![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Риски разливов нефти на море. Черное и Азовское моря как возможные акватории нефтегазодобычи начали изучаться с середины прошлого века
Черное и Азовское моря как возможные акватории нефтегазодобычи начали изучаться с середины прошлого века. Однако открытие крупных нефтегазоносных провинций в Сибири на шельфах северных и дальневосточных морей привело к ограничению объемов геологоразведочных работ в южных морях. В последние годы как государственные, так и негосударственные предприятия вновь проявили интерес к поискам нефти и газа в пределах Азово-Черноморского бассейна. Насущной проблемой на настоящий момент является качественное проведение оценки ресурсного потенциала этих акваторий с учетом всего объема накопленной информации, включая и большой массив новейших данных геофизики и глубокого бурения с целью определения и обоснования государственной стратегии их освоения в ближайшем будущем. Под дном Азовского и Черного морей прогнозируются значительные (до 3~4 млрд т.у.т.) ресурсы углеводородного сырья, ожидается возможность открытия здесь крупных и даже гигантских по запасам месторождений. Хотя поисково-разведочные работы на море дороже, чем на суше, но их освоение по ряду параметров может оказаться дешевле, чем на суше, особенно в условиях прекрасно развитой береговой инфраструктуры и близрасположенных крупных потребителей топливно-энергетического сырья. Добыча и транспортировка нефти и газа из южных регионов страны высокорентабельна. В то же время южные моря являются источником значительных биоресурсов, а их побережье широко используется для оздоровления и отдыха граждан нашей страны и зарубежья. Все это обуславливает необходимость взвешенного подхода к освоению и разработке на их шельфах месторождений полезных ископаемых, чтобы не нарушить природного экологического равновесия [113]. На ближайшее время (до 2010 года) предполагается в пределах акваторий и транзитных зон указанного региона провести значительные объемы геологоразведочных работ. Несмотря на отмечаемое в последние годы снижение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты бассейнов морей Черного и Азовского морей с территории Российской Федерации, экологическую обстановку в регионе можно охарактеризовать как напряженную. Основными источниками загрязнения Азовского моря и водных объектов его бассейна являются предприятия химической и угольной промышленности, орошаемое земледелие, особенно рисовые чеки, водный транспорт в период навигации. Загрязненность морской среды Черного моря традиционно определяется количеством нефти и нефтепродуктов, попавших в море в результате аварий на судах или с промышленными стоками. Основными постоянно действующими источниками загрязнения моря являются морские порты, судо- и вагоностроительные заводы, нефтеперерабатывающие пред- Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов приятия и предприятия по обеспечению нефтепродуктами нефтеперева-лочные базы, муниципальные сооружения очистки сточных вод. В бассейне Черного моря есть по настоящему «узкие места» и, в первую очередь, проливы Босфор и Дарданеллы. Несмотря на то, что система управления движением в проливах Босфор и Дарданеллы - одна из самых совершенных в мире, различного рода аварии и даже гибель судов происходят регулярно - по несколько раз в год. В 1996 году через Босфор было перевезено 60 млн тонн нефти. В 2003 году этот поток увеличился более чем вдвое и достиг 134 млн тонн. Сейчас каждый день через центральную часть Стамбула, в котором проживает 13 млн человек, в среднем проходит до 15 крупнотоннажных танкеров. При сохранении сложившихся темпов увеличения объемов добычи и экспорта российской и казахской нефти, к 2010 году потребность в перевозке нефти через турецкие проливы увеличится еще на 50% [101]. Этому будет способствовать наращивание мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которая к 2014 году может достичь 67 млн тонн в год. Кроме того, согласно «Энергетической стратегии России до 2020 года» предполагается увеличение мощностей нефтяных терминалов Новороссийска и Туапсе до 59 млн тонн в год. Вполне возможно, это произойдет гораздо раньше. Определенный дополнительный вклад в поток танкеров через турецкие проливы даст реверс трубопровода Одесса - Броды. Для снижения вероятности тяжелой катастрофы в связи с танкерными перевозками через турецкие проливы рассматривается вопрос о строительстве обходных трубопроводов. Нефтеэкспортеры несут большие убытки в связи с перегруженностью проливов Босфор и Дарданеллы. В ноябре 2002 года на прохождение одним танкером проливов в северном направлении уходило в среднем 7~8 дней, в южном направлении - 4-6 дней. На переходе из Черного моря в Средиземное образовывались настоящие заторы из танкеров. В январе 2004 для прохождения танкерами проливов требовалось в среднем уже 20-25 дней. Возросший объем нефтеэкспорта и введенные Турцией ограничения в Босфоре перманентно ухудшают положение черноморских портов и неумолимо приближают размер убытков, которые несут нефтеэкспортеры, к критическому рубежу. Нефтеэкспортеры теряют на черноморско-сре-диземноморском направлении в среднем 12 долларов на каждой тонне нефти. Суммарные потери российских нефтяных компаний из-за ужесточения Турцией правил прохода танкеров через Босфор и Дарданеллы в 2003 году составили около 700 млн долларов. Объемы перекачки нефти и нефтепродуктов через бассейн Черного моря нарастают с каждым годом (рис. 12). Это объясняется ситуацией,
|