Западно-Сибирское, Камское и Верхнеленское речные пароходства. В Волжском бассейне - 150 тыс. рек и речушек. Большинство притоков Волги, как и она сама, являют собой, кроме всего прочего, транспортные артерии для загрязняющих веществ, в том числе и нефтепродуктов. А между тем на Волге появляется все больше мелей. Риск безопасности судоходства возрастает. Падение уровня воды из-за эрозии дна продолжается со скоростью два сантиметра в год, и эта тенденция в будущем сохранится, констатируют метеорологи. Судовождение по Волге всегда считалось довольно рискованным занятием. Поэтому земснаряды на реке всегда были столь же привычным явлением, как теплоходы, баржи и катера. Специалисты полагают, что в 1980 году государство получило возможность регулировать уровень воды благодаря строительству Чебоксарского водохранилища. Однако во избежание затопления оно не было заполнено водой до проектной отметки в 68 метров от уровня Каспийского моря. В результате средняя глубина на участке волжского бассейна в районе Нижнего Новгорода сейчас составляет 2, 7 метра. Тогда как так называемая гарантированная глубина, например, для беспрепятственного прохода груженых судов класса река-море должна быть никак не меньше 3, 6 метра. Гарантированное прохождение судов через шлюзы Городецкого гидроузла уже обеспечивается не более трех часов в сутки. В Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов результате суда с низкой осадкой проходят участок протяженностью 65 км за двое суток. Вызывает беспокойство проблема пропускной способности Волго-Балтийского водного пути: гидротехнические сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, не выполняются в необходимых объемах работы по восстановлению гарантированных габаритов пути. В связи с отсутствием финансирования из федерального и местного бюджетов, дноуглубительные и выправительные работы на водных путях Северо-Двинской судоходной системы в 2003 году вообще не проводились. В 2003 году транзитное судоходство осуществлялось только в наиболее полноводный период навигации с 6 мая по 15 июля. Пропускная способность большинства шлюзов уже сегодня находится на пределе возможного. Крайняя изношенность строений и механизмов шлюзов таят в себе огромную потенциальную опасность не только для судоходства, но и чреваты серьезными экологическими последствиями. На эти проблемы накладывается человеческий фактор. В конце августа 2000 года на берегу Волгоградского водохранилища, неподалеку от села Нижняя Добринка, произошло серьезное чрезвычайное происшествие. Многометровый танкер «Нефтерудовоз-21м», перевозивший 2420 тонн мазута, внезапно изменил курс и на полной скорости врезался в берег. К счастью, наезд танкера на берег произошел достаточно мягко: корпус судна не был деформирован или пробит. Последствия экологической катастрофы такого масштаба были бы значительны. Дело в том, что второй штурман, управлявший судном в то злополучное утро, просто-напросто уснул, и танкер, предоставленный самому себе, отклонившись от курса, пошел прямо на берег. Авария, происшедшая на 2346-м километре Волги, не единственная. Не столь давно в этих же местах другой танкер, «Волгонефть-261», выполняя рейс Керчь - Самара, врезался в правый берег Волгоградского водохранилища неподалеку от села Стрельноширокое. И причина та же: штурман уснул во время вахты, и снова в ходовой рубке, кроме него, никого не было. К счастью, танкер плыл незагруженным. Большой риск представляют собой процессы заправки и слива нефтепродуктов на нефтяных терминалах речных портов. 1 августа 1977 года в Нижнем Новгороде у причала № 3 Сормовской нефтебазы во время перегрузки бензина из танкера ТН-602 в машинном отделении произошел взрыв, и на танкере начался пожар. Прибывшие пожарные расчеты начали борьбу с огнем, но через некоторое время танкер взорвался, выбросив топливо своих танков. В результате взрыва погибли 24 сотрудника пожарной охраны и 9 человек плавсостава судов, принимавших участие в тушении пожара. 30 августа 2003 года вспыхнул пожар на танкере «Виктория», стоявшем у причала нефтеналивного терминала «Артемий» в Октябрьске Са-
|