![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Риски разливов нефти на море. роены города и промышленные объекты, освоены новые земли, которые в настоящее время затапливаются или находятся под угрозой затопления
роены города и промышленные объекты, освоены новые земли, которые в настоящее время затапливаются или находятся под угрозой затопления. В бассейне Каспийского моря размещено свыше 200 крупных предприятий и 100 больших городов. С подтоплением неразрывно связана проблема перемещения береговой черты, которая передвинулась уже на 20~30 км. В результате повышения интенсивности штормовых нагонов происходит размыв защитных дамб и затопление морскими водами прибрежных нефтепромыслов. Другая проблема Каспия - высокая геодинамическая активность, из-за которой велика вероятность различных техногенных катастроф, просадок, подвижек земной поверхности, локальных землетрясений. Первый признак этих негативных явлений - падение пластового давления, которое, в частности, довольно активно происходит на Тенгизе. Непростая ситуация складывается в Астраханской области. В этом российском регионе не только имеется высокая геодинамическая активность, но еще и было проведено 15 ядерных подземных испытаний, и это также оказывает соответствующее влияние на геологическую обстановку. В 2000 году здесь произошло мощное землетрясение, эпицентр которого располагался в море. Многие эксперты нашли прямую взаимосвязь между нефтедобычей и геодинамикой и склонны связывать это событие с работами по реализации нефтегазовых проектов. Очень тяжелое положение на Каспии складывается с рыбными запасами. Еще в середине 80-х годов прошлого века советскими и иранскими рыбаками добывалось свыше 30 000 тонн осетрины. К 1995 году официальный лов сократился до 3100 тонн. Наряду с объемом лова сократился и средний размер рыбы. За последние 20 лет уровень содержания кислорода в море на глубине 100-200 м снизился на 40%. В организмах отловленных экологами осетров был обнаружен огромный уровень гидрокарбонатов, парафина и некоторых тяжелых металлов. Официальная добыча России, Азербайджана, Казахстана и Туркмении в 2000 году составила всего 650 тонн при разрешенной квоте 890 тонн. На 2001 год квоты для четырех стран Каспия (кроме Ирана, который сам устанавливает свои квоты) на добычу осетровых установлены в объеме 490 тонн. По иранским статистическим данным, если в 1990-м году на Каспии было добыто 3000 тонн черной икры, то в 2002 году удалось набрать лишь 145 тонн [84]. Хрупкость экосистемы Северного Каспия с дельтами Волги, Урала и Эмбы заключается в его мелководности. Средняя глубина - 3, 3 метра. Естественно, при бурении скважин повреждается морское дно - основа жизни всех обитателей Каспия. В зимнее время толщина льда на мелководьях достигает 12 метров, во многих местах касаясь дна. Под действием ветра лед может двигаться, вызывая наслоение льдин и образование торосов, превращаясь в неподвижные нагромождения льда (стамухи) Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов шириной до полукилометра. Если нефть будет найдена в достаточных количествах, число скважин станет измеряться десятками, и тогда мелководье Северного Каспия может превратиться в огромную нефтяную лужу. Ну а если случится выброс нефти - недалеко и до экологической катастрофы. Современная экологическая ситуация Каспийского региона определяется расширением масштабов добычи углеводородных ресурсов всеми прикаспийскими государствами. В этой связи с каждым годом все острее становится проблема нефтяного загрязнения и экологической безопасности Каспия. Низкий уровень техники разработки месторождений, довольно частые аварии на нефтяных скважинах и при разведочном бурении, отсутствие эффективных решений и средств локализации разливов нефти ведут к поступлению в море значительных, трудно поддающихся точному учету, объемов нефти. Ситуация зачастую усугубляется несоблюдением нефтедобывающими компаниями экологических требований и нормативов [64, 65, 66, 84]. Неудовлетворительное техническое состояние затопленных нефтяных скважин месторождений «Юго-Западный Тажигали» и «Прибрежное» казахстанского сектора Каспия явилось причиной нефтяных разливов на море в 2001 году и в мае 2003 года. Четыре раза фиксировались разливы нефти при испытаниях скважин «Западный Кашаган-1», «Восточный Кашаган-3» и «Каламкас-1». Аварийные разливы нефти имели место и в морском порту Актау. В 2001-2002 годах произошли разливы при транспортировке нефти танкерами «Ислам Сафарли» и «Виктор Кибенок», при загрузке танкера «Гафур Мамедов». 22 октября 2002 года вблизи города Баку потерпел крушение и затонул паром «Меркурий-2» с 18 цистернами нефти на борту. Погибло 45 человек, а площадь разлитой нефти составила 15 квадратных километров [109]. Огромные «нефтяные пятна» площадью до 800 квадратных километров можно нередко наблюдать и в акватории южного и среднего Каспия. Последние исследования показывают, что на экологию Каспия влияют факторы не только техногенного, но и природного происхождения. Так, в апреле-мае 2001 года произошло подводное землетрясение, которое сопровождалось выбросом из недр химических веществ и резким повышением температуры воды, что привело к массовой гибели рыбы. Потенциальную опасность крупномасштабного нефтяного загрязнения Каспия представляет планируемое строительство нефте-газотрубопроводов по дну моря. Перевозка сырой нефти на нефтеналивных баржах из Актау в Баку и в другие места представляет собой высокий риск, поскольку танкеры устарели, не имеют современного навигационного оснащения и не отвечают международным стандартам.
|